Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:38, курсовая работа
Понятия эластичности спроса и предложения являются одними из центральных понятий микроэкономического анализа поведения покупателей и продавцов на рынке, какого либо товара или услуги.
Степень эластичности спроса на товар (или услугу), то есть степень чувствительности покупателей товаров (или услуг) к изменению цен весьма важна для производителя, так как помогает правильно выбрать маркетинговую и ценовую политику фирмы. Оценки эластичности спроса на отдельные товары устанавливаются чисто эмпирическим методом. Величина эластичности зависит от того, какую потребность удовлетворяет продукт, есть ли товары-субституты и др. Примером совершенно неэластичного спроса может служить спрос на наркотики, отчасти сигареты, соль, электролампочки и т.д. Низкой эластичностью обладает спрос на хлеб, мясо, масло, жилье, медицинское обслуживание и т.д. Эластичен спрос на мороженное, кондитерские изделия, фрукты, принадлежности туалета, спортивные товары и т.д.
Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов эластичности спроса и предложения, а также факторов их определяющих.
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие эластичности
1.1 Эластичность спроса по цене
1.2 Измерение эластичности спроса
1.3 Факторы, влияющие на эластичность спроса
1.4 Перекрестная эластичность спроса и его эластичность по доходу
2. Практическое значение теории эластичности
2.1 Ценовая эластичность и налоговая политика
2.2 Ценовые стратегии
2.3 Этапы формирования ценовой стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное
высшего профессионального образования
Российский
Торгово-экономический
Ростовский Институт (филиал)
Кафедра
гуманитарных и социальных дисциплин
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему:
«Эластичность
спроса: ее измерение и использование
в рыночной стратегии»
Выполнила: студентка
1курса группы ТГХ
Гурова А.А.
Научный руководитель:
профессор Черненко О.Б.
Отметка о допуске (не допуске)____________
«___» ______________2011г.__________
Ростов-на-Дону
2011
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-4
1 Понятие эластичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Эластичность спроса по цене. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-9
1.2 Измерение эластичности спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-11
1.3 Факторы,
влияющие на эластичность
1.4 Перекрестная эластичность спроса и его эластичность по доходу . . . 13-20
2. Практическое значение теории эластичности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1 Ценовая
эластичность и налоговая
2.2 Ценовые стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22-25
2.3 Этапы формирования ценовой стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30-33
Список
литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ВВЕДЕНИЕ
Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение, цена. Их анализ позволяет понять функционирование всего рыночного механизма.
Понятия
эластичности спроса и предложения
являются одними из центральных понятий
микроэкономического анализа
Степень
эластичности спроса на товар (или услугу),
то есть степень чувствительности покупателей
товаров (или услуг) к изменению
цен весьма важна для производителя,
так как помогает правильно выбрать
маркетинговую и ценовую
Для
совершения акта купли-продажи наличие
одного только желания приобрести товар
и денег для его покупки
недостаточно. Необходимо, чтобы товары
и услуги в нужном количестве и
ассортименте были произведены и
доставлены на рынок. Процесс товарообмена
необходимо рассматривать не только
с позиции покупателей, но и с
позиции продавцов, т.е. людей предлагающих
товар, или, как принято говорить,
с позиции предложения.
Продавец всегда будет выбирать такое
количество товара для предложения на
рынке, которое обеспечит ему наибольшую
прибыль.
Реакция предложения на изменение цены есть эластичность предложения по цене. Но в отличие от спроса предложение изменяется в том же направлении, что и цены. В исключительных случаях эластичность предложения равна нулю.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность темы на современном этапе развития экономики очевидна.
Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов эластичности спроса и предложения, а также факторов их определяющих.
Исходя
из цели в работе поставлены следующие
задачи:
- рассмотреть сущность и свойства эластичности
спроса;
- изучить факторы ценовой эластичности
спроса;
- охарактеризовать практическое применение
концепции эластичности спроса в рыночной
стратегии;
- охарактеризовать ценовую стратегию
фирм;
1
ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
1.1 Эластичность спроса по цене
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной экономической переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если
обозначить цену Р, а величину спроса
Q, то показатель (коэффициент) ценовой
эластичности спроса Ер
равен:
(1.1)
где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %;
а «р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене 1.
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
,
Если
абсолютная величина показателя ценовой
эластичности спроса больше 1, то мы имеем
дело с относительно эластичным спросом.
Иными словами, изменение цены в
данном случае приведет к большему
количественному изменению
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
Рис.
1.1,б графически иллюстрирует пример
неэластичного спроса. Снижение цены на
100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит
величину спроса лишь на 2 ед. При этом
выручка от реализации упадет с 3000 (300×10)
до 2400 руб. (200×12). Естественно, что
при такой ситуации фирма не будет снижать
цену своей продукции, не без
основания опасаясь снижения своих доходов
2
а)
Рис.
1.1 Относительно эластичный (а) и относительно
неэластичный (б) спрос
Существует
два крайних случая. Первый случай
— существование только одной
цены, при которой товар будет
приобретаться покупателями. Любое
изменение цены приведет либо к полному
отказу от приобретения данного товара
(если цена повысится), либо к неограниченному
увеличению спроса (если цена снизится).
При этом спрос является абсолютно
эластичным, показатель эластичности
бесконечен. Графически этот случай можно
изобразить в виде прямой, параллельной
горизонтальной оси (рис. 1.2, а). Например,
спрос на помидоры, продаваемые отдельным
торговцем на городском рынке, абсолютно
эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры
не является эластичным.
Рис. 1.2 Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен,
б
— спрос абсолютно неэластичен
Другой крайний случай – изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п. 3
Таким
образом, абсолютная величина показателя
ценовой эластичности спроса может
изменяться от нуля до бесконечности:
– спрос эластичен;
– спрос неэластичен;
– спрос
с единичной эластичностью.
Таблица1.1
– Характеристика эластичности спроса
Как
измерить эластичность спроса по цене?
Для этого необходимо подсчитать
процентные изменения величины спроса
и цены и соотнести их:
(1.2)
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
Есть
еще одно обстоятельство, которое
следует учитывать при
Пример.
Допустим, что небольшая булочная выпекает
батоны и продает их по свободной цене.
Чем ниже будет выбрана цена, тем большее
количество батонов булочная сможет продать.
Зависимость цены и объема продаж известна
(табл. 1). Нас интересует, какова эластичность
спроса и как ее измерить в различных интервалах,
выбранных нами для анализа 4
Таблица
1.2 - Расчет коэффициента ценовой эластичности
спроса
Информация о работе Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии