Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении эластичности спроса и предложения и ее воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих теоретических и практических задач:
• изучение основных элементов рынка
• проанализировать основные законы рынка и показатели экономической коньюктуры
Введение……………………………………………………………………..3
1.РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА…5
1.1.Основные субъекты,их взаимодействие………………………………5
1.2.Основные законы рынка. Показатели экономической конъюнктуры……………………………………………………….………23
2.ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…..………………29
2.1.Эластичность спроса: как выражение поведения на потребителей..29
2.2. Эластичность предложения, влияние на производителей…………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ……………………41
Объем
предложения каждого
Кривая предложения S (от «supply»--предложение) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить,
Рис. 1.2 Кривая предложения11
кривая предложения S характеризует отношени между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.
Взаимодействие спроса и предложения формирует цены на рынке. При пересечении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия.
Равновесная цена – цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели. Данная цена устраивает продавца и покупателя.12
В точке равновесия величины спроса и предложения совпадают. На основании этого можно сформулировать условие равновесия: Qd = Qs.
Если условие равновесия не соблюдается, то на рынке может сложиться положение дефицита или избытка товара:
Рис.1.3 Равновесная цена13
а) избыток товара: Qd < Qs, Ртов > Pp; при увеличении предложения цена товара снижается. (Приложение, слайд 13)
б) дефицита товара: Qd > Qs, Ртов < Pp; с увеличением спроса цена товара на рынке повышается.
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. 14Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.
Выделяют следующие ценообразующие факторы:15
Виды цен:16
- оптовые
цены, по которым предприятия
реализуют произведенную
- закупочные
цены, по которым государство
покупает продукцию у
- розничные
цены, по которым торговые
- сметная
стоимость — цена, по которой
оплачивается продукция
- цены
и тарифы на услуги. Тарифы
могут относиться к сфере
Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.17
Основные функции конкуренции:18
Различают конкуренцию:19
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения.
Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.20
Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, правсоюз, партия).
Основные признаки домохозяйства:21
- совместное
проживание и обустройство
- совместное ведение хозяйства;
- обладание определенными ресурсами;
- самостоятельность
в принятии хозяйственных
- стремление
к максимальному
Доходы домохозяйства - это частные доходы. Они формируются за счет заработной платы, труда, прибыли собственника, капитала, процента и дивиденда, участия в акционерном обществе, ренты, природных ресурсов (земли). Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:22
- выплата налогов государству;
- формирование личных сбережений.
Домохозяйства - поставщики ресурсов, то есть обеспечивают важнейшие условия производства экономических благ. Они пополняют доходную часть государственного бюджета на всех его уровнях.
Домашние
хозяйства активно участвуют
в создании валового внутреннего
продукта (ВВП) страны, рост которого обеспечивает
динамику всей социально-экономической
системыС этой точки зрения домохозяйства
выступают не только как первичные
социальные, но, прежде всего, как экономические
ячейки общества. В условиях рыночной
экономики домохозяйства
На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Именно на фирме осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
Под
промышленной фирмой (предприятием) понимается
производственная единица, обладающая
производственно - техническим единством,
организационно-
Наибольшее распространение по формам собственности получили следующие предприятия:23
- частные или единоличные предприятия;
- коллективные
предприятия (общества с
- корпорации
(совокупность лиц,
- государственные и муниципальные предприятия;
- филиалы и представительства отдельных предприятий.
В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает в рыночной экономике фирмы, представляющие собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельнльности.
Статус
предпринимателя приобретается
посредством государственной
Основным субъектом удовлетворения потребностей общества выступает государство.24 Государство призвано выполнять, прежде всего, свою главную функцию - быть организатором всех социальных и экономических отношений. Но кроме этой главной функции государство само является активным субъектом рынка, т.е. выступает собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, госзаказов, контрактов и др.
Государство на потребительском рынке представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют политическую и юридическую власть в целях обеспечения общественных потребностей. Государство является императивным субъектом рынка, его распоряжения обязательны для всех остальных. Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.
Государство
как субъект экономических
Государство
в лице правительства осуществляет
закупки широкого спектра товаров.
На рынке труда государство
Особенность государства как экономического субъекта - это то, что оно не руководствуется рыночными принципами максимализации прибыли и эквивалентности обмена, так как в своей законодательной и экономической деятельности, оно руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и другими, которые выходят за рамки рыночных принципов.