Классический рынок: сущность, функции,структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание

Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни.

Содержание

Введение
§1 Сущность и функции рынка
1.1 Причины возникновения рынка, его характерные черты…………….2
1.2 Структура и функции рынка…………………………………………....8
§2 Классификация рынка, его инфраструктура.
2.1 Виды рынка: общая характеристика ………………………………….14
2.2 Инфраструктура рынка………………………………………………..18
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Рыночная экономика.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

15 

естественно, нет и единого ссудного процента в масштабах страны.

Тем не менее, финансовый рынок, даже в этом состоянии, является орудием совершенствования  рыночной системы, своеобразным двигателем экономики страны к этой системе.

 Рынок факторов производства Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая сила и средства производства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка — рынок земли, рынок труда, рынок капиталов. На рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. В силу этого в каждой стране в зависимости от ее нахождения на планете, территории и других факторов рынок земли носит сугубо специфический характер. Дело в том, что под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные — очень существенные — товары и услуги, которые она дает урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые.   Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается                       рабочая сила. организуется в форме биржи труда, где непосредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе                           работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу.                                                         Биржа труда представляет собой целый научно-исследовательский комплекс, занимающийся регистрацией безработных и свободных рабочих мест на предприятиях. Имея полную информацию по этим аспектам, 6иржа направляет на предприятия соответствующую им по профилю и квалификации рабочую силу, занимается её переподготовкой переквалификацией.

Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости(земля, здания, сооружения, постройки, дома, квартиры, основные средства).Он включает в себя определенный набор механизмов, посредством которых:                 

16

- передаются  права на собственность и связанные с ней интересы. 
- устанавливаются цены, распределяется пространство между различными собственниками недвижимости.

Рынок инноваций т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.  

Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли- продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

17

2.2 Инфраструктура рынка 

Инфраструктура – совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка товаров рынка  капиталов и других рынков. Формы обслуживания рынков разнообразны, они выработаны многолетней отечественной и зарубежной практикой. В инфраструктуру товарного рынка входит прежде всего оптовая и розничная торговля, вся торговая сеть, магазины универмаги и другие предприятия. Главное их назначение - обеспечение купли-продажи товаров; аукционы, ярмарки коммерческие посреднические центры и биржи товарные, призванные в основном заменить распределительную сеть органов материально технического снабжения и сбыта при сохранении и развитии их материальной базы. В инфраструктуру товарного рынка входят специальные государственные органы: государственная контрактная система, антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др.(см схема №1)

Элементы инфраструктуры рынка.:

Рыночная  инфраструктура включает в себя большое  количество  элементов,

которые тесно связаны между собой и в  совокупности  играют  важную  роль  в

экономике. 

  •   биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
  • аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
  • кредитная система и коммерческие банки;
  • эмиссионная система и эмиссионные банки;
  • система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
  • информационные технологии и средства деловой коммуникации;
  • налоговая система и налоговая инспекция;
 

18

  • система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
  • специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
  • торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
  • таможенная система;
  • профсоюзы, работающие по найму;
  • коммерческо-выставочные комплексы;
  • система высшего и среднего экономического образования;
  • аудиторские компании;
  • консультативные (консалтинговые) компании;
  • общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  • специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а рождены самими рыночными отношениями.

Краткая характеристика некоторых  элементов инфраструктуры рынка:

Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар.  

19

На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.  Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

Консалтинговые  компании. Здесь работают серьезные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предпринимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России и Узбекистана это новое и перспективное дело, поскольку у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.

Аудиторские компании. Аудит - это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). Аудиторская экспертиза - обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий. Объективность оценок известных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

Учебные заведения. Раньше в наших государствах ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть общий недостаток - крайне малый срок обучения. Зачастую в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.

20

Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.

Различают товарные, фондовые биржи и биржи  труда:

 Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.

На  фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компании, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей 

21

 финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.4

Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.

Кроме мероприятий по трудоустройству  биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.

Информация о работе Классический рынок: сущность, функции,структура