Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в рассмотрении эластичности спроса и предложения и ее воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих теоретических и практических задач:
• изучение основных элементов рынка
• проанализировать основные законы рынка и показатели экономической коньюктуры

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА…5
1.1.Основные субъекты,их взаимодействие………………………………5
1.2.Основные законы рынка. Показатели экономической конъюнктуры……………………………………………………….………23
2.ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…..………………29
2.1.Эластичность спроса: как выражение поведения на потребителей..29
2.2. Эластичность предложения, влияние на производителей…………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ……………………41

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 150.08 Кб (Скачать документ)

Эластичность предложения зависит от трех факторов:

  1. Лежкость товара или возможность его длительного сохранения и издержки этого хранения. Это значит, что эластичность предложения данного товара низка или его предложение неэластично.
  2. Особенности технологии производства. Если производитель способен быстро нарастить производство при росте цены на эту продукцию или столь же быстро переключится на производство какой-нибудь другой продукции при понижении цены, то предложение данного товара эластично.
  3. Фактор времени. Ни один производитель, даже товара самого эластичного предложения, не может мгновенно отреагировать или на рост цены его товара, или на снижение цены на него. Чтобы закупить оборудование, сырье, материалы, наладить линию производства, найти и нанять соответствующей квалификации рабочих, необходимо время. Особенностью эластичности предложения является то, что она всегда величина положительная. А это значит, что при любом повышении цены (Рд) доход производителя увеличивается и при любом понижении Рд — его прибыль падает.

Второй особенностью эластичности предложения является ускорение роста доходов товаропроизводителя при Es > 1. И аналогично, чем выше эластичность предложения, тем стремительнее падение доходов товаропроизводителя при понижении цены на его продукцию.

Анализируя проблемы эластичности, мы не можем забывать фактор времени, так как он является одним из важнейших моментов, определяющих спрос и предложение. Вспомним, что анализ спроса и предложения вне фактора времени бессмыслен вообще. В отношении эластичности фактор времени говорит о том, что спросу и предложению необходим определенный промежуток времени, чтобы приспособиться к измененившемуся уровню цен. Сказанное особенно касается предложения, так как его изменения или реакция связаны с изменениями масштабов производства —производственных возможностей.

Следовательно, анализ рыночного равновесия, реакции рынка на изменение цены не будет полным без анализа колебаний спроса и предложения с учетом фактора времени, который экономисты рассматривают в трех периодах: мгновенном, краткосрочном и долгосрочном.

Допустим, что в мгновенном периоде резко повышается спрос. Так как предложение не может в эти же сроки отреагировать на повышение спроса, на рынке произойдет резкое повышение цены — с Р, до Р2. Предложение будет характеризоваться вертикальной линией, показывающей его абсолютную неэластичность.

В краткосрочном периоде предприятия все же сумеют отреагировать на повышение спроса благодаря изменению своих переменных факторов производства (переменных издержек) и увеличат предложение.

В долгосрочном периоде предложение полностью отреагировало на повышение спроса за счет подключения в производство постоянных факторов производства и переключения какой-то части других предприятий на производство товара повышенного спроса.

Очевидно, что эластичность связана со временем: она возрастает с увеличением периода времени. А цена равновесия самая высокая в мгновенном периоде — Р2, уменьшается в краткосрочном периоде — Р3 и становится самой низкой в долгосрочном периоде — Р следовательно, эластичность есть величина, обратная цене равновесия. С повышением эластичности (с учетом фактора времени) цена равновесия падает.

В анализе эластичности спроса по его факторам необходимо выделить такой неожиданный фактор как изменение цены другого товара. Да, изменение цены другого товара может достаточно сильно повлиять на спрос на данный товар. Выше приводился пример изменения спроса на свинину из-за подорожания животных и растительных жиров. В этом случае возникает так называемая перекрестная эластичность.

Эластичность  предложения служит показателем  относительного изменения предложения  в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то име-ем дело с абсолютно эластичным предложением.

Эластичность  предложения равна нулю, когда  кривая предложения вертикальна. Здесь  предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения  качественного и количественного  состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых  при производстве того или иного  товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

Таким образом, эластичность предложения помогает производителю правильно, научно обоснованно выбирать тактику и стратегию ценообразования на свой товар и гибко лавировать в условиях быстроменяющейся рыночной конъюнктуры. Особенно эффективным становится применение показателей эластичности, когда производитель сможет выделить эластичность спроса на свой товар из эластичности вообще спроса на данный товар.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Рассмотрев тему по данной  курсовой работе, я пришла к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

  В наиболее общем виде функция  спроса (или предложения) на товар  зависит от огромного количества  ценовых и неценовых детерминант.

Эластичность  спроса (или предложения) по отношению  к любой из детерминант характеризует  чувствительность величины спроса (или  предложения) к процентному изменению  этой детерминанты, при том что  другие детерминанты полагаются постоянными.

  Ценовая эластичность спроса  измеряет степень чувствительности  потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно  чувствительны к изменениям цен,  спрос является эластичным. Если  потребители относительно нечувствительны  к изменениям цен, спрос неэластичен. 

   Ценовую эластичность спроса  можно определить, наблюдая за  характером воздействия изменения  цены на величину общей выручки  от продажи продукции. Если  цена и общая выручка изменяются  в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если  цена и общая выручка изменяются  в одном и том же направлении,  спрос неэластичен. В случае  единичной эластичности спроса  изменение цены оставит общую  выручку неизменной.

    Количество доступных товаров-заменителей,  место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам  необходимости или роскоши, а  также длительность анализируемого  периода времени -- все это факторы,  влияющие на эластичность спроса.

Эластичность  предложения зависит от трудности  перераспределения ресурсов между  альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность  ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

    Практическое значение коэффициента  эластичности заключается в облегчении  прогнозирования того, какие именно  отрасли имеют шансы на процветание  и расширение, а какие в будущем,  вероятнее всего, ожидает застой  и сокращение производства. Точнее  говоря, при прочих равных условиях  высокая положительная эластичность  по доходу означает, что вклад  конкретной отрасли в экономический  рост будет больше, чем ее доля  в структуре экономики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Аллен Р. Математическая экономика. - М., 2000
  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 1. СПб., 2008.
  3. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб., 2009.
  4. Доллан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - СПб., 2008. Гл. 2, 5.
  5. Емцов Р.Г., Лунин М.Ю., Черемных Ю.Н. Микроэкономика: Учеб. пособие. - Уфа, 2010. Темы 2-6.
  6. Корнай Я. Дефицит. - М., 2009.
  7. Корнай Я. Путь к свободной экономике. - М., 2009
  8. Лобачева Е.Н. Экономика. М., 2003.
  9. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М., 2000
  10. МилльДж.С. Основы политической экономии. -М., 2007
  11. Основы рыночной экономики. Под ред. В.Д. Камаева. - М., 2009
  12. ПезентиА. Очерки политической экономии капитализма. - М., 2003
  13. Розанова Н.М. Микроэкономика-2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы. - М., 2008
  14. Самуэльсон П. Экономика. - М,, 2007
  15. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика / Пер. с англ. М„ 2001. 2 Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М., 2002.
  16. Серебряков Б.Г. Теории экономического равновесия. - М., 2008.
  17. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства) / Под ред. В.Д. Камаева. - М., 2006
  18. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. - М., 2002
  19. Макконнелл К., Брю С. Экономикс / Пер. с англ. М., 2004.
  20. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. М., 2002.
  21. Нуреев P.M. Основы экономической теории. М.,2000.
  22. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. М., 2004.
  23. Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике.Вопросы экономики № 1, 2000 год.
  24. Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики №11, 2001 год.
  25. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, 2003 год.
  26. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва,2002 год
  27. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва, 2004 год
  28. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. 2002 год.
  29. Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, 2005 год.

 

Интернет ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Предложение
  2. http://www.bishelp.ru/ekonomika/mikro/spros_predl.php
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_спроса_и_предложения
  4. http://www.milogiya2007.ru/microeconom3.htm
  5. http://be5.biz/esai/10.htm
  6. http://www.skachatreferat.ru/referaty/Основные-Элементы-Рынка-Товар-Цена-Спрос/785.html
  7. http://uchebnik.kz/osnovy-marketinga/11-rynok-i-ego-elementy/

1  Барр Р. Политическая экономия. В. 2-х т. Т.1.- М.: Межд-ные отношения, 1995. Ч.1, тема 2, гл.1.

2 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 1. СПб., 2008.

3  Барр Р. Политическая экономия. В. 2-х т. Т.1.- М.: Межд-ные отношения, 1995. Ч.1, тема 2, гл.1.

4  Барр Р. Политическая экономия. В. 2-х т. Т.1.- М.: Межд-ные отношения, 1995. Ч.1, тема 2, гл.1.

5 Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - Ч.1. М.: Станкин, 1992, С.82-110.

6 Лобачева Е.Н. Экономика. М., 2003

7 http://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_спроса_и_предложения

8 http://www.bishelp.ru/ekonomika/mikro/spros_predl.php

9 http://tradefirst.ru/zakonirinka

10 http://ru.wikipedia.org/wiki/Рынок

11 http://www.technical.forekc.ru/index_85.htm

12 http://www.technical.forekc.ru/index_85.htm

13 http://www.technical.forekc.ru/index_85.htm

14 http://www.milogiya2007.ru/microeconom3.htm

15 http://www.milogiya2007.ru/microeconom3.htm

16 http://uchebnik.kz/osnovy-marketinga/11-rynok-i-ego-elementy/

 17 http://tradefirst.ru/zakonirinka

18 http://tradefirst.ru/zakonirinka

19 http://ru.wikipedia.org/wiki/Рынок

20 ПезентиА. Очерки политической экономии капитализма. - М., 2003

21 Доллан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - СПб., 2008. Гл. 2, 5

22МилльДж.С. Основы политической экономии. -М., 2007

23 Барр Р. Политическая экономия. В. 2-х т. Т.1.- М.: Межд-ные отношения, 1995. Ч.1, тема 2, гл

24 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992, гл. 2, гл. 4.

25 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 1. СПб., 2008.

26 Доллан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - СПб., 2008. Гл. 2, 5.

27 Основы рыночной экономики. Под ред. В.Д. Камаева. - М., 2009

28 Основы рыночной экономики. Под ред. В.Д. Камаева. - М., 2009

29 Основы рыночной экономики. Под ред. В.Д. Камаева. - М., 2009

Информация о работе Эластичность спроса и предложения