Командно-административная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан и рассмотреть основные черты и противоречия командно-административной системы. министративный экономика базовый.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3
1. Командно-административная экономика ……………………………….5
1.1 Историческое развитие социалистической идеи……………………..8
1.2 Характеристика командно-административной системы……………10
2. Особенности развития командно-административной экономики.........12
2.1 Развитие командно-административной экономики (по теории К. Маркса)…………………………………………………….......................13
2.2 Развитие командно-административной экономики в СССР……….15
2.3. Командно-административная система в Казахстане………………... 27
3. Противоречия командно-административной системы ………………...30
Заключение………………………………………………………………......34
Список использованной литературы……………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

команд.docx

— 59.53 Кб (Скачать документ)

К тому времени, когда научно-технической  революция и возрастание роли умственного труда потребовали  соответствующих изменений производственных и иных общественных отношений, рычаги, способные естественным образом  изменить эти отношения, оказались  полностью разрушенными. И тогда  сложилась «классическая» (по марксизму) ситуация несоответствия уровня развития производительных сил и производственных отношений в виде командно-административной системы, которая стала настоящим тормозом развития экономики и всего общества в целом.

Несоответствие уровня развития производительных сил и общественных отношений, затянувшееся на десятилетия, переросло в противоречие между ними, что неизбежно привело к глобальному кризису во всех сферах нашего общества, и в восьмидесятые годы этот кризис разразился в полную силу.

Командно-административная система, занимая длительное время центральное  место в жизни нашего общества, значительное изменила его структуру. На смену классам и социальным группам начала XX века (как и должно было произойти по теории Маркса) пришли совсем иные классы и группы. Класс помещиков и класс буржуазии были уничтожены не только посредством уничтожения частной собственности (т.е. посредством уничтожения классовообразующего признака), но и, в значительной мере, путем непосредственного массового физического истребления представителей этих классов. То же самое произошло и с крестьянством, которое было уничтожено с помощью политики «коллективизации» и «раскулачивания». Рабочий класс также претерпел значительные изменения: он потерял одну из характерных черт пролетариата – работу на частного собственника, хотя так и не стал собственником средств производства.

Помимо видоизменения и уничтожения  старых классов происходило и  формирование новых. В частности, с одной стороны, жесткая централизация и монополизация экономики и политики, неразрывно связанные с командно-административной системой, создали условия для выделения новой социальной группы, управляющей всеми сторонами общественной жизни, и последующего формирования ее в класс. С другой стороны, сказывалось и влияние возрастания роли умственного труда, изменения структуры производительных сил, происходившее все-таки вопреки мешавшим им общественным отношениям. В частности, заметно увеличивалось число работников, занятых умственным трудом, а физический труд сближался по содержанию с трудом умственным.

Но соединение науки с производством  на этом этапе развития требует от работников умственного труда использования  значительных средств производства, которые в условиях «общегосударственной собственности» становятся оторванными  от самих работников, т.е. налицо отчуждение работников умственного труда от средств производства в той же мере, в какой от средств производства отчуждены и работники физического труда. И те, и другие оказываются в разряде наемных работников, только одни продают свои руки, свой физический труд, а другие – голову, труд умственный. При этом развитие производительных сил (в частности, наукоемких производств) вместе с монополизацией и гигантоманией в экономике приводит к укрупнению коллективов умственного труда (создание целых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро) и, на следующем этапе, к объединению их с коллективами работников физического труда (создание научно-производственных объединений, например): идет процесс концентрации наемной рабочей силы. Фактически, все эти процессы означают формирование новой социальной группы, нового класса.

 

 

Заключение

 

Конечно, как и любая другая система, командно-административная система не лишена недостатков. Но при отсутствии государственного регулирования в наше время экономика нормально функционировать не может. Многие авторы на Западе выдвигали положение о необходимости формирования смешанной экономики. У Кемпбелла Р. Макконнелла и Стенли Л. Брю можно найти следующие слова: «Цель состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечивает жизнеспособность и надлежащую эффективность экономики данной страны в рамках ее историко-культурных традиций».

В наше время  трудно встретить какую-либо экономическую  систему в чистом виде. Современная  экономика любой страны сочетает рыночные, плановые и административные методы регулирования и управления. При этом рыночные методы преобладают  во внешних взаимодействиях хозяйствующих  субъектов, планово-административные – внутри экономических структур и организаций. Поэтому изучение особенностей командно-административной системой необходимо для создания наиболее эффективного сочетания механизмов управления и регулирования экономикой страны.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Учебное пособие  Курс экономической теории
  2. Дильмухаметов А.А. «Роль денежно-кредитной и валютной политики в экономике  государства»// Экономика и управление, 2007 г
  3. Гайдар Е. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991 - 1997). М., 1998, стр. 39.
  4. Основные ориентиры кредитно-денежной политики на 2009год// Аудитор-2, 2008г
  5. Сажина М. А., Чибриков гг. Экономическая теория. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Норма, 2007. — С. 516. — 672 с. — ISBN 978-5-468-00026-7
  6. Жуков Г.Е. Монетаризм и современная денежно-кредитная политика//Финансы.-2004.-№10
  7. Матвеевой Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год
  8. Направления монетаризма// http://www.banker.kz/index.php/topic/37376-osnovnie-napravlenija-denezhno-kreditnoi-politi/
  9. Основные направления деятельности Нац.Банка РК по регулированию денежно-кредитной сферы// http://4study.kz/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki/122-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-nac-banka-rk-po-regulirovaniyu-denezhnokreditnoy-sfery/  
  10. Айнабек К.С. Диалектика общественного хозяйствования (Критика неоклассики, монетаризма, субъективизма в экономике): Караганда: Изд во КарГУ, 2010. — 557 с.
  11. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ века. – Алматы, 1997
  12. Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. – Алматы, 2000
  13.   История Казахстана и Центральной Азии. – Алматы, 2001
  14. Кулаков В. Исторический опыт освоения целинных земель. – М., 1978

 


Информация о работе Командно-административная система