Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 16:35, курсовая работа
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни.
Введение
§1 Сущность и функции рынка
1.1 Причины возникновения рынка, его характерные черты…………….2
1.2 Структура и функции рынка…………………………………………....8
§2 Классификация рынка, его инфраструктура.
2.1 Виды рынка: общая характеристика ………………………………….14
2.2 Инфраструктура рынка………………………………………………..18
Заключение
Список использованных источников
Приложение
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГОХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «
КАФЕДРА: ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКА ТЕОРИЯ»
НА ТЕМУ:
«КЛАССИЧЕСКИЙ РЫНОК:
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ,СТРУКТУРА»
Выполнила студентка 1 курса
Специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Группы Б-103
Сериченко И.А
Проверила:
Жулидова Н.С
Саратов 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
§1 Сущность и функции рынка
1.1 Причины возникновения рынка, его характерные черты…………….2
1.2 Структура и функции рынка…………………………………………....8
§2 Классификация рынка, его инфраструктура.
2.1 Виды рынка: общая характеристика ………………………………….14
2.2 Инфраструктура рынка………………………………………………..18
Заключение
Список использованных
Приложение
Введение:
Рынок — это не только общеэкономическая
категория, присущая в той или иной степени
всем этапам развития цивилизации, но
это одновременно сложное социально-философское
понятие. Оно вовсе не ограничивается
экономической сферой. Как результат естественноисторического
развития человеческого общества рынок
включает исторические, национальные,
культурные, религиозные, психологические
особенности развития народов, вобравших
в себя все богатства многовековых традиций
совместного устройства культурной и
экономической жизни. Это определяет особенности
современного рынка и рыночной системы
в различных странах. Рынок имел место
во всех цивилизациях, но его роль в них
значительно различается. Тот факт, что
рыночные отношения и сегодня далеки от
совершенства, возможно, объясняется тем,
что в природе совершенство вообще недостижимо.
Цель данной курсовой работы заключается
в том, чтобы рассмотреть рыночные отношения,
в целом, с точки зрения современных понятий
рыночной экономики, опираясь при этом
на основные догматы экономической теории
и опыт прошлого, учитывая мнения различных
учёных в данной области науки и делая
свой личный обобщённый вывод из существующих
на сей день знаний в области рыночной
экономики. Одним словом, основываясь
на знаниях провести анализ полученной
информации.
Первый рассмотренный вопрос посвящён
сущности и функциям рынка. Это сделано
для того, чтобы раскрыть смысл понятия
«классический рынок» и определить основные
функции данной системы регулирующей
взаимосвязь между компонентами и другими
его составляющими. Во втором вопросе
идет речь о классификации и инфраструктуре
современного рынка. На какие виды они
разделяются, по характеру продаж и покупок.
А так же рассматривается элемент нынешних
рыночных отношений «инфраструктура».Основные
компоненты входящие в нее и их значение,
влияние на механизмы рынка. А так же затрагивается
главный вопрос «Почему инфраструктура
является неотъемлемой частью современного
рынка?»
§1
Сущность и функции
рынка
1.1Причины
возникновения рынка,
его характерные
черты
В экономической жизни общества исторически первой возникла натуральная форма хозяйства, в которой производство благ направлено было на внутрихозяйственное потребление. Происходящая с тех пор эволюция форм хозяйствования выступает следствием поиска лучших способов решения извечной дилеммы: «ресурсы ограничены – потребности безграничны»1. Относительная ограниченность ресурсов в известной степени преодолевается при условии роста производительности труда. На повышение производительности труда оказывали влияние, во-первых, общественное разделение труда и специализация ресурсов, во-вторых, расширение взаимовыгодного обмена продуктами.
Разделение труда2 – это относительное обособление людей для выполнения разных видов работ.
Работник, специализируясь на выполнении какой-либо работы, совершенствует технические приемы ее выполнения. Благодаря этому, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, ускоряется технический прогресс.
В условиях
углубления разделения труда уменьшающаяся
доля потребностей человека могла быть
удовлетворена продуктом
Известно, что разделение труда может иметь место и без обмена, например, в домашнем хозяйстве. Однако отношения обмена не возникли бы без общественного разделения труда и специализации использования экономических ресурсов. Товарное производство невозможно и без экономического обособления производителей как различных собственников. Оно стало условием, необходимым для превращения случайного обмена в товарный обмен. Таким образом, общественное разделение труда и экономическое обособление производителя товара стали двумя необходимыми объективными причинами возникновения товарного обмена, рыночных отношений. Происходившая эволюция общинных экономических отношений в направлении возникновения товарных была связана со становлением традиций и прав частной собственности, прежде всего, на землю как ресурс хозяйствования. Постепенно развивалось понимание рынка. Первоначально он рассматривался как место встречи продавцов и покупателей, где происходило добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой, т. е. взаимная передача прав собственности. Затем – как специфическая форма товарно-денежного обмена (обращения). В развитом индустриальном обществе рынок стал рассматриваться как социально-экономический механизм, обеспечивающий взаимосвязь производителей и потребителей экономических благ и корректировку их экономического поведения. В настоящее время он характеризуется наличием сложной структуры, представленной группами видов рынка. Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей. К основным элементам рынка относятся:
Спрос – это количество товара, которое покупатель готов купить по определенной цене.
Предложение – это количество товара, которое продавец готов продать покупателю по определенной цене.
Рыночная цена- это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы:
3
Свободные
цены они формируются в зависимости
от состояния рынка и устанавливаются
без государственного вмешательства,
на основе свободной договоренности продавца
и покупателя.
Договорные или контрактные цены контрагенты устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В контракте могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен вследствие инфляции и других оговоренных обстоятельств.
Регулируемые цены для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое управление ценами касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости ).
Государственные твердо установленные цены государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять. В зависимости от форм и сфер торговли подразделяются следующие виды цен:
Оптовые по которым товары реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.
Розничные
по которым в розничной торговле продукты
продаются потребителям.
Тарифы на услуг, цены (расценки), определяют уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, за пользование телефоном, радио.
Цены
мирового рынка - цены, которые:
4
а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке. б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.
Кроме государственной,
твердо фиксированной цены, все другие
их виды в той или иной мере имеют
общее свойство - они изменяются
под воздействием конъюнктуры (стечения
разных обстоятельств) рынка. В свою очередь,
цены закономерно влияют на экономическое
положение продавцов и покупателей, их
заинтересованность в купле-продаже товаров.
Для того
чтобы рынок успешно
Свободный
(классический) рынок характеризуется
следующими чертами:
1) неограниченное
число участников рыночных
отношений и свободная
конкуренция между ними;
2) абсолютно свободный
доступ к любой хозяйственной
деятельности всех членов
общества;
3) абсолютная мобильность
факторов производства;
неограниченная свобода
передвижения капитала;
4) наличие у каждого
участника абсолютно
полной информации о
рынке (о норме прибыли, спросе, предложении
и т.д.);
Осуществление
принципа рационального поведения
рыночных субъектов (оптимизация индивидуального
благосостояния в результате прироста
доходов: продать подороже, купить подешевле)
невозможно без информации;
5) абсолютная однородность
одноименных товаров (отсутствие торговых
марок и т.д.);
6) ни один участок
свободной конкуренции
не в состоянии оказать
непосредственное влияние
на решение другого
неэкономическими методами;
7) цены устанавливаются
стихийно в ходе свободной
конкуренции;
8) отсутствие монополии (один производитель),
монополии (один покупатель) и
государственного регулирования;
5
Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает :
Создается
впечатление, что рынок
Но свободный рынок имеет и следующие
серьезные недостатки:
1) рынок приводит
к дифференциации в
уровне жизни населения, что не
так плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию
к труду. Он не обеспечивает социальную
«защиту» населения. Социальные последствия
свободного рынка таковы: безработица,
разорение, бедность отдельных групп населения.
С общечеловеческих позиций рыночное
распределение несправедливо, так как
не обеспечивает минимальный уровень
жизни всем. Следовательно, необходимо
вмешательство государства для решения
социальных проблем.
Распределение на рынке осуществляется
на основе полученных доходов. С позиций
рыночных отношений любой доход, полученный
на основе свободной конкуренции, справедлив.
А тот, кто не в состоянии получить этот
доход (по состоянию здоровья, старости
и т.д.), обречен на нищенское существование.
Рынок не может создать условия реализации
права на труд для всех членов общества.
Трудоустраиваются только те, на чью рабочую
силу имеется спрос. Свободный рынок не
гарантирует полную занятость населения,
а также стабильный уровень цен.
2) механизм свободной
конкуренции не обеспечивает
экономику нужным количеством
денег для развития-производства.
Имеет место нехватка денег. Проблему
эмиссии денег берет на себя государство
в лице, госбанка.
6
3)
деятельность свободных
конкурентов часто приводит
к нежелательным эффектам, таким,
как загрязнение окружающей среды, продуктов
питания пестицидами и другими вредными
веществами, развитие наркомании, алкоголизма
и т.д. Свободный рынок, таким образом,
зачастую игнорирует потенциально негативные
последствия принимаемых решений, а также
не способствует сохранению не воспроизводимых
ресурсов.
4) свободный рынок
не создает стимулов
для производства товаров
и услуг коллективного
пользования, не в состоянии обеспечить
общество услугами, в которых нуждается
любой человек и от которых никто не получает
прибыли (оборона, государственное управление,
охрана природы и др.).
5) рынок не обеспечивает
действенную мотивацию
для фундаментальных
исследований. Он реализует уже
имеющиеся научно-технические достижения,
но не выделяет средства для фундаментальных
исследований в науке и технике, а они
крайне необходимы для развития общества
в отдаленной перспективе.
6) экономика, функционирующая
на основе свободного
рынка, подвержена нестабильному
развитию
с соответствующими рецессионными (спад
или замедление темпов роста производства)
и инфляционными процессами.
7) рынок не распространяется
на те виды деятельности,
которые не могут быть
подчинены исключительно
коммерческим критериям (здравоохранение,
образование, наука, культура, единая транспортная
система, убыточные производства), но необходимы
обществу.
Информация о работе Классический рынок: сущность, функции,структура