Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в рассмотрении эластичности спроса и предложения и ее воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих теоретических и практических задач:
• изучение основных элементов рынка
• проанализировать основные законы рынка и показатели экономической коньюктуры

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА…5
1.1.Основные субъекты,их взаимодействие………………………………5
1.2.Основные законы рынка. Показатели экономической конъюнктуры……………………………………………………….………23
2.ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…..………………29
2.1.Эластичность спроса: как выражение поведения на потребителей..29
2.2. Эластичность предложения, влияние на производителей…………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ……………………41

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 150.08 Кб (Скачать документ)

На современном  этапе общего кризиса капитализма  существенное воздействие на развитие  конъюнктуры оказывает научно-техническая  революция, которая вносит изменения  в характер и темпы развития экономики  капиталистических стран.

Рыночная конъюнктура  определяет коммерческую ценность и  конкурентоспособность товаров, возможность  и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных  и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск  благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.

Изменение конъюнктуры  рынка определяется в первую очередь  характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения  в международной обстановке. Все  факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или  же сдерживающие его.

 Конъюнктуру  рынка изучают с помощью показателей,  позволяющих количественно оценить  происходящие на нем изменения  и определить тенденции их  развития. Такие показатели обычно  систематизируются по следующим  группам:33

  1. движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т. д.;
  2. динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка, размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т. д.;
  3. состояние международной торговли, ее динамика, основные страны — экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т. д.;
  4. динамика оптовых цен в ведущих странах — производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции,воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т. д.

Задачи конъюнктуры:

  • интегральные и дифференцированные оценки состояния рынка, типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка;
  • характеристика масштаба (типа) рынка;
  • оценка и анализ основных пропорций развития;
  • выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;
  • оценка цикличности и сезонности развития

Подводя итог, можно сказать,что закон спроса и предложения является главным составляющим рыночной ситемы. Его изучение одна из главных составляющих для производителей.

 

Глава2. ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В  ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭЛАСТИЧНОСТИ

2.1.Эластичность  спроса, влияние на потребителей.

Оценка  спроса и предложения важна не только в теоретическом плане. Она имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется здесь для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку.

Выделяют следующие виды эластичности:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • перекрестная эластичность спроса по цене;
  • точечная эластичность спроса;
  • дуговая эластичность спроса;

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения - в тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.

Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился  объем продаж вследствие 1%-ного изменения  цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены. Расчет осуществляется следующим образом:34

              Изменение объема продаж товаров, %

      ____________________________________      (2.1)

                             Изменение цены, %

 

Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять  одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного  продукта в случае повышения его  цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п.. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих  аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию  этой фирмы будет относительно эластичным.

В условиях совершенной конкуренции, когда  много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно  эластичным.

Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос  имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос  на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос  на бензин снизится, сократится объем  продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

В практике могут иметь место по меньшей мере три различных варианта ценовой эластичности спроса:

  • спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;
  • спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж;
  • спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;
  • спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например инсулин для больных диабетом);
  • спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

  Проиллюстрируем сказанное графически:35

Рис. 2.1.Эластичный срос по цене    Рис. 2.2. Неэластичный спрос по цене  Рис. 2.3 Единичная эластичность

Однако на рынке существуют товары, спрос на которые совершенно (абсолютно) неэластичен или, наоборот, эластичен.

 Первый случай  характеризуется восходящей параллельно оси ординат P кривой (прямой) спроса D. Товары, без которых при любой их цене не обойтись.

Второй случай — абсолютно эластичный спрос — характеризуется параллельной оси абсцисс Q кривой спроса D.  По данной цене можно реализовать сколько угодно продукции. Но если вырастет цена, то покупатели откажутся покупать ее.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:36

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное, для покупателя, изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем  выше эластичность).

Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%.37

 

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 2.4. Эластичность спроса по доходу.38

Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов.

   В  развитых странах рост  доходов приводит к возрастанию  потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — товарах длительного пользования.39

Она зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.

Если  увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<0). Скорее всего, данный товар низкокачественный.

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).

Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем  эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар растёт быстрее дохода в  том случае, если E>1. Свойственно  предметам роскоши.

В анализе эластичности спроса по его факторам необходимо выделить такой неожиданный фактор как изменение цены другого товара.

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы.

Практическое  значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание  и расширение, а какие в будущем  ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре  экономики. Небольшой положительный  или отрицательный коэффициент  указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

Таким образом, перекрестная эластичность спроса по цене представляет собой процентное изменение величины спроса на товар  при изменении цены другого товара; эластичность спроса по доходу - процентное изменение величины спроса, вызванное  увеличением дохода.

 

 

2.2. Эластичность предложения, влияние  на производителей.

Эластичность предложения- степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%).40

Эластичность предложения измеряется как от предложения носительное изменение количества товаров и их цен, характеризуя степень эффективности     производственной и маркетинговой политики.41


 

 

 

 

 

 

Рис. 2.5 Эластичность прдложения.42

Таким образом, эластичное предложение —  это ситуация так называемого мгновенного равновесия, когда 1 %-ное увеличение цены товаров вызывает увеличение выпуска товаров более чем на 1 /о под влиянием кратковременно возросшего спроса, а не производственных причин. Единичная эластичность возникает, когда повышение цены на 1% вызывает рост выпуска товаров также на 1%.

Такая ситуация возможна и из-за непродолжительного повышения спроса, вследствие которого производство отреагирует лишь увеличением переменного капитала. При неэластичном предложении 1% повышения цен вызывает рост выпуска менее чем на 1%, показывая, что спрос уже приспособился к возросшей цене, которая сохранится на длительную перспективу, определяя масштабы капиталовложений в производство товаров данного вида.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения