Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 16:35, курсовая работа
Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни.
Введение
§1 Сущность и функции рынка
1.1 Причины возникновения рынка, его характерные черты…………….2
1.2 Структура и функции рынка…………………………………………....8
§2 Классификация рынка, его инфраструктура.
2.1 Виды рынка: общая характеристика ………………………………….14
2.2 Инфраструктура рынка………………………………………………..18
Заключение
Список использованных источников
Приложение
15
естественно, нет и единого ссудного процента в масштабах страны.
Тем не менее, финансовый рынок, даже в этом состоянии, является орудием совершенствования рыночной системы, своеобразным двигателем экономики страны к этой системе.
Рынок
факторов производства Объектами
купли-продажи на этом рынке являются
земля, рабочая сила и средства производства
(капитал). Соответственно, можно различать
и сегменты этого рынка — рынок земли,
рынок труда, рынок капиталов. На рынке
земли огромную роль играет географический
фактор и ограниченность самих земель,
как никакого другого ресурса. В силу этого
в каждой стране в зависимости от ее нахождения
на планете, территории и других факторов
рынок земли носит сугубо специфический
характер. Дело в том, что под землей понимается
не только земля как таковая, но и те дополнительные
— очень существенные — товары и услуги,
которые она дает урожай, сырье, материалы,
полезные ископаемые. Рынок
рабочей силы - на данном рынке продается
и покупается
рабочая сила. организуется в форме
биржи труда, где непосредственно формируется
сложная инфраструктура, позволяющая
сводить вместе
работодателей и наемных рабочих, продающих
свою рабочую силу.
16
Рынок инноваций т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.
Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли- продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
17
2.2
Инфраструктура рынка
Инфраструктура – совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка товаров рынка капиталов и других рынков. Формы обслуживания рынков разнообразны, они выработаны многолетней отечественной и зарубежной практикой. В инфраструктуру товарного рынка входит прежде всего оптовая и розничная торговля, вся торговая сеть, магазины универмаги и другие предприятия. Главное их назначение - обеспечение купли-продажи товаров; аукционы, ярмарки коммерческие посреднические центры и биржи товарные, призванные в основном заменить распределительную сеть органов материально технического снабжения и сбыта при сохранении и развитии их материальной базы. В инфраструктуру товарного рынка входят специальные государственные органы: государственная контрактная система, антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др.(см схема №1)
Элементы инфраструктуры рынка.:
Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов,
которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в
экономике.
18
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а рождены самими рыночными отношениями.
Краткая характеристика некоторых элементов инфраструктуры рынка:
Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы
имеют дело с продукцией, которой на рынке
недостаточно. Здесь главным ориентиром
является получение максимальной цены
за какой-либо товар.
19
На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.
Консалтинговые компании. Здесь работают серьезные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предпринимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России и Узбекистана это новое и перспективное дело, поскольку у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.
Аудиторские компании. Аудит - это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). Аудиторская экспертиза - обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий. Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в наших государствах ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть общий недостаток - крайне малый срок обучения. Зачастую в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.
20
Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.
Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда:
Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.
На
фондовой бирже обращаются главным
образом два вида ценных бумаг: акции предприятий,
компании, фирм; облигации, выпускаемые
правительством страны, органами местного
самоуправления, коммунальными предприятиями,
а также частными компаниями. Купля-продажа
ценных бумаг на фондовой, бирже происходит
на основе их биржевого курса, который
колеблется в зависимости от соотношения
между спросом и предложением. На фондовой
бирже определяются реальные рыночные
цены акций и облигаций тех или иных компаний.
Эти цены зависят от уровня ссудного процента
и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых
держателям акций и облигаций. Получение
на фондовой бирже высокого дохода (прибыли)
на основании курсовой разницы ценных
бумаг в биржевой практике называется
биржевыми спекуляциями. Рыночные цены
на ценные бумаги регулярно уточняются
с учетом изменения спроса и предложения,
объема заказов и поступающей
21
финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.4
Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.
Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.
Информация о работе Классический рынок: сущность, функции,структура