Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа
Целью работы является изучение экономических кризисов и анализ их последствий.
Поставленная цель требует решения следующих задачи:
выявить сущность понятия кризис;
изучить существующую классификацию и характеристику процесса протекания кризисов;
осветить основные характеристики экономического цикла;
выявить сущность понятия кризис;
изучить классификацию экономических кризисов;.
Введение 3
1. Типы экономического развития. Кризис как фаза экономического цикла 5
1.1 Цикличность экономического развития.
Типы экономического роста 5
1.2 Сущность понятия кризис. Классификация кризисов 12
2 Причины и закономерности экономических кризисов 17
2.1 Причины экономических кризисов в трактовке различных экономических школ 17
2.2 Закономерности экономического кризиса 27
2.3 Особенности влияния кризисов на потребительское поведение и развитие общества в мире 34
3. Мировые экономические кризисы и их последствия. Пути выхода из кризиса 38
3.1 Особенности мировых экономических кризисов 38
3.2 Последствия экономических кризисов и антикризисное управление в мире 43
3.3 Пути выхода из экономических кризисов. Экономическая политика в мире 47
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Интересным фактом является зависимость уровня религиозности населения от экономических кризисов. Причём в зависимости от конкретного государства, менталитета народа наблюдается повышение или понижение интереса к религии.
Ни для кого не секрет, что кризис может оказывать непосредственное влияние на уровень преступности. Как показывает статистика, представленная ФБР, число мошенничеств и количество преступлений значительно возрастают во времена финансовых кризисов.
Поскольку кризис бьет не только по карманам владельцев крупных компаний, инвесторов, бизнесменов, но и обычных граждан, вполне понятна причина снижения числа туристов во многих странах.
Чтобы избежать пагубных последствий экономических кризисов, необходимо иметь четкое представление о механизме их действия и о вызывающих их факторах. Экономическая наука в настоящее время не может с точностью предугадывать и прогнозировать время наступления, продолжительность и характер экономических кризисов, потому предотвратить их практически невозможно, но, тем не менее, возможно регулировать. [7.]
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний и причины возникновения кризисов, поэтому имеет место значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке программы антициклического регулирования экономики. Данный процесс представляет собой сознательные и целенаправленные действия государства и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс. Существует немало экономических школ и направлений, каждая из которых предлагает свой вариант антикризисного управления. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:
Однако все же все они тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развившихся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.
Сторонники
неокейнсианства большее
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, и, в конечном счете - производства.
В период подъема
экономической конъюнктуры государство
в целях предотвращения перегрева
экономики и связанных с этим
болезненных явлений в
Несмотря на существенные различия между неокейнсианством и неоконсерватизмом, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, государство в состоянии сглаживать циклические колебания и что оно должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.
Антициклическое регулирование в современных условиях обусловливают значительные различия между современными экономическими кризисами (в послевоенный период) и кризисами XIX в. Суть различий состоит в следующем:
После второй мировой войны в большинстве развитых стран мира были расширены антикризисные меры государства, а также дополнены определенными антициклическими средствами в отношении смягчения циклических колебаний. В частности, антикризисные меры были расширены за счет увеличения государственных закупок товаров и услуг, стимулирования жилищного строительства, проведения политики ускоренной амортизации, предоставления налоговых скидок при установлении нового оборудования, снижения налогов на прибыль корпораций и др. Обобщающим показателем влияния государства на экономический цикл является доля государственных расходов в ВВП и, прежде всего, государственные закупки товаров и услуг. В середине 90-х гг. доля государственных расходов в ВВП составляла в Японии около 35, а в Швеции — более 70 %.
Особенности антициклического регулирования в значительной мере обусловлены доминированием в экономике монополий. Э.Чемберлен вполне убедительно доказал, что даже при отсутствии соглашений (устных или письменных) цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства ниже. Это обусловлено тем, что олигополии сокращают объемы производства с целью недопущения перепроизводства товаров и снижения цен. Э.Чемберлен и другие западные ученые справедливо указывали на отсутствие гибкости цен, их подвижности в сравнении с периодом свободной конкуренции.
Этой негативной
тенденции может противостоять
только деятельность государства по
стимулированию денежного спроса с
помощью соответствующей
3.3 Пути
выхода из экономических
Для устранения нежелательных последствий кризиса в рыночной среде, в социальной сфере необходимы целенаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенных принципах, и представляют социальную политику государства.
Государственная социальная политика – комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.
От
государственной социальной
Целями экономической политики являются: поддержание устойчивости экономического роста и ускорение научно–технического прогресса. Эта цель имеет двоякий смысл. По мере экономического роста, накопления богатства создаются условия для повышения уровня жизни. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического роста, тем выше требование к людям – их знаниям, профессиональной подготовке, физическому и нравственному развитию, что требует развития социальной сферы. Не случайно видные экономисты (Д.Кейнс, В.Ойкен, Л. Эрхард) рассматривали социальные проблемы в тесной связи с проблемами экономического роста:
Результативность социальной политики можно оценить таким показателем, как уровень жизни населения. Система индикаторов уровня жизни, позволяющая отслеживать динамику всех его сторон, сравнивать его с прошлыми периодами и другими странами, а также со сложившимися рациональными научными нормами, включает показатели здоровья и состояние здравоохранения, занятости, питания, жилищных условий, наличие домашнего имущества, уровня культуры, платных услуг. Специалисты «Программы развития ООН» разработали обобщающий индикатор уровня жизни, исчисляемый как средняя из трех величин: ВВП в расчете на душу населения (с учетом порога бедности), ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения (25 лет и старше), отнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутых в мире. Этот индикатор назван «Индикатором человеческого развития».
Определяющую роль в осуществлении социальной политики на государственном уровне играет институт социального партнерства. Показателем превращения социального партнерства в официальную политику может служить законодательное формирование в западноевропейских странах трехсторонних экономико–социальных советов из представителей объединений предпринимателей, профсоюзов и государства. В разных странах они имеют различное наименование. В Италии в 1947 г. был образован Национальный совет экономики и труда, в Бельгии в 1948 г. был создан аналогичный орган, во Франции экономический и социальный комитет действует с 1958 г. Подобные советы созданы в Голландии (1950 г.), Англии (1962 г.), Ирландии (1973 г.), Люксембурге (1966 г.).
В рамках Европейского Союза действует экономический и социальный комитет, который, помимо других функций, способствует координации деятельности национальных советов. Политика социального партнерства переступает национальные рамки и превращается в скоординированную международную (региональную) политику.
Одной из функций механизма социального партнерства является обеспечение консенсуса в масштабах страны. Для выполнения этой функции экономические и социальные советы систематически консультируют правительство и парламент по законопроектам и проектам решений, касающихся социальных проблем, вырабатывают согласованную политику по защите интересов субъектов трудовых отношений, социальной справедливости.
Целенаправленное регулирование социальных процессов на государственном уровне осуществляется путем перераспределения национального дохода. Ян Тинберген для ряда стран оценил долю перераспределения национального дохода на социальные нужды населения, которую условно можно было бы назвать показателем социализации. Этот показатель для четырех стран выглядит следующим образом: Швеция – 0,299, Нидерланды – 0,28, США – 0,125, Япония – 0,1. Показатели других стран Западной Европы лежат между экстремальными значениями Швеции – Японии [11, С. 187].
Механизм реализации социальной политики предполагает несколько направлений. Сюда относятся: социальное страхование; политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищная политика.
Социальное страхование – основной элемент социальной защиты населения. Цель системы социального страхования – обеспечить человеку экономическую защиту в случае болезни и в старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине, в связи с безработицей. Впервые система государственного социального страхования была создана в Германии в конце XIX в. с принятием закона о страховании от несчастных случаев и по болезни (1883 – 1884 гг.), о введении пенсий по старости и инвалидности (1889 г.), затем в Австрии, Дании, Франции, Великобритании и других странах.
Различают две формы страхования – обязательное и добровольное. Последнее действует на основе страхового законодательства, так же как и обязательное, но носит добровольный характер и регулируется договором страхования (страховое обеспечение и другие условия определяются по соглашению сторон). В странах Европы, кроме Дании, страхование по безработице носит обязательный характер.
В современных условиях по своим масштабам и степени развития основным видом социального страхования в развитых странах является пенсионное обеспечение. Государство регулирует условия назначения пенсий (возраст, страховой или трудовой стаж, продолжительность гражданства), принцип определения размера пенсий (фиксированная, минимальная, зависящая от заработка) и порядок образования фондов. Они формируются за счет государственных дотаций, социальных налогов на работодателей, взносов страхуемых.
Другим видом социального страхования, обеспечивающего социальную защиту, является государственное социальное страхование по безработице. В странах рыночной экономики введено в 20–30 гг. XX в. Назначение пособия по безработице связано с выполнением ряда требований, существенно ограничивающих круг лиц, которым оно может быть выплачено. Работник, обратившийся за пособием, должен иметь определенный стаж, получать необходимый минимум заработной платы за определенный период (квартал, год). Продолжительность квалификационного стажа в разных странах неодинакова, так же как и продолжительность выплаты пособия (от 13 до 52 недель в Германии, до 26 недель в среднем в большинстве штатов США, Италии, Японии). Значительная доля выплат пособий по безработице падает на государство. В Швеции, в частности, пособия по безработице лишь на 15% погашаются за счет страховых взносов, и на 85% – за счет государственных средств, складывающихся из обязательных взносов предпринимателей и налогов.