Экономический анализ рынка олигополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие рынка. Структура рынка…………………………………………5
2.Фирма на совершенно конкурентном рынке благ……………………….5
2.1. Совершенно конкурентный рынок……………………………………..6
2.2Стратегия совершенно конкурентной фирмы по продукту…………..11
3. Фирма – монополия на рынке благ………………………………………12
3.1.Понятие монополии………………………………………………………12
3.2. Рынок чистой монополии……………………………………………….14
3.3.Ценовая дискриминация…………………………………………………17
3.4.Стратегия фирмы – монополии по продукту…………………………...20
4. Поведение фирмы на рынке ресурсов несовершенной
конкуренции………………………………………………………….21
5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы…………………………22
5.1.Антимонопольное регулирование……………………………………… 24
6. Олигополия на товарном рынке…………………………………………...24
6.1.Модели олигополистического ценообразования………………………25
7.Экономический анализ рынка олигополии в России……………………35
7.1.Основные олигополистические рынки………………………………….36
7.2.Особенности российского рынка олигополий ………………………… . 43 Заключение…………………………………………………………………….. 44
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 306.51 Кб (Скачать документ)

    Монопсонист может осуществлять ценовую дискриминацию  на факторном рынке, если владельцы  факторов производства могут быть легко  идентифицированы монопсонистом, и  эластичность предложения факторов существенно различна. Осуществляя  совершенную ценовую дискриминацию, монопсонист увеличивает занятость, оплачивая каждую единицу труда  по дифференцированным ставкам заработной платы. 

    5. Поведение монопольно - конкурентной фирмы

    Монопольно - конкурентный тип товарного рынка  характеризуется следующими чертами: 

    ·  довольно большое число продавцов (десятки, но не сотни, как при совершенной  конкуренции); 

    ·  доля каждого  производителя небольшая, но не более 10%, при этом, определяя свою экономическую  политику, фирмы не учитывают возможную  реакцию со стороны конкурентов; 

    ·  продукт  дифференцирован (по качеству, дизайну, видам услуг при продаже и  т.п.) в рамках одной товарной группы; 

    ·  вход в  отрасль достаточно свободен, но не настолько легок, как при совершенной  конкуренции; 

    ·  предлагается похожая, удовлетворяющая одну и  ту же потребность, продукция, но имеющая  особые свойства (мороженое с редким натуральным наполнителем или туфли  на платформе и т.д.). 

    На основе вышеизложенного видно, что фирма в условиях монополистической конкуренции может осуществлять контроль над ценой (хотя возможности здесь ограничены рамками дифференциации продукта в отличие от монополии) и объемом выпускаемой продукции. При этом фирмы данной рыночной структуры широко используют методы неценовой конкуренции (реклама, престиж фирмы и т.д.). Кривая спроса на товар монопольно - конкурентной фирмы наклонена вниз, но намного более эластична, чем кривая спроса монополии. Эластичность здесь будет зависеть от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. 

Монопольно - конкурентная фирма в краткосрочном периоде  находится в состоянии равновесия при условии MR=MC, которое характерно для несовершенной конкуренции. При этом сумма прибыли будет  зависеть от того, на сколько цена больше средних издержек (Р >АС).

] 
 
 
 

    Графически  это выглядит так:

     

    График. Модель фирмы в долгосрочном периоде 

     

    В долгосрочном периоде у фирмы возникает  избыточная мощность (Q2 – Q1), т. е. разница  между фактическим объемом выпуска (Q1) и объемом (Q2) при минимальных  долгосрочных средних издержках. Это  означает, что то же количество товара можно было бы произвести меньшим  числом фирм в отрасли, причем каждая производила бы больше изделий при  минимальных долгосрочных средних  издержках. Но это не достигается, т. е. имеет место недоиспользование  ресурсов. 

    Но может  сложиться и менее благоприятная  ситуация с издержками и спросом, ситуация, когда фирма несет убытки в краткосрочном периоде.

    В долгосрочном периоде равновесие монопольно - конкурентной фирмы похоже на совершенно - конкурентную фирму в том, что нет возможности  получать экономическую прибыль  из-за свободы входа в отрасль.

         Монополистическая  конкуренция предполагает смешанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

       Господство  крупных фирм одной страны на рынке  отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более "легковесных" конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

       Значительное  влияние на цены оказывает конкуренция  монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной  товароведческой характеристикой  и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла, и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков химических волокон.

       Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению  и укреплению монопольной власти.

       5.1.Антимонопольное  регулирование.

       Государства в своей защите общественных интересов  декларируют необходимость антимонопольной  политики, призванной якобы защитить потребителей от неэффективных услуг  монополистов завышающих цены и не имеющих стимулов к повышению  качества продукции. Однако наряду с  этим утверждается что есть «естественные  монополии», где технологические  особенности таковы, что «в связи  с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства…  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее без конкуренции» [1].

Наличие «естественных монополий» странным образом объединяется в России с  монополиями государственными, представляя  собой одно и то же явление. При  этом состав этих монополий подвижен, так, до раздела и приватизации РАО  ЕС России, таковую так же относили к числу «естественных монополий», что не мешало расчленить и приватизировать  её, когда у компании возникли слишком  существенные финансовые и инфраструктурные трудности, однако государственной  монополией в области энергетики России остается Федеральная Сетевая Компания, компенсирующая издержки старения своей инфраструктуры за счёт ежегодного роста тарифов вместо их снижения, как это происходит в конкурентной приватизированной электроэнергосистеме некоторых других Европейских стран. В тех же европейских странах, долгое время сектор телекоммуникаций находился в госсобственности, и это называлось «естественной монополией, однако, несколько лет назад эта отрасль была приватизирована, уже появились успешно конкурирующие друг с другом участники рынка, и от определения «естественной» монополии практически ничего не осталось [2].

Государственными  монополиями на данный момент являются такие крупные фирмы, как ОАО  РЖД, Роснано и «Транснефть» полностью  принадлежащие государству, «Газпром»  чей контрольный пакет акций  так же принадлежит правительству. Кроме многочисленных коррупционных  скандалов, эти компании сопровождает шквал критики, так Раиса Паршина, председатель совета директоров Дальневосточной  транспортной группы (более 20 лет проработавшая  в железнодорожной системе, в  том числе во главе Дорожного  центра фирменного транспортного обслуживания Дальневосточной железной дороги), указывала на жёсткое противодействие  со стороны РЖД частным инвестициям  в железнодорожные перевозки (за исключением компаний, аффилированных с самой РЖД), а также на серьезное  сопротивление реформированию отрасли [5].

Не будучи ориентированными на рыночное существование  в полной мере, госмонополии могут  конкурировать лишь благодаря циклопическим  объёмам, доставшимся им в результате государственного перераспределения, либо же за счёт устранения конкуренции  за счет закрытия границ или запрета  на негосударственную деятельность в занимаемой ими нише.

Например, «Газпром», сохраняя свои монопольные  позиции на внутрироссийском уровне, постепенно теряет позиции на мировом  рынке, активно вытесняется с  европейских газовых рынков, так  падение его доли на газовом рынке  ЕС только с 2008 по 2009 год составило 3%, с 36 до 33% [7], и хотя удерживаемая треть  по прежнему является колоссальным объемом, закат его могущества уже не за горами – более динамичные игроки на рынке, активно теснят его.

Госкорпорации вынуждены компенсировать возникающий  дефицит контрактов, или напрямую покрывать дефицит за счёт привлечённых бюджетных средств перераспределяемых с других направлений. Несмотря на популистский крен государственных монополий - занижение  цен для «политически целесообразных»  потребителей, не может длиться вечно. Это делает государственный монополизм явлением, ограниченным по времени  и ориентированном на кризисы  и самоуничтожение, ведь на определённом этапе либо услуги государственных  монополий приравняются к рыночным общемировым, что поставит вопрос о  целесообразности государственного монополизма, либо такая государственная компания просто разорится.

Наиболее  продолжительными по времени организациями  госмонополизма могли бы быть признаны правительственные пенсионные фонды, которые принуждают население к  пользованию своих услуг, однако демографическая ситуация, порождаемая  этими фондами (снижение экономических  стимулов к рождению детей, и, как  следствие – старение населения) так же делает их исчерпаемыми - от появления  первой государственной системы  в конце 19 века, до общепризнанного  кризиса этой пенсионной системы  в начале 21 века, прошло чуть более  ста лет. Не достигнув и двадцати лет, российская монополия в области  пенсионного обеспечения так  же терпит существенные преобразования, будучи вынуждена диверсифицироваться  посредством привлечения частных  пенсионных фондов в ходе последней  пенсионной реформы правительства.

К числу  монополий можно отнести и  патентованные продукты, защищённые авторским правом, однако и здесь, не вдаваясь в тонкости философии  и аргументации антикопирайта, просматривается  репрессивно-запретительная роль государственной  машины, без активного вмешательства  которой, реализация «авторского права» и возникающей вследствие чего «интеллектуальной  монополии» существовать бы не могло. Таким образом, любая реальная монополия – является монополией, так или иначе, государственной, создаваемой и поддерживаемой посредством государственного аппарата насилия, без которого навязывание потребителям лишь одного продавца того или иного продукта было бы не возможно.

С другой стороны есть, якобы и негосударственные  «монополии», в смысле крупные частные  рыночные игроки-гегемоны, создающиеся  на добровольных началах вследствие укрупнения или объединения капиталов, посредством трестов, картелей или  синдикатов. С таковыми-то как раз  государственное антимонопольное  регулирование и предпринимает  попытки бороться, в них оно  видит угрозу для интересов потребителей, но так ли это?

Дело  в том, что «монополия» любого частного игрока на рынке весьма условна, без государственного ограничения  того или иного рынка, полностью  его контролировать одному и тому же игроку сколько-то долгий срок проблематично, даже получив масштабную гегемонию, в планетарных масштабах, частная  корпорация, не защищённая государственным  насилием, или субсидиями, рано или  поздно будет вытеснена с рынка, или продукт который она предлагает, просто потеряет ценность, будучи похороненным некими более прогрессивными разработками.

           6. Олигополия на товарном рынке. Модели олигополистического ценообразования.

          Олигополия  – это такой тип рыночной структуры, который представлен господством нескольких крупных фирм, производящих однородную и разнородную продукцию при ограниченном доступе информации и неценовой конкуренции.

    Для олигополистического  рынка характерно: 

    ·  небольшое  число фирм (2-7); 

    ·  удельный вес каждой довольно велик; 

    ·  стандартизированная (сталь, цемент) или дифференцированная (автомобили, сигареты) продукция; 

    ·  вход на рынок затруднен (теми же барьерами, которые имеются на монополистическом  рынке); 

    ·  необходимость  учитывать при принятии решений  возможную реакцию соперников; 

    ·  отсутствие единой модели ценообразования, при  этом основное правило максимизации прибыли (МR=МС) учитывается. 

    На олигополистических рынках фирмы осуществляют контроль над ценами и объемами производства, имеют прибыль и в краткосрочном, и долгосрочном периодах.

          Олигополии  могут быть однородными или дифференцированными, то есть олигополистическая отрасль  может производить стандартизированную  или дифференцированную продукцию, получить более полное представление  о поведении олигополий в отношении  цены и производства. Следует рассмотреть четыре различные модели:

Информация о работе Экономический анализ рынка олигополии в России