Командно-административная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан и рассмотреть основные черты и противоречия командно-административной системы. министративный экономика базовый.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3
1. Командно-административная экономика ……………………………….5
1.1 Историческое развитие социалистической идеи……………………..8
1.2 Характеристика командно-административной системы……………10
2. Особенности развития командно-административной экономики.........12
2.1 Развитие командно-административной экономики (по теории К. Маркса)…………………………………………………….......................13
2.2 Развитие командно-административной экономики в СССР……….15
2.3. Командно-административная система в Казахстане………………... 27
3. Противоречия командно-административной системы ………………...30
Заключение………………………………………………………………......34
Список использованной литературы……………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

команд.docx

— 59.53 Кб (Скачать документ)

Таким образом, командно-административная экономика (плановая экономика, коммунизм) – это  такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного  разделения труда, специализации производителя, многообразия общественных структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики как органического целого из единого центра.

Выделяют  две основные модели данной формы  общественного хозяйства: планово-директивную  и планово-нормативную.

Обе эти  модели общественного хозяйства  представляют собой сознательно  жестко регулируемую экономику на основе директивного плана или плановых нормативов. При этом самодеятельность предприятий игнорируется в той  или иной степени, а оценка их деятельности осуществляется на основе выполнения планов или нормативов.

Как и  любая система, командно-административная экономика обладает как определенными  достоинствами, так и недостатками. К достоинствам данной системы можно  отнести ее стабильность, устойчивость, возможность регулировать все фазы производства, решать социальные проблемы. К недостаткам – отсутствие стимулов производства, предпринимательского интереса, негибкость, бюрократизацию, дефицит  многих товаров.

 

 

2. Особенности развития командно-административной  ситемы

 

Как и  любая другая экономическая система  командно-административная экономика  имеет свой, свойственный только ей, путь развития. Существуют ситуации, при  которых меры жесткого государственного административного регулирования  являются единственно правильным способом разрешением проблем. К таким  ситуациям относятся экономические  кризисы, фрикционная безработица, чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, война и т.д.). Есть целые сферы  общественной жизни, в которых не сдерживаемая государством свобода  собственника грозит обществу безвозвратными потерями или непоправимыми тяжкими  последствиями. Сферы эти – окружающая среда, культура, просвещение, образование, здравоохранение, здоровые условия  быта населения, социальное обеспечение, сохранение памятников истории.

Наиболее  длительное, всеобъемлющее и интенсивное  задействование административных средств  наблюдается во время войн, непосредственной подготовки к ним и наступающего после них периодов восстановления разрушенного народного хозяйства, обычно с одновременным выходом  из политического и социально-экономического кризиса.

В данных ситуациях даже самые традиционно  «рыночные» и демократические страны прибегают к подобным мерам. Этому  существует множество примеров. Например, во Франции после прихода к  власти де Голля, в Испании после  победы Франко. Еще чаще они используются в развивающихся странах, где  экономические средства регулирования  из-за неразвитости рыночных отношений  и гипертрофированной многоукладности  экономики оказываются недостаточно эффективными для достижения ставящихся государством целей.

Классическими примерами широкого и эффективного использования административных инструментов для перестройки существующей общественно-экономической  системы могут служить: реформы  в западной Германии, проведенные  западными оккупационными властями и правительством Аденауэра-Эрхарда; коренное преобразование экономической  и политической системы в Японии, Испании, Греции. Подобные меры характерны для командно-административной системы.

Теоретическое и практическое развитие плановой экономики  имеет множество различий.

 

2.1 Развитие командно-административной  экономики (по теории К. Маркса)

 

Марксизм  возник как одна из идеологий рабочего класса. Это была первая в истории  человечества не иллюзорная, а адекватная, научная идеология. Конечно, сами К. Маркс и Ф. Энгельс были не лишены иллюзий. К числу их относится убеждение, что капитализм уже изжил себя, что он стоит на краю гибели. Эта иллюзия сказалась и на научном, в целом, экономическом учении К. Маркса. Но особенно она проявила себя во взглядах основоположников марксизма на социалистическую революцию и социализм. Свободной от иллюзий оказалась лишь философия марксизма, включая материалистическое понимание истории. Это связано с тем, что философия марксизма не стремилось нарисовать сколько-нибудь полную картину действительности. Она представляла собой, прежде всего метод ее познания, осмысления.

Карл  Маркс разработал классификацию  экономических систем, построенную  на формационном подходе.

В соответствии сданным подходом экономические  системы принимают образ пяти способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

В марксистском видении коммунистическая общественно-экономическая  формация является «конечной» станцией, до которой доходит «поезд» человечества.

Коммунистическая  формация включает в себя целый ряд  способов производства и состоит  из двух фаз, низшей из которых является социализм. Эпоха социализма должна перерасти, согласно мысли Маркса, в эпоху «положительного гуманизма».

Вот как  описывает Маркс ту историческую драму, в которой капитализм, уничтожая  феодализм, сам в свою очередь  станет последней формой человеческого  общежития, поскольку с «неизбежностью»  будет заменен новой, бесклассовой коммунистической общественно-экономической  формацией:

«Итак, к  чему сводится первоначальное накопление капитала, т.е. его исторический генезис? Поскольку оно не представляет собой  непосредственного превращения  рабов и крепостных в наемных  рабочих и, следовательно, простой  смены формы, оно означает экспроприацию  непосредственных производителей, т.е. разложение частной собственности, покоящейся на собственном труде.

Уничтожение [этого способа производства], превращение  индивидуальных и распыленных средств  производства в общественно концентрированные, следовательно, превращение карликовой собственности многих в гигантскую собственность немногих, экспроприация  у широких народных масс земли, жизненных  средств, орудий труда, – эта ужасная  и трудная экспроприация народной массы образует пролог истории капитала. Экспроприация непосредственных производителей производится с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей. Частная собственность, добытая трудом собственника, основанная, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его орудиями и средствами труда, вытесняется капиталистической частной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы.

Когда этот процесс превращения достаточно разложил старое общество вглубь и  вширь, когда рабочие уже превращены в пролетариев, а условия их труда  – в капитал, когда капиталистический  способ производства становиться на собственные ноги, тогда дальнейшее обобществление труда, дальнейшее превращение  земли и других средств производства в общественно эксплуатируемые  и, следовательно, общие средства производства и связанная с этим дальнейшая экспроприация частных собственников приобретает новую форму. Теперь экспроприации подлежит уже не рабочий, сам ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих.

Эта экспроприация  совершается игрой имманентных  законов самого капиталистического производства, путем централизации  капитала. Один капиталист побивает многих капиталистов. Рука об руку с этой централизацией, или экспроприацией многих капиталистов немногими развивается кооперативная  форма процесса труда во все более  и более широких, крупных размерах, развивается сознательное техническое  применение науки, планомерная эксплуатация земли, превращение средств труда  в такие средства труда, которые  допускают лишь коллективное употребление, экономизирование всех средств производства путем употребления их как средств  производства комбинированного общественного  труда, вплетение всех народов в  сеть всемирного рынка, а вместе с  тем интернациональный характер капиталистического режима… Монополия  капитала становиться оковами того способа производства, который вырос  при ней и под ней. Централизация  средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда  они становятся несовместимыми с  их капиталистической оболочкой. Она  взрывается. Бьет час капиталистической  частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».

Согласно  марксизму, будущее коммунистическое общество в его более высокой  стадии не будет знать общественного  разделения труда (делающего человека рабом своей профессии), что даст возможность каждому члену общества полностью проявлять свои способности  в процессе свободного труда, государства  и его органов (поскольку общество будет самоуправляться коллективными  производителями): ограниченности экономических  ресурсов (что дает возможность каждому  члену общества получать от него по потребностям). Мерилом богатства  коммунистического общества будет  не рабочее, а «свободное время» его  членов.

 

2.2 Развитие командно-административной  система в СССР

 

На практике марксистская теория претерпела ряд  изменений. Применяясь в той или  иной стране, она приобретала различные  оттенки. Одним из ярких примеров функционирования командно-административной системы хозяйствования может служить  советская экономика.

Всевластие  государства в экономике и  других сферах жизни и управление исключительно с помощью бюрократических  методов позволяют определить советскую  систему как командно-административную и тоталитарную.

Советская экономическая система была грандиозным  историческим явлением. Но если попытаться кратко определить сущность этой системы, то она сводится к тотальному огосударствлению экономики. Этот, первый, принцип социалистической экономики позволяет реализовать  второй принцип – централизованное государственное планирование народного  хозяйства.

Это означает, что только государство было собственником  производственных ресурсов и только государство могло принимать  экономические решения. Вся экономическая  жизнь подчинялась административным распоряжениям органам власти. На протяжении советской истории государство  стремилось наладить всеобъемлющий  и всепроникающий контроль над экономикой, и отступления от этой тенденции  возникали только тогда, когда пороки сверхбюрократизации начинали подтачивать  устойчивость самой власти. В этой системе не было место человеку как  самостоятельно максимизирующему экономическому субъекту; работники были полностью  отчуждены от владения и управления средствами производства.

Советский государственный социализм не признавал  частной собственности, рынка и  рыночного саморегулирования. С  рыночной организацией экономической  деятельности советские идеологи связывали  только эксплуатацию, кризисы и «загнивание  капитализма». Однако самое жестокое угнетение человека было уделом именно светской системы, в которой материальные и социальные блага перераспределялись с помощью внеэкономических методов в пользу партийно-бюрократической верхушки – «номенклатуры».

Принцип планирования занимал в советской  идеологии особенно «почетное» место, поскольку объявлялся инструментом бескризисного, сбалансированного  и динамичного развития экономики, способного обеспечить историческую победу социализма над капитализмом. Нетрудно увидеть, что принцип планирования был практическим воплощением социалистической идеи об управлении экономикой из единого  центра.

Государственный план представлял собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям и организациям народного хозяйства  и регламентировавших ассортимент  и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.

Главным плановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий  по производству и продаже продукции  в отраслевом и региональном разрезах. Все принятые экономические решения  носили обязательный характер для исполнителя. Составляя этот документ, государство  исходило не столько из объективных  экономических потребностей и критериев, сколько из политических и социально-экономических  задач, поставленных высшим руководством. Опираясь на пятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания  для всех иерархических уровней  вплоть до отдельного предприятия.

Это определяло принципиальную особенность экономической  деятельности в рамках советской  системы: лица, принимавшие решения, были обязаны руководствоваться  государственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениями  максимизации прибыли. Цены на сырье  и готовую продукцию, оплата труда  работникам, условия сбыта и все  прочие экономические критерии, как  правило, не оказывали влияния на решения директоров предприятий  и других хозяйственных руководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана.

Условно в экономической истории СССР можно выделить четыре этапа.

На первом этапе (1918–1921 гг.) была предпринята попытка непосредственно воплотить в жизнь марксистскую доктрину. Экономическая политика, позднее получившая название «военного коммунизма», была направлена на немедленную и принудительную ликвидацию частной собственности и «товарно-денежных» отношений (так в марксистской теории обычно называли рыночные отношения, инструменты и механизмы – деньги, цены, кредит и т.д.). На их место приходили отношения натурального обмена между предприятиями и бесплатное предоставление многих товаров и услуг населению (продуктовые пайки, бесплатный проезд в городском транспорте и т.д.). Большинство банков и других финансовых учреждений были закрыты. Произведена стремительная национализация примерно двух третей промышленных предприятия, включая все крупные и средние, государство перешло к прямому, внеэкономическому управлению производством. Сельская продукция насильственно изымались у крестьян, получавших в обмен низкокачественные промышленные товары из города. Частная хозяйственная деятельность была запрещена; особенно жестоко карался обмен товаров с целью спекуляции.

Информация о работе Командно-административная система