Экономический анализ рынка олигополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие рынка. Структура рынка…………………………………………5
2.Фирма на совершенно конкурентном рынке благ……………………….5
2.1. Совершенно конкурентный рынок……………………………………..6
2.2Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту…………..11
3. Фирма – монополия на рынке благ………………………………………12
3.1.Понятие монополии………………………………………………………12
3.2. Рынок чистой монополии……………………………………………….14
3.3.Ценовая дискриминация…………………………………………………17
3.4.Стратегия фирмы – монополии по продукту…………………………...20
4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной
конкуренции………………………………………………………….21
5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы…………………………22
5.1.Антимонопольное регулирование……………………………………… 24
6. Олигополия на товарном рынке…………………………………………...24
6.1.Модели олигополистического ценообразования………………………25
7.Экономический анализ рынка олигополии в России……………………35
7.1.Основные олигополистические рынки………………………………….36
7.2.Особенности российского рынка олигополий ………………………… . 43 Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 306.51 Кб (Скачать документ)

Доли  рынка услуг операторов сотовой связи  на территории Нижегородской  области за январь 2005 года

Несмотря на жесткую конкуренцию, Российский рынок  сотовой связи в целом ( Нижегородский  в частности) находится только на первом этапе своего развития. Для  достижения предела насыщения потребуется  ещё несколько лет. Вероятно только после этого " маркетинговая" война  операторов перейдет из сферы количества в сферу качества. Хотя уже сегодня  некоторые операторы интересуются вопросами формирования индивидуальной лояльности абонентов и начинают смещать акцент из ценовой области  в сферу дополнительных услуг  и сервиса

Особенности Российского рынка  олигополии

Рассмотрев некоторые  олигополистические рынки, можно представить  целостную картину российского  рынка олигополии. Во-первых, можно  еще сказать, что он находится  на стадии становления. Ряд отечественных  компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, преобретение активов за рубежом, появление  иностранных собственников, черты  ТНК. Во-вторых, для него присущи  два абсолютно противоположных  процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано с  слиянием компаний для получения  большей выгоды от масштабов производства(черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных  фирм на рынки в первую очередь  бытовой техники после кризиса 1998г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко  государство является крупнейшим акционером.  
 

    Заключение 

         Вопрос  о взаимосвязи концентрации продавцов  на рынке и уровня монопольной  власти является одним из базовых  в рамках теории организации рынка. Микроэкономическая теория рассматривает  модели рыночных структур, в которых  основами монопольной власти служат высокий уровень концентрации продавцов  на рынке в сочетании с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция).

         Таким образом, существуют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция  и олигополия. Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются: по количеству предприятий, входящих в  состав отрасли, типу продукта; условием вступления в отрасль; возможностями  контроля над ценами и другими  факторами, определяющими экономические  границы отрасли и эффективность  ее функционирования.

         На  совершенном рынке происходит взаимодействие множества покупателей и продавцов  какого-то товара. Речь идет об абсолютно  одинаковом товаре, который может  различаться у разных продавцов  только ценой. Поэтому конкуренция  между продавцами носит ценовой  характер. Совершенный рынок характеризуется  также тем, что вход и выход  на него свободен для всех. На таком  рынке отсутствует какая-либо дискриминация  как в отношении продавцов, так  и в отношении покупателей. Наконец, совершенный рынок отличается тем, что все его субъекты обладают всей информацией о состоянии  данного рынка.

         Монопольный рынок - рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической  конкуренцией.

         Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется тем, что один продавец продает товар, имеющий товары-заменители. В результате у покупателей есть выбор между товаром монополиста и другими товарами, способными удовлетворять ту же потребность.

         Олигопольный  рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей  какого-то товара.

         Объем производства фирма будет определять, сравнивая валовой доход и  валовые издержки либо предельный доход  и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).

         В краткосрочном периоде фирма  продолжит производство даже в том  случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей  фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. В долгосрочном периоде решение  фирмы об объеме выпуска продукции  будет приниматься иначе, поскольку  можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры  предприятия.

         Равновесие  на рынке будет достигнуто, когда  у фирм не будет стимулов как для  входа в отрасль, так и для  выхода из нее. Это достигается при  условии, если рыночная цена установится  на уровне минимума средних валовых  издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет.

         На  рынках монополистической конкуренции  экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические  прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру  продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса снизит экономическую прибыль  фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

         Чистая  монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста - наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену  на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Так как кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет  продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

         Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению  и укреплению монопольной власти.

         Олигополистические  отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных  фирм в области объема выпуска  продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно  затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение  олигополистов, в том числе модель Курно, рассмотренная в данной работе. Однако единой теории олигополии, которая  могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет. 
     
     
     
     
     
     
     

                                 Список литературы:

  1. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 № 2034-XII. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. -№ 36. -Ст.569).
  2. О естественных монополиях: Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 № 162-З. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. - № 147. -Ст.751).
  3. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 320с.
  4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. -СПб.: Питер, 2001. -256с.

    5. Борст Й., Реветлоу П. Экономика фирмы.  – М., 1994.

    6. Введение  в рыночную экономику. / Под ред.  А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.  – М.: Высш. шк., 1994.

    7. Вэриан Х.  Микроэкономика. –М., 1998.

    8. Долан Э.  Микроэкономика. – М., 1994.

    9. Современная  экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 1998.

    10. Тироль Ж.  Рынки и рыночная власть. –  М., 1996.

    11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.  – М., 1993. 

    12.Павлов  А.Р. Демонополизация экономики  и формирование конкурентной  среды // Бюллетень нормативно-правовой  информации. -2002. -№25. -С.14.

                          Электронные ресурсы удаленного  доступа:

    13.Микроэкономика. Лекция №3 “Поведение фирм на различных товарных         рынках» - М.,2010.-Режим доступа: http://abc.vvsu.ru 

Информация о работе Экономический анализ рынка олигополии в России