Экономический анализ рынка олигополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие рынка. Структура рынка…………………………………………5
2.Фирма на совершенно конкурентном рынке благ……………………….5
2.1. Совершенно конкурентный рынок……………………………………..6
2.2Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту…………..11
3. Фирма – монополия на рынке благ………………………………………12
3.1.Понятие монополии………………………………………………………12
3.2. Рынок чистой монополии……………………………………………….14
3.3.Ценовая дискриминация…………………………………………………17
3.4.Стратегия фирмы – монополии по продукту…………………………...20
4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной
конкуренции………………………………………………………….21
5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы…………………………22
5.1.Антимонопольное регулирование……………………………………… 24
6. Олигополия на товарном рынке…………………………………………...24
6.1.Модели олигополистического ценообразования………………………25
7.Экономический анализ рынка олигополии в России……………………35
7.1.Основные олигополистические рынки………………………………….36
7.2.Особенности российского рынка олигополий ………………………… . 43 Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 306.51 Кб (Скачать документ)

          1) ломанную кривую спроса;

          2) установление цен путем сговора; 

          3) ценовое лидерство; 

          4) ценообразование по схеме «издержки  плюс».

    1) Жесткость цен является основой модели ломаной кривой спроса фирмы-олигополии. Модель объясняет негибкость цен, но не само их установление. Фирмы стремятся к стабильности цен. Даже если снижаются затраты или падает спрос, олигополисты не спешат снижать цену (бояться, полагая, что могут быть неправильно поняты конкурентами, и начнется ценовая война). Если затраты или спрос растут – не стремятся повышать цену (думают: конкуренты могут не последовать за ними). Любое изменение цены приведет к нежелательным последствиям, поэтому фирмы стараются удержать цену.

       Практика  ценообразования на поставляемую продукцию  показывает, что любое крупное  решение, принимаемое фирмой, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются    соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта,     об     объемах производства.

        2) Модель, основанная на тайном сговоре, имеет большее распространение. Фирмы достигают соглашения (в форме картеля) по поводу цен и объемов производства. Это дает возможность ограничить конкуренцию, уменьшить неопределенность и увеличить прибыль. Но существуют препятствия для тайного сговора (различия в издержках, правовые препятствия, возможность появления новых конкурентов, численность фирм и т.д.), потому он недолговечен.

       3) Еще моделью координации ценового поведения олигополистов является ценовое лидерство, при котором один из производителей-продавцов получает признанный другими статус ценового лидера. Он регулирует цену продукции, все другие фирмы следуют за ним. Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменяющимся условиям рынка, при этом придерживается следующей тактики: 

    ·  устанавливает  цену с учетом правила максимизации прибыли MR=МС, чтобы помешать вступлению в отрасль других фирм и сохранить  ее олигополистическую структуру; 

    ·  цену корректирует не часто (лишь при условии значительного  изменения спроса или издержек); 

    ·  о надвигающемся  пересмотре цен сообщает в отраслевых печатных изданиях. 

    Обычно различают  два основных типа ценового лидерства  – лидерство фирмы с существенно  более низкими затратами, чем  у конкурентов и лидерство  фирмы, занимающей доминирующее положение  на рынке, но не существенно отличающейся от последователей по уровню затрат. 

         4) Модель ценовой войны (сознательное соперничество). Ценовая война – это последовательное уменьшение цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Названная ситуация возникает, если появляется искушение у конкурента увеличить свои продажи, сокращая цены и захватывая тем самым рынок сбыта. В этот процесс втягиваются все фирмы отрасли. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек; экономическая прибыль в этом случае уже равна нулю.

    Ценовые войны  хороши для покупателей, фирмы-олигополисты в конечном итоге теряют свои доходы (кроме, пожалуй, начинающей войну фирмы). Поэтому данная ситуация возникает  не часто. 

         Единой  теории олигополии не существует. Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.

         В 30-х гг. Пол Суизи разработал модель, демонстрирующую весьма необычный  вид кривой спроса фирмы, работающей на рынке олигополии (рис. 3.2). 

         

         Рис. 3.2. Кривая спроса фирмы в условиях олигополии 

         Предположим, что на рынке установилась цена Если какая-либо фирма увеличивает цену на свою продукцию (и, причём, делает это в одностороннем порядке), тогда другие фирмы в отрасли не последуют её примеру. В результате этого она потеряет часть своей рыночной доли, поскольку покупатели переключаются на продукцию тех фирм, у которых относительно более низкие цены. Если же фирма, напротив, снизит цену, то это может спровоцировать снижение цен другими фирмами в отрасли, чтобы избежать потери доли рынка, которая может отойти фирме с более низкой ценой. Из-за того, что в этом случае конкуренты последуют за данной фирмой, спрос на её продукцию окажется менее эластичным.

         Данная  модель объясняет, почему фирмы - олигополисты очень часто не склонны изменять цены на свою продукцию: изменение цены в данном случае просто приведёт к сокращению прибыли.

         В общепринятой трактовке олигополия существует в том случае, если количество предприятий в отрасли таково, что при формировании своей стратегии, т.е. при установлении цен или  определении объёмов производства, им приходится учитывать возможную  реакцию конкурентов.

         Поэтому - в отличие от иных рыночных структур - здесь не существует единственной модели ценообразования или выбора оптимального объёма выпуска. Равновесный  исход зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции  своих соперников. Следовательно, существует множество моделей стратегического  поведения фирм - олигополистов: модель одновременных игр, модель последовательных игр, модель дуополии Курно, дуополия Бертрана, модели изогнутой кривой спроса и др. [21, c.395-397] 

    Модель Курно. Впервые модель дуополии (две конкурирующих  фирмы) была предложена французским  математиком и экономистом Огюстеном  Курно в 1838 году. Модель предполагает, что фирмы производят однородный товар. Каждая фирма должна решить, сколько производить, помнить, что  ее конкурент тоже принимает решение  по объему производства и что цена в итоге будет зависеть от совокупного  объема производства обеих фирм. Суть модели в том, что, принимая решение, олигополист руководствуется стремлением  к максимизации своей прибыли, полагая  выпуск другого олигополиста заданным. В итоге процесс завершится уравниванием их выпусков, и тогда дуополия достигает состояния равновесия Курно, в условиях которого каждая фирма максимизирует свою прибыль.

     Рис. 3.3. Модель Курно. Изменение цены и  объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D - спрос; MR - предельный доход; МC - предельные издержки.

     Если  рассматривать ситуацию с позиции  фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.

     Объединив оба графика, получаются кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 3.4 кривая Х отражает реакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У - соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

     

     Рис. 3.4. Кривые реакции фирм Х и У  на поведение друг друга.

         В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что  конкуренты отреагируют на изменение  фирмой цены определенным образом. Когда  фирма У выходит на рынок и  отнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и  объем производства. Однако фирма  Х может занять активную позицию  и, значительно снизив цену, не допустить  фирму У на рынок. Такие действия фирмы не охватываются моделью Курно. [20, c.248-250]

         Подводя итог вопросу, подчеркнем следующее. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных  фирм в области объема выпуска  продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно  затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение  олигополистов, в том числе модель Курно, рассмотренная в данной работе. 

          Олигополистическая  структура является основой хозяйствующих  структур большинства отраслей различной  рыночной экономики. Под олигополией  следует понимать ситуацию на рынке, когда небольшое число крупных  фирм господствуют в основном отрасли  производства. Такое положение характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности и  других отраслей экономики. На олигополистическом рынке обычно господствует от трех до пяти фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта. Если олигополия контролирует 60-80% рынка, то ее называют олигополией доминирования.

          Олигополистические  фирмы не участвующие в тайном сговоре сталкиваются с ломанной кривой. Эта кривая и сопутсвующая кривая предельного дохода помогают объяснить негибкость цен, которая  и характеризует такие рынки. Для фирм участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих  прибылей, т.е. к поведению их в  некоторой степени как чистых монополистов. Ценовое лидерство  представляет собой менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли предпринимателей изменение цен, а другие фирмы следуют в форватере. Ценообразование по принципу «издержки плюс» базируются на надбавках  издержкам. Для олигополистической структуры рынка характерна неценовая конкуренция. Графически результаты неценовой конкуренции отражены на  рис.1.

       рис.1

                             Основными факторами  неценовой конкуренции являются: борьба за качество товаров, реклама, товарные знаки, послепродажное обслуживание, удлинение сроков гарантии, упаковка товаров и т.д.

           Конкурентная точка зрения рассматривает олигополию как уступающую более крупным рыночным структурам при внедрении нововведений, способствующих снижению издержек и повышению качества продукции и услуг.

            Таким образом, конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует  деятельность самостоятельных субъектов. Через нее товаропроизводители  как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, обеспечению  экономического роста. В условиях различных  рыночных структур (совершенной и  несовершенной конкуренции, монополии, олигополии и чистой монополии) свойствен  свой набор характеристик с учетом которых фирмы определяют свое поведение  на рынке. 
     

        Экономический анализ рынка олигополии в России

Рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты  являются ключевыми для нашей  экономики. Это и АвтоВаз и  Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

Крупнейшие  компании по объему реализации продукции. Январь 2004
Компания "Газпром" РАО"ЕЭС" "ЛУКойл" "ЮКОС" "Сургутнефтегаз" "ТНК" "Сибнефть" "Русал"
Объем реализации млн.$ 19571,0 16052,6 15449 11373 6407,7 6075,4 4776,7 3960

По мнению журнала "Эксперт", в нашей стране крупный  бизнес по-прежнему обеспечивает более  высокую рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые  существуют в нашей стране. Это  и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и  т.п. Крупные фирмы, в большинстве  своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста  России

Информация о работе Экономический анализ рынка олигополии в России