План
Введение………………………………………………………………….......3
1. Командно-административная экономика
……………………………….5
1.1 Историческое
развитие социалистической идеи……………………..8
1.2 Характеристика
командно-административной системы……………10
2. Особенности развития командно-административной
экономики.........12
2.1 Развитие командно-административной
экономики (по теории К. Маркса)…………………………………………………….......................13
2.2 Развитие
командно-административной экономики
в СССР……….15
2.3. Командно-административная система
в Казахстане………………... 27
3. Противоречия командно-административной
системы ………………...30
Заключение………………………………………………………………......34
Список использованной литературы……………………………………….35
Введение
В
обеспечении нормального функционирования
любой современной экономической
системы важная роль принадлежит
государству. Государство на протяжении
всей истории своего существования
наряду с задачами поддержания
порядка, законности, организации
национальной обороны, выполняло
определенные функции в сфере
экономики. Возникает дилемма
– с одной стороны, неконтролируемые
рыночные процессы разрушительны
для экономики и общества, поэтому
рыночная экономика более чем
любая иная, нуждается в государственном
регулировании, с другой - неизбежность
регулирования рыночной экономики
постоянно рождает соблазн директивного
решения многих экономических
проблем. Однако чаще всего
результат такого “административного”
решения оборачивается лишь видимостью
преодоления кризисных экономических
ситуаций. Следовательно, задача состоит
в том, чтобы найти оптимальную меру
и наиболее эффективные формы государственного
регулирования экономики, которые, не
разрушая её рыночную природу, в то же
время обеспечили бы максимальную эффективность.
В начале
ХХ в. экономическая роль государства
стала настолько значимой, что
первая половина прошлого столетия вошла
в историю как эпоха “государственно-монополистического
капитализма” (ГМК). Её практика подтолкнула
к идее “государственного социализма”
– попытке использовать экономическую
мощь государства для ускоренного
социалистического преобразования
общества. Развитие этой идеи привело
к возникновению “административно-командной
экономики”. Сейчас у большинства
людей (особенно у молодого поколения,
которое воспитано на критике коммунистических
идей) не вызывает сомнения, что командно-административная
экономическая система в принципе не способна
на эффективное функционирование, и
путь преобразований от централизованной
к рыночной экономике, является единственно
верным. В то же самое время при реформировании
экономических основ необходимо учитывать
особенности национальной экономики,
потому как «слепое копирование чужого
опыта и следование чужим рецептам» не
принесет желаемого результата. Ведь основы
рыночной экономики зарождались не на
пустом месте, а на обломках командно-административной
системы, а потому для осознания того,
что происходило во время реформ, недостаточно
только понимать процессы рыночной экономики,
необходимо также знать, как функционируют
предприятия, управляемые из Центра и
принадлежащие государству.
Цель
данной работы заключается в том,
чтобы попытаться дать ответ на вопрос,
может ли в принципе командно-административная
система быть эффективной и обеспечивать
высокий уровень жизни граждан
и рассмотреть основные черты
и противоречия командно-административной
системы. министративный экономика базовый
1. Командно-административная экономика
Основополагающей
чертой командно-административной
системы является то, что все
права собственности принадлежат
государству, а частная собственность
ликвидируется и переходит в
руки государству. Удельный вес
государственной собственности
в СССР, например, составлял
90%. В результате произошла
как деформация процесса
присвоения объектов собственности,
так и результатов ее
функционирования. Декларированные
субъекты собственности – трудовые
коллективы и отдельные трудящиеся
– были отчуждены от
собственности, т.к. фактически
утратили важнейшие функции
присвоения: владения и распоряжения.
Они перешли к органам государственного
управления и представлявшему
их слою распорядителей, в
результате чего государственная
собственность утратила общественный
характер и стала персонифицированной.
Реальным собственником
стала административно-бюрократическая
верхушка государственной
власти. Огосударствлению
подверглись также и остальные
формы собственности – кооперативная
и личная. Так, непременным
атрибутом кооперативной собственности
в СССР были: система государственных
закупок, даже в 80-е годы
охватывающая 80-90% всей товарной
продукции колхозов; безвозмездное
изъятие доходов колхозов
в пользу государства; регламентация
государством процесса
воспроизводства на кооперативных
предприятиях. В отношениях личной
собственности этот процесс
был связан с ограничениями
со стороны государства верхнего
потолка личных доходов и проведением
курса на их уравнительность,
что подрывало стимулы к труду
наиболее инициативных и квалифицированных
работников. Закономерным результатом
огосударствления основы экономической
системы – собственности, стало
огосударствление всех структур
этой системы. Только государство
стало собственником производственных
ресурсов и только оно
принимало экономические решения.
Возник и укрепился монополизм
государства в экономике, политике,
социальной сфере, идеологии,
средствах массовой информации.
Следует
отметить, что в КАС экономическая
власть государства не имела
развитой правовой базы и
поэтому не являлась правовой
властью. Она опиралась на
власть госаппарата, имеющего
свои особые интересы, отличающиеся
от интересов народа и заключавшиеся
в сохранении устраивающей их
системы управления и укреплении
государственной мощи. Интересы
человека-работника признавались
лишь в той степени,
в какой они могли
служить реализации интересов
власти. Поэтому характерной
чертой такого общества является
ограничение свобод, в том числе
экономической свободы.
Результатом
КАС является тоталитарное государство.
Тоталитаризм – это система
насильственного политического
господства, характеризующаяся
полным подчинением общества власти
господствующей элиты. Можно выделить
следующие характерные черты
тоталитаризма:
1. единая идеология, мобилизующая
население;
2. единая партия – монополист,
возглавляемая одним лидером;
3. государственная монополия на
средства массовой информации;
4. репрессивная политическая система;
5. всеобщее доминирование государственной
собственности на все средства
производства.
Предпосылкой возникновения тоталитаризма
явилось положение классиков
марксизма о необходимости введения
на переходный период от капитализма
к социализму, для подавления
сопротивления буржуазии, диктатуры
пролетариата. Но, как показал исторический
опыт, в течение короткого
времени диктатура пролетариата
может превратиться в диктатуру
правящей партии, затем в
диктатуру узкого круга партийных
лидеров, наконец, в диктатуру
одного человека.
Существенной
чертой КАС является деформация
всех отношений общественного воспроизводства:
производства, распределения, обмена и
потребления. В производстве
деформация начинается с подмены
его цели: вместо удовлетворения
потребностей общества ею фактически
стало накопление ради накопления.
В основе управления
производственным процессом
лежало директивное планирование.
Система централизованного
планирования была создана в
20-30-е годы и не претерпела
затем никаких принципиальных изменений.
Она была разработана, чтобы
обеспечить стратегию ускоренной
индустриализации, базирующуюся
главным образом на быстрой
мобилизации капитальных, трудовых
и материальных ресурсов и отодвигавшую
на второй план вопрос об их эффективном
использовании. В основе планирования
лежали такие принципы, как:
1. директивность
– обязательность для исполнения;
2. адресность
– доведение заданий до
конкретного исполнителя;
3. централизованность
– распределение плановых
заданий из единого центра.
Централизованное
плановое задание включает директивы
по регионам, отраслям, отдельным
предприятиям. После принятия
план принимает форму закона
и его неисполнение ведет к
административной, уголовной и
партийной ответственности. Социалистическому
планированию теоретиками приписывалось
такое существенное свойство,
как научность. Но на
практике через планирование
реализовывались политические
и экономические установки
правящей партии и, как правило,
не учитывались объективные
экономические пропорции. С
помощью пятилетних и
годовых планов Госкомитет
по планированию, отраслевые министерства,
другие ведомства пытались
управлять темпами экономического
роста, структурными преобразованиями
в экономике, распределением
материальных ресурсов. Но, как
показал опыт, директивное
централизованное планирование
подавляет хозяйственную инициативу.
1.1 Историческое развитие социалистической
идеи
На протяжении
человеческой истории можно насчитать
немного идей, к которым люди разных
стран и эпох обращались бы столь
упорно, как к идее социализма. Корни
этой идеи уходят далеко в древность.
Но главными идейными предтечами социализма
принято считать двух знаменитых
ученых позднего Средневековья –
английского философа и государственного
деятеля Т. Мора и итальянского философа,
доминиканского монаха Т. Кампанеллу, которые
были авторами социальных утопий о гармоничных
и счастливых обществах, не знающих частной
собственности. В XVIII – начале XIX вв. понятия
«социализм» и «коммунизм» вошли в научный
обиход и общественный лексикон. Среди
наиболее известных авторов того периода
– французские философы А. Сен-Симон и
Ш. Фурье и английский общественный деятель
Р. Оуэн. Их творчество справедливо называют
«утопическим социализмом», поскольку
оно было оторвано от реальной общественной
практики своего времени и представляло
собой скорее философские мечтания, чем
научное учение.
Превращению
социализма в активное и бурно
растущее направление философской
и политической мысли способствовало
становление европейской социал-демократии
и научное творчество ряда выпадающих
ученых и деятелей середины – второй
половины XIX в. Наиболее крупный вклад внес
К. Маркс, автор «Манифеста Коммунистической
партии» (1848 г., совместно с Ф. Энгельсом),
«Капитала» и многих других работ. Они
разработали грандиозное философско-политическое
и экономическое учение, в котором стремились
доказать неизбежность прихода всего
человечества к социализму через пролетарскую
революцию. Маркс попытался обосновать
исторически преходящий характер частной
собственности и необходимость вступления
всего человечества в эру коммунизма через
мировую революцию. Позднее В.И. Ленин развил
и практически применил в России идеи
Маркса о революционном, насильственном
уничтожении старого строя и переходе
к бесклассовому социалистическому обществу.
Во второй
половине XIX – начале XX в. социалистическое
движение стало наиболее динамично развивающейся
идейной и политической доктриной в Западной
Европе, России, США и многих других стран.
Наряду с марксизмом в нем существовало
немало школ и течений. Их объединяли протест
против неравенства и нищеты, коллективизм
и недоверие к частной собственности.
Часть социалистических ученых и практиков
исповедовала насильственный, революционный
переход к новому обществу, другая часть
придерживалась позиций постепенного,
эволюционного реформизма.
Универсальное
распространение социалистической
доктрины именно в XIX–XX вв. имеет глубокие
корни. Во-первых, социализм явился реакцией
на угнетение, нищету и бесправие большей
части населения, которые сопровождали
становление современного промышленного
общества. Например, из классической русской
и западноевропейской литературы мы все
хорошо знаем, какие бедствия переживали
простые люди в ту эпоху. Помимо угнетения
населения в западных странах, капитализм
нес еще более жесткое порабощение жителям
колониальных государств. Во-вторых, начиная
примерно с середины XIX в. и вплоть до последних
десятилетий развитые страны благодаря
невиданному в мировой истории взлету
научного знания переживали духовный
феномен безграничной веры в человеческий
разум и в способность человека преобразовывать
жизнь на научных и рациональных началах.
Чтобы закончить
с этой темой, следует отметить еще
одно обстоятельство, имеющее отношение
не столько к предпосылкам возникновения
социалистической идеи, сколько к
предпосылкам ее реализации в форме
тоталитарного государственного социализма.
Это появление, впервые в мировой
истории, технических возможностей
планирования жизни общества и поведение
каждого центра, а также контроля
за обществом и каждым членом общества.
Такие возможности предоставили
современные средства связи и
транспорта.
1.2 Характеристика командно-административной
системы
Командно-административную
систему характеризует общественная
собственность на все материальные
ресурсы и коллективное принятие
экономических решений посредством
централизованного общественного
планирования. Все крупные решения,
касающиеся объема используемых ресурсов,
структуры и распределения продукции,
организации производства, принимаются
центральным плановым органом. Фактически
для командной экономики характерен
натуральный тип производства. В
сельском хозяйстве крестьянство закрепляется
за определенным хозяйством, весь прибавочный
продукт и часть необходимого
продукта изымается государством. Предприятия
являются собственностью государства
и осуществляют производство на основе
государственных директив. Иными
словами, производственные планы устанавливаются
плановым органом для каждого
предприятия, причем план конкретизирует
количество ресурсов, которые должно
быть выделено каждому предприятию,
чтобы оно могло выполнять
свои производственные задания. Рабочие
закреплены за профессиями и даже,
быть может, распределяются согласно плану
по географическим районам. Соотношение
в национальном продукте средств
производства и средств потребления
устанавливается централизованно,
таким же образом осуществляется
распределение потребительских
товаров среди населения. Связь
между производителями и потребителями
устанавливается опосредованно
– через те же государственные
органы, поэтому интересы и потребности
потребителей не оказывают прямого
влияния на производство товаров
и услуг. Средства производства распределяются
между отраслями на основе долговременных
приоритетов, устанавливаемых центральным
плановым органом.