Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 16:35, курсовая работа
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни.
Введение
§1 Сущность и функции рынка
1.1 Причины возникновения рынка, его характерные черты…………….2
1.2 Структура и функции рынка…………………………………………....8
§2 Классификация рынка, его инфраструктура.
2.1 Виды рынка: общая характеристика ………………………………….14
2.2 Инфраструктура рынка………………………………………………..18
Заключение
Список использованных источников
Приложение
7
1.2 Структура и функции рынка
Характеристику
рынка как совокупности актов
купли-продажи можно раскрыть через
его структуру, систему и инфраструктуру.
Становление и налаживание
Структура рынка — это внутреннее
строение, расположение, порядок отдельных
элементов рынка, их удельный вес в общем
объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
Совокупность всех рынков, расчлененных
на отдельные элементы на основе самых
разнообразных критериев, образует систему
рынков.
Можно выделить следующие критерии для
характеристики структуры и системы рынка:
Первый — по объектам:
• рынок товаров и услуг (потребительский
рынок);
• рынок факторов производства;
• финансовый рынок;
• рынок научно-технических разработок,
патентов;
• рынок информации;
• рынок средств обращения;
• рынок отдельных товаров или товарных
групп (мяса, одежды, обуви);
• рынок лицензий ;
Второй
критерий — по субъектам:
• рынок покупателей;
• рынок продавцов;
• рынок государственных учреждений,
• рынок промежуточных продавцов — посредников;
8
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков. Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.
Рынок
государственных учреждений включает
совокупность актов купли- продажи государственных
организаций, федерального правительства,
штатов, местных органов власти, закупающих
или арендующих товары, необходимые им
для выполнения своих основных функций
по отправлению власти.
Рынок промежуточных
продавцов выражает совокупность экономических
отношений лиц и организаций, приобретающих
товары для перепродажи или сдачи их в
аренду другим потребителям с выгодой
для себя.
Третий критерий — по географическому положению:
• местный (локальный)
рынок;
• региональный рынок;
• национальный рынок;
• мировой рынок.
Мировой рынок — это не только совокупность
национальных рынков различных государств,
экономические связи между которыми определены
международной торговлей (в том числе
торговля лицензиями, услугами, международное
перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно
новый уровень.
9
10
• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой;
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной коньюктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняется ряд существенных ФУНКЦИЙ:
Интегрирующая функция - состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев –
посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами
труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а
потребитель не может удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция - предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене,
объему и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: «что производить?», «для кого производить?», «как производить?».
Стимулирующая функция - состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики.
Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате – падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
11
Ценообразующая(или эквивалентная)функция - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет
индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то сеть соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара
посредством определения не только количества затраченного товара, но и его
полезность.
Контрольная функция рынка – выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных
производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка
невозможно
определить, насколько взаимовыгодна
та или иная экономическая и
Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца – поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция – дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о
спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объёмы информации и выдающий обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в
сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности
спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и
12
эквивалентность рыночной сделки.
Исходя
из этого, рынок следует рассматривать
как определенную совокупность экономических
отношений между домашними
§2 Классификация рынка, его инфраструктура
2.1 Виды рынка: общая характеристика
Рынок продовольственных товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием.
Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.
Финансовый рынок — это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Хотя мы и рассматриваем финансовый рынок третьим по счету, в настоящее время он является важнейшим после рынков товаров, более того, в современной рыночной инфраструктуре становится определяющей формой рынка. Дело в том, что не существует вида хозяйственной деятельности, который бы не взвешивался на финансовых весах, не был бы опосредован финансами и не
14
проходил
бы через финансовый рынок. В то же
время он является наиболее чутким
барометром рыночного благополучия.
Реагирует на любые изменения
в производстве товаров и услуг,
включая и изменения на рынке средств
производства.
Главным орудием финансового рынка является
ссудный процент, превратившийся в универсальный
критерий эффективности, вложения капитала
в какую бы то ни было отрасль производства.
Суть ссудного процента с этой точки зрения
заключается в том, что он указывает минимальный
уровень отдачи, эффективности капитальных
вложений. Он как бы является пробным камнем
или точкой определения прибыльности
бизнеса. Если ожидаемая прибыль от капитальных
вложений будет ниже ссудного процента,
то предпочтительней деньги вложить в
банк — вот о чем говорит ссудный процент.
С другой стороны, финансовый рынок является
и самым совершенным рынком. Прежде всего
потому, что обеспечивает практически
единую ставку ссудного процента не только
в каждой отдельной стране, но и на международном
уровне. Кроме того, он отличается многочисленностью
субъектов, действующих на нём. По существу,
это — все субъекты экономических отношений.
В то же время объекты купли-продажи здесь
характеризуются однородностью товаров:
деньги, акции, облигации и тому подобное,
что облегчает функционирование самого
рынка, увеличивает его предсказуемость.
На финансовом рынке существуют развитая
информационная структура и сеть, банков,
широкий рынок заемных средств, в тем самым
обеспечивается главное: условие существования
конкурентного рынка в целом — свободный
"вход" в него и свободный "выход"
из него. Очевидно, что финансовый рынок
является ключевым элементом в рыночной
системе. Без развитого финансового рынка
рыночная система вообще не может считаться
полноценной. В этом нетрудно убедиться,
проанализировав состояние, российского
финансового рынка и в целом рыночной
системы России. Они практически находятся
в зачаточном состоянии, особенно финансовый
рынок. Даже нет единой банковской системы
на твёрдой законодательной основе,
Информация о работе Классический рынок: сущность, функции,структура