Экономический анализ рынка олигополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие рынка. Структура рынка…………………………………………5
2.Фирма на совершенно конкурентном рынке благ……………………….5
2.1. Совершенно конкурентный рынок……………………………………..6
2.2Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту…………..11
3. Фирма – монополия на рынке благ………………………………………12
3.1.Понятие монополии………………………………………………………12
3.2. Рынок чистой монополии……………………………………………….14
3.3.Ценовая дискриминация…………………………………………………17
3.4.Стратегия фирмы – монополии по продукту…………………………...20
4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной
конкуренции………………………………………………………….21
5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы…………………………22
5.1.Антимонопольное регулирование……………………………………… 24
6. Олигополия на товарном рынке…………………………………………...24
6.1.Модели олигополистического ценообразования………………………25
7.Экономический анализ рынка олигополии в России……………………35
7.1.Основные олигополистические рынки………………………………….36
7.2.Особенности российского рынка олигополий ………………………… . 43 Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 306.51 Кб (Скачать документ)

    Кривая спроса на продукцию монополиста наклонена  вниз. Менеджеры фирмы знают, что, слегка снижая цену, можно активизировать спрос на продукцию.

       

    Линия предложения: у монополии нет единой линии  предложения, т.к. при выборе цены и  объема производства монополия принимает  всю шкалу спроса.

             

    Таблица показывает взаимосвязь спроса, совокупного и предельного дохода фирмы-монополии.

 

Qd                  1           2              3             -         16         17       18       -      33       34       35

P                  10              9.7            9.4         -         5.5        5.2       4.9      -      0.4      0.1      0

TR(PQ)                  10             19.4          28.3       -         88         88.4     88.2    -      13.2    3.4      0

MR(ΔTR/ΔQ)          -                9.4           8.8          -          -           0.4       -0.2     -       -        -9.8     -3.4

    Линия предложения: у монополии нет единой линии  предложения, т.к. при выборе цены и  объема производства монополия принимает  всю шкалу спроса.

    Используя таблицу, рассмотрим взаимосвязь спроса, совокупного  и предельного дохода фирмы-монополии. 
     

    Qd                     1         2          3           -      16      17         18         -      33       34       35

    P                        10      9.7        9.4       -       5.5     5.2        4.9       -      0.4       0.1      0

    TR(PQ)              10      19.4      28.3     -       88      88.4      88.2     -      13.2     3.4      0

    MR(ΔTR/ΔQ)      -         9.4       8.8       -       -          0.4       -0.2      -      -          -9.8     -3.4 

    Взаимосвязь спроса, совокупного и предельного дохода фирмы-монополии графически выглядит следующим образом:

    На эластичном участке спроса предельный доход  положительный, а совокупный доход  растет.

    На неэластичном участке спроса предельный доход <0 и совокупный доход у фирмы  падает.

    При эластичности Ed=1, предельный доход =0, а совокупный доход максимален. 

    Эту взаимозависимость  рассматриваем с тем, чтобы определить участок плоскости на графике, где можно определить точку максимизации прибыли (он заштрихован). 

     При монополии наблюдается наибольшее сокращение выпуска отрасли по сравнению с состоянием рынка совершенной конкуренции.

    Равновесие  монополии наблюдается там, где  предельная выручка от продажи товара оказывается равной предельным издержкам  его производства: MR = МС.

    Монополия не устанавливает цену произвольно: условие  равенства предельных показателей (дополнительных показателей на единицу  продукции) определяет объем производства и продаж монополиста, а рыночная цена задается в зависимости от эластичности спроса на данном рынке.

    Рынок чистой монополии также относительно редко  встречается в реальности. Однако монопольные эффекты в виде сокращения производства и роста цены могут  встречаться в разных отраслях как  временное или достаточно длительное явление.

    Монополия не имеет абсолютной гарантии или защиты от конкурентов, т.к. со временем они  все равно проникнут на данный рынок.

     Тогда фирма  несет убытки из-за конкурентов,  т.е. потеряла свою монопольную  власть (см. ниже).

                                                           P<AC; MR=MC.

    Долгосрочный  период: фирма-монополия в этом случае (в отличие от совершенно конкурентной фирмы) имеет экономическую прибыль, т.к. существуют барьеры против проникновения  конкурентов на данный рынок.

    LMR=LMC; P>LAC.

    Углубляя понятие  о монополии, рассмотрим ценовую  дискриминацию. 3.3.Ценовая дискриминация есть практика установления монополией разных цен на различные единицы одного продукта, не оправданная никакими различиями в издержках. Это возможно при трех условиях, если:

    1)    продавец-монополист  контролирует производство и  цену;

    2)    продавец  способен выделить покупателей  в различные группы, которые имеют  разную готовность или способность  платить за продукт (покупатели  с различной эластичностью спроса); 

    3)    первоначальный  покупатель не может перепродавать  товар. 

    Ценовая дискриминация  часто практикуется фирмами коммунальных услуг, авиакомпаниями. Можно дифференцировать плату за учебу в колледже, цены за билеты на концерты известных артистов и т.д. 
     
     
     

    График. Модель ценовой дискриминации

    При Р1 – одна группа покупателей приобретает Q1 товара. 

    При Р2 (дешевле) – приобретают товара больше (Q2) в другой группе. 

    Видим, что  дискриминующий монополист производит и реализует всегда больше продукции  и имеет большую прибыль. Однако отношение к дискриминации не однозначно, многие считают это явление  несправедливостью. 

    Отличие монополии  от совершенной конкуренции: 

    1.   Контролирует  больше параметров. 

    2.   Может  производить и продавать меньше  продукции, но назначать более  высокую цену. 

    3.   Способствует  неравенству в распределении  доходов общества. 

    Государство в борьбе с монополями использует антимонопольное законодательство. 

    Монопольная власть приводит к ценам, которые  превышают и предельный доход, и  предельные издержки.

    Одним из способов оценки монопольной власти является индекс Абба Лернера, который показывает меру превышения цены над предельными  издержками: 

    .

    Чем меньше фирм, тем больше индекс. 

    Можно определить универсальное правило ценообразования.  

    Рассчитаем  предельный доход через коэффициент  эластичности фирм:  

    Причем, правило  максимизации MR=MC сохраняется.

    Ed – коэффициент  эластичности спроса фирмы показывает  процентное изменение в сбыте  продукции фирмы, которое происходит  от изменения фирмой цены продукции  на 1%. 

    Зависит от 2-х  моментов: 

    1)    от  эластичности рыночного спроса,

    2)    от  количества фирм на рынке, которые  имеют монопольную власть.

    Отсюда  – это универсальное правило ценообразования для любой фирмы с монопольной властью. 

    Существует  индекс Херфиндаля, измеряющий концентрацию рынка. 

    Используется  для оценки потенциальных возможностей осуществления монопольной власти на рынке:

    ,

    где    Si – доля фирмы (в процентах), обеспечивающей наибольший объем поставок;

    S2 – доля  следующего по величине поставщика. 

    При S1=100% индекс Херфиндаля будет равен Н=10 000, т.е. полное господство одной фирмы на рынке. 

      Если Н=1000 и ниже – совершенно конкурентный рынок

    В мировой  практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания     Де Бирс   на рынке алмазов.

    3.4. Стратегия фирмы-монополии по продукту

    Фирма-монополия  диктует цены на свой товар, соответственно MR¹P (это неравенство справедливо  для всякой фирмы, обладающей в той  или иной мере монопольной властью  на рынке продуктов), цена больше предельного  дохода (P>MR), следовательно, ценность предельного продукта окажется выше дохода от предельного продукта ресурса (VMPL>MRPL). Поэтому условием максимизации прибыли монополистом на совершенно конкурентном рынке ресурсов является равенство дохода от предельного продукта ресурса (который больше ценности предельного продукта) ставке заработной платы: 

    MRPL=MIC,

    при этом (MRPL<VMPL)=MIC (W). 

    График. Равновесие фирмы-монополии по продукту

    на совершенно конкурентном рынке ресурсов 

    График иллюстрирует данное условие. Равновесие будет в  т. Е, т. е. фирма купит L1 ресурса по цене W1, хотя могла бы оплачивать труд дороже (по величине VMPL). Возникающую  разность между VMPL и заработной платой (ценой ресурса) некоторые экономисты называют монополистической эксплуатацией; считают, что производственный фактор эксплуатируется, если он оплачивается по цене, меньшей ценности созданного им предельного продукта. 

    Формирование  спроса на один из нескольких переменных факторов со стороны фирмы-монополии  аналогично его формированию со стороны  совершенно конкурентной фирмы. 
     

    4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной конкуренции

    4.1. Стратегия фирмы-монопсонии совершенно конкурентной по продукту

    Чтобы определить оптимальное количество ресурса (труда), которое следует приобрести фирме, будем рассуждать следующим образом. В условиях рынка ресурсов несовершенной  конкуренции предельные издержки на ресурс не равны заработной плате (MIC ¹ W). Предельные издержки на ресурс представляют приращение совокупных издержек на каждую дополнительную единицу ресурса:

    Эта же величина может быть представлена двумя составляющими: 

    Дневная заработная плата (цена ресурса) дополнительного  работника (ресурса) (W2).

     Прибавка  к заработной плате трудившимся  ранее L1(W2–W1), 

    где    L1 – количество ранее работающих на фирме людей, 

    W1 – прежняя  ставка з/платы одного работника,

    W2 – новая  ставка з/платы дополнительного  работника. 

    Соответственно MiC=W2+L1(W2–W1).

    Отсюда MiC>W в  отличие от рынка ресурсов совершенной  конкуренции. 

    Фирма, обладающая властью монопсонии (единственного  покупателя ресурса), максимизирует  прибыль путем найма ресурса  до того момента, когда доход от предельного  продукта ресурса (труда) станет равным предельным издержкам на ресурс:

    MRPL (VMPL)=MiC(MiC>W).

    График. Равновесие фирмы - монопсониста

    (совершенно - конкурентной по продукту)

    Вплоть до L каждая дополнительная единица труда  дает больший прирост выручки (и  ценности продукта) в сравнении с  затратами предприятия на ее привлечение. Максимум прибыли будет достигнут  при использовании L единиц труда, которые  фирма оплачивает по единой ставке з/платы (W). Уровень зарплаты определяется точкой на кривой предложения труда, соответствующей равновесию. Из рисунка  видно, что уровень зарплаты оказывается  меньше величины VMP=MRPL, т. е. меньше возможностей фирмы. Мы и здесь наблюдаем монопсонистическую эксплуатацию переменного фактора. 

Информация о работе Экономический анализ рынка олигополии в России