Качество и конкурентноспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия, их влияние на конечные результаты его деятельности.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы анализа качества и конкурентоспособности продукции 5
1.1 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции 5
1.2 Анализ качества продукции 11
1.3 Анализ конкурентоспособности 18
2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции на ООО СРП «Термокон» 24
2.1. Краткая характеристика и анализ основных экономических показателей деятельности предприятия 24
2.2 Анализ качества продукции ООО СРП «Термокон» 32
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции ООО СРП «Термокон» 37
Заключение 49
Список литературы 51

Работа состоит из  1 файл

Качество и конкурентоспособность продукции предприятия, их влияние на конечные результаты его деятельности (1).doc

— 655.00 Кб (Скачать документ)
gn="justify">      Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

      Социально – экономические факторы в  значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

      Внешние факторы в условиях рыночных отношений  способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

      Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции.

      Качество  продукции как важнейший фактор повышения конкурентоспособности  товара.

      Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным. Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом. Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду. В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д. При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека. Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.

1.2 Анализ качества продукции

 

      Важным  показателем деятельности предприятий  является качество продукции. Для отечественных предприятий подход к системе качества определяется наличием двух факторов: с одной стороны, постоянно растут требования заказчиков к качеству продукции, с другой — крайне медленно происходит переоснащение предприятий современной техникой. Проблема обеспечения оптимального уровня качества — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

      Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

      Качество  — один из основных факторов, способствующих росту реализации и определяющих конкурентоспособность выпускаемой продукции и самого предприятия. Однако повышение качества, как правило, требует дополнительных затрат и увеличения себестоимости единицы продукции.

      Различают обобщенные, индивидуальные и косвенные  показатели качества продукции. Они характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

      К обобщающим показателям качества относят:- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;- удельный вес аттестованной продукции.

      Индивидуальные  (единичные) показатели характеризуют одно из

      следующих свойств:

    - полезность;

    - надежность;

    - технологичность;

    - эстетичность.

      Косвенные показатели — штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

      В процессе анализа качества:

      - оценивается технический уровень продукции;

      - выявляются отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

      - анализируется структура выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;

      - выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

      - обосновываются возможности повышения качества.

      Для оценки выполнения плана по качеству используются следующие методы:

      1) определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству (балльный метод);

      2) по продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

      Долю  каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с планом, а  для изучения динамики качества —  с данными прошлых лет.

      Для обобщающей оценки выполнения плана  по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении  средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения  фактического и планового его  уровня находят процент выполнения плана по качеству.

      Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному  весу забракованной и зарекламированной  продукции.

      Качество  продукции является параметром, оказывающим  влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

      Изменение качества затрагивает прежде всего  изменение цены и себестоимости  продукции, поэтому формулы для  расчета будут иметь вид:

                                                                                         (1)

                                                                                             (2)

                                                              (3)

      где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

      В стоимостном выражении расчет влияния  сортового состава продукций  на объем ее производства определяется способом абсолютных разниц: изменение  удельного веса по каждому сорту (DУдi) умножается на цену соответствующего сорта (Цi), результаты складываются и умножаются на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (КВПобш.ф.):

      DВпсорт=å(DУдi × Цi) × VВ Побщ.ф.                                                      (4)

      Аналогично определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава. Расчеты делают по всем видам продукции с установленными сортами, а результаты обобщают.

      Косвенным показателем качества продукции  является брак.

      Он  делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

      Выпуск  брака ведет к росту себестоимости  продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

      В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

      При анализе качества продукции необходимо определить уровень ее качества.

      Уровень качества — это относительная  характеристика, основанная на сравнении  значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.

      Уровень качества (УК) можно определить по формуле:

      УК = q/qБ,                                                                                                      (5)

      где q, qБ – соответственно численные значения показателя качества оцениваемого образца и базового показателя.

      Оценка  качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества.

      Качество  определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов.

      Широкое применение в недавнем прошлом получила практика совмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итоговое наименование показателя качества — комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности характеристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) их значений. Относительная значимость характеристик учитывалась коэффициентами весомости. Однако характеристики несли с собой в формулах свою физическую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одинаковых комплексных показателях качества один из сравниваемых автомобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик.

      В прошлое ушли аналитические попытки сравнения качества объекта с мировым уровнем качества аналогичных объектов или аттестации объектов по уровням качества с присвоением Знака качества. Были попытки объединения показателей качества и количества (кваливал, т.е. значение качества выражалось через влияние на его количество, например степень совершенствования тракторов оценивалась по возможному снижению при этом их количества для выполнения прежней работы).

      Дифференциальный  метод оценки качества промышленной продукции осуществляется путем  сопоставления единичных показателей качества оцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом находят уровень характеристик каждого i-гo свойства.

                                                                                                            (6)

      или                                                                  (7)

      где Рiоц — значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия; Piбаз — значение i-гo показателя свойств базового образца; n — количество принятых для оценки показателей.

Информация о работе Качество и конкурентноспособность продукции