Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие рынка. Структура рынка…………………………………………5
2.Фирма на совершенно конкурентном рынке благ……………………….5
2.1. Совершенно конкурентный рынок……………………………………..6
2.2Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту…………..11
3. Фирма – монополия на рынке благ………………………………………12
3.1.Понятие монополии………………………………………………………12
3.2. Рынок чистой монополии……………………………………………….14
3.3.Ценовая дискриминация…………………………………………………17
3.4.Стратегия фирмы – монополии по продукту…………………………...20
4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной
конкуренции………………………………………………………….21
5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы…………………………22
5.1.Антимонопольное регулирование……………………………………… 24
6. Олигополия на товарном рынке…………………………………………...24
6.1.Модели олигополистического ценообразования………………………25
7.Экономический анализ рынка олигополии в России……………………35
7.1.Основные олигополистические рынки………………………………….36
7.2.Особенности российского рынка олигополий ………………………… . 43 Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список литературы……………………
1) ломанную кривую спроса;
2)
установление цен путем
3) ценовое лидерство;
4)
ценообразование по схеме «
1) Жесткость цен является основой модели ломаной кривой спроса фирмы-олигополии. Модель объясняет негибкость цен, но не само их установление. Фирмы стремятся к стабильности цен. Даже если снижаются затраты или падает спрос, олигополисты не спешат снижать цену (бояться, полагая, что могут быть неправильно поняты конкурентами, и начнется ценовая война). Если затраты или спрос растут – не стремятся повышать цену (думают: конкуренты могут не последовать за ними). Любое изменение цены приведет к нежелательным последствиям, поэтому фирмы стараются удержать цену.
Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое фирмой, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.
2) Модель, основанная на тайном сговоре, имеет большее распространение. Фирмы достигают соглашения (в форме картеля) по поводу цен и объемов производства. Это дает возможность ограничить конкуренцию, уменьшить неопределенность и увеличить прибыль. Но существуют препятствия для тайного сговора (различия в издержках, правовые препятствия, возможность появления новых конкурентов, численность фирм и т.д.), потому он недолговечен.
3) Еще
моделью координации ценового поведения
олигополистов является ценовое лидерство,
при котором один из производителей-продавцов
получает признанный другими статус ценового
лидера. Он регулирует цену продукции,
все другие фирмы следуют за ним. Ценовой
лидер принимает на себя риск первым начать
приспособление цены к изменяющимся условиям
рынка, при этом придерживается следующей
тактики:
· устанавливает
цену с учетом правила максимизации
прибыли MR=МС, чтобы помешать вступлению
в отрасль других фирм и сохранить
ее олигополистическую структуру;
· цену корректирует
не часто (лишь при условии значительного
изменения спроса или издержек);
· о надвигающемся
пересмотре цен сообщает в отраслевых
печатных изданиях.
Обычно различают
два основных типа ценового лидерства
– лидерство фирмы с
4) Модель ценовой войны (сознательное соперничество). Ценовая война – это последовательное уменьшение цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Названная ситуация возникает, если появляется искушение у конкурента увеличить свои продажи, сокращая цены и захватывая тем самым рынок сбыта. В этот процесс втягиваются все фирмы отрасли. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек; экономическая прибыль в этом случае уже равна нулю.
Ценовые войны
хороши для покупателей, фирмы-олигополисты
в конечном итоге теряют свои доходы
(кроме, пожалуй, начинающей войну фирмы).
Поэтому данная ситуация возникает
не часто.
Единой теории олигополии не существует. Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.
В
30-х гг. Пол Суизи разработал модель,
демонстрирующую весьма необычный
вид кривой спроса фирмы, работающей
на рынке олигополии (рис. 3.2).
Рис.
3.2. Кривая спроса фирмы в условиях
олигополии
Предположим, что на рынке установилась цена Если какая-либо фирма увеличивает цену на свою продукцию (и, причём, делает это в одностороннем порядке), тогда другие фирмы в отрасли не последуют её примеру. В результате этого она потеряет часть своей рыночной доли, поскольку покупатели переключаются на продукцию тех фирм, у которых относительно более низкие цены. Если же фирма, напротив, снизит цену, то это может спровоцировать снижение цен другими фирмами в отрасли, чтобы избежать потери доли рынка, которая может отойти фирме с более низкой ценой. Из-за того, что в этом случае конкуренты последуют за данной фирмой, спрос на её продукцию окажется менее эластичным.
Данная модель объясняет, почему фирмы - олигополисты очень часто не склонны изменять цены на свою продукцию: изменение цены в данном случае просто приведёт к сокращению прибыли.
В
общепринятой трактовке олигополия
существует в том случае, если количество
предприятий в отрасли таково,
что при формировании своей стратегии,
т.е. при установлении цен или
определении объёмов
Поэтому
- в отличие от иных рыночных структур
- здесь не существует единственной
модели ценообразования или выбора
оптимального объёма выпуска. Равновесный
исход зависит от предположений,
которые делают фирмы о реакции
своих соперников. Следовательно, существует
множество моделей
Модель Курно.
Впервые модель дуополии (две конкурирующих
фирмы) была предложена французским
математиком и экономистом
Рис. 3.3. Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D - спрос; MR - предельный доход; МC - предельные издержки.
Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.
Объединив оба графика, получаются кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 3.4 кривая Х отражает реакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У - соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.
Рис. 3.4. Кривые реакции фирм Х и У на поведение друг друга.
В
модели Курно не отражено одно существенное
обстоятельство. Предполагается, что
конкуренты отреагируют на изменение
фирмой цены определенным образом. Когда
фирма У выходит на рынок и
отнимает у фирмы У часть
Подводя
итог вопросу, подчеркнем следующее. Олигополистические
отрасли характеризуются
Олигополистическая структура является основой хозяйствующих структур большинства отраслей различной рыночной экономики. Под олигополией следует понимать ситуацию на рынке, когда небольшое число крупных фирм господствуют в основном отрасли производства. Такое положение характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности и других отраслей экономики. На олигополистическом рынке обычно господствует от трех до пяти фирм, на которые приходится половина и более продаж продукта. Если олигополия контролирует 60-80% рынка, то ее называют олигополией доминирования.
Олигополистические
фирмы не участвующие в тайном
сговоре сталкиваются с ломанной
кривой. Эта кривая и сопутсвующая
кривая предельного дохода помогают
объяснить негибкость цен, которая
и характеризует такие рынки.
Для фирм участвующих в тайном
сговоре олигополистов
рис.1
Основными факторами неценовой конкуренции являются: борьба за качество товаров, реклама, товарные знаки, послепродажное обслуживание, удлинение сроков гарантии, упаковка товаров и т.д.
Конкурентная точка зрения рассматривает олигополию как уступающую более крупным рыночным структурам при внедрении нововведений, способствующих снижению издержек и повышению качества продукции и услуг.
Таким образом,
конкуренция имеет важное значение
в жизни общества. Она стимулирует
деятельность самостоятельных субъектов.
Через нее товаропроизводители
как бы контролируют друг друга. Их
борьба за потребителя приводит к
снижению цен, уменьшению издержек производства,
улучшению качества продукции, обеспечению
экономического роста. В условиях различных
рыночных структур (совершенной и
несовершенной конкуренции, монополии,
олигополии и чистой монополии) свойствен
свой набор характеристик с учетом
которых фирмы определяют свое поведение
на рынке.
Экономический анализ рынка олигополии в России
Рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.
Крупнейшие компании по объему реализации продукции. Январь 2004 | ||||||||
Компания | "Газпром" | РАО"ЕЭС" | "ЛУКойл" | "ЮКОС" | "Сургутнефтегаз" | "ТНК" | "Сибнефть" | "Русал" |
Объем реализации млн.$ | 19571,0 | 16052,6 | 15449 | 11373 | 6407,7 | 6075,4 | 4776,7 | 3960 |
По мнению журнала
"Эксперт", в нашей стране крупный
бизнес по-прежнему обеспечивает более
высокую рентабельность и производительность
труда нежели средний и малый.
Крупные предприятия устойчивее
по отношению к так называемым
неэкономическим проблемам, которые
существуют в нашей стране. Это
и высокий уровень
Информация о работе Экономический анализ рынка олигополии в России