Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие рынка. Структура рынка…………………………………………5
2.Фирма на совершенно конкурентном рынке благ……………………….5
2.1. Совершенно конкурентный рынок……………………………………..6
2.2Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту…………..11
3. Фирма – монополия на рынке благ………………………………………12
3.1.Понятие монополии………………………………………………………12
3.2. Рынок чистой монополии……………………………………………….14
3.3.Ценовая дискриминация…………………………………………………17
3.4.Стратегия фирмы – монополии по продукту…………………………...20
4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной
конкуренции………………………………………………………….21
5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы…………………………22
5.1.Антимонопольное регулирование……………………………………… 24
6. Олигополия на товарном рынке…………………………………………...24
6.1.Модели олигополистического ценообразования………………………25
7.Экономический анализ рынка олигополии в России……………………35
7.1.Основные олигополистические рынки………………………………….36
7.2.Особенности российского рынка олигополий ………………………… . 43 Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список литературы……………………
Доли рынка услуг операторов сотовой связи на территории Нижегородской области за январь 2005 года
Несмотря на
жесткую конкуренцию, Российский рынок
сотовой связи в целом ( Нижегородский
в частности) находится только на
первом этапе своего развития. Для
достижения предела насыщения потребуется
ещё несколько лет. Вероятно только
после этого " маркетинговая" война
операторов перейдет из сферы количества
в сферу качества. Хотя уже сегодня
некоторые операторы
Особенности Российского рынка олигополии
Рассмотрев некоторые
олигополистические рынки, можно представить
целостную картину российского
рынка олигополии. Во-первых, можно
еще сказать, что он находится
на стадии становления. Ряд отечественных
компаний становятся похожи некоторыми
чертами на иностранные олигополистические
корпорации. Это и космополитизация,
преобретение активов за рубежом, появление
иностранных собственников, черты
ТНК. Во-вторых, для него присущи
два абсолютно противоположных
процесса - увеличение и уменьшение
доли концентрации фирмы в отрасли.
Увеличение концентрации связано с
слиянием компаний для получения
большей выгоды от масштабов производства(черная
металлургия, автопром). Уменьшение концентрации
связано с притоком иностранных
фирм на рынки в первую очередь
бытовой техники после кризиса
1998г. В-третьих, российские олигополисты
сильно зависят от государства. Нередко
государство является крупнейшим акционером.
Заключение
Вопрос
о взаимосвязи концентрации продавцов
на рынке и уровня монопольной
власти является одним из базовых
в рамках теории организации рынка.
Микроэкономическая теория рассматривает
модели рыночных структур, в которых
основами монопольной власти служат
высокий уровень концентрации продавцов
на рынке в сочетании с наличием
барьеров входа в отрасль (монополия,
олигополия), а также дифференциация
продукта (монополистическая
Таким
образом, существуют четыре основные модели
рынка: чистая конкуренция, чистая монополия,
монополистическая конкуренция
и олигополия. Соответствующие этим
моделям типы отраслей отличаются:
по количеству предприятий, входящих в
состав отрасли, типу продукта; условием
вступления в отрасль; возможностями
контроля над ценами и другими
факторами, определяющими экономические
границы отрасли и
На
совершенном рынке происходит взаимодействие
множества покупателей и
Монопольный рынок - рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической конкуренцией.
Рынок
с монополистической
Олигопольный рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого-то товара.
Объем
производства фирма будет определять,
сравнивая валовой доход и
валовые издержки либо предельный доход
и предельные издержки. В условиях
совершенной конкуренции
В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. В долгосрочном периоде решение фирмы об объеме выпуска продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.
Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет.
На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.
Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста - наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Так как кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.
Монополия
снижает экономическую
Олигополистические
отрасли характеризуются
Список литературы:
5. Борст Й., Реветлоу П. Экономика фирмы. – М., 1994.
6. Введение в рыночную экономику. / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 1994.
7. Вэриан Х. Микроэкономика. –М., 1998.
8. Долан Э. Микроэкономика. – М., 1994.
9. Современная экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 1998.
10. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть. – М., 1996.
11. Фишер С.,
Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.
– М., 1993.
12.Павлов
А.Р. Демонополизация
Электронные ресурсы
13.Микроэкономика.
Лекция №3 “Поведение фирм на различных
товарных рынках»
- М.,2010.-Режим доступа: http://abc.vvsu.ru
Информация о работе Экономический анализ рынка олигополии в России