Концепция безубыточности в современной экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы.

Содержание

§1. Концепция безубыточности в современной экономической теории.
§2. Определение точки безубыточности.
§3. Анализ точки безубыточности.
3.1. Определение себестоимости выпускаемой продукции.
3.2. Ценовая политика фирмы.
§4.Планирование безубыточности
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая-безубыточность.DOC

— 291.00 Кб (Скачать документ)

Постоянные расходы 20000 1000 

Чистая прибыль 0 0  

    III. Графический метод.

    Два рассмотренных  ранее метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем фиксированные  цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие три линии:

     

    Таким образом  мы получаем следующий график анализа  поведения затрат, прибыли и объема продаж: 

    Заметим, что  на этом графике линия выручки  и линия переменных расходов исходят из одной точки и разница между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.

    Иногда бывает достаточно удобно рассматривать не два графика выручки и общих затрат, а один график чистой прибыли фирмы, получаемый как разница между графиками выручки и общих затрат:

    Заметим, что  при нулевом выпуске убыток в  точности равен постоянным затратам.

    Мы получили достаточно удобный инструмент графического анализа зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью. Данный метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.

    Перейдем теперь к обсуждению тех допущений, которые  лежат в основе применения вышеописанных  методов к реальным экономическим  данным. Все три метода относятся  к так называемому CVP-анализу, то есть анализу соотношений прибыли, затрат и объема продаж.

    Прежде всего  необходимо отметить, что на самом  деле картина, представленная нами при  описании методов CVP-анализа, верна лишь в ограниченном диапазоне объемов выпуска. Ограниченность проистекает прежде всего из того, что при достаточно большом объеме выпуска продукции перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе CVP-анализа, например, неизменный характер и величина постоянных расходов, и т.д.

    Для того, чтобы можно было возможно точнее представлять область релевантности для CVP-анализа, перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей:

    1. Поведение  общих затрат и выручки жестко  определено и линейно в пределах  области релевантности. Это предположение верно лишь для тех случаев, когда изменение выпуска продукции фирмы невелико по сравнению с емкостью рынка данной продукции. Иначе нарушается линейность зависимости между объемом выпуска и выручкой.

    2. Все затраты  можно разделить на переменные и постоянные. О различных подходах к классификации затрат более подробно будет сказано в следующем параграфе.

    3. Постоянные  расходы остаются независимыми  от объема в пределах области  релевантности. Очень важное предположение,  существенно облегчающее анализ, но и сильно ограничивающее область релевантности. В самом деле, при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющимися основными средствами. Ни увеличивать их объем, ни получать основные средства в аренду мы не можем.

    Более реалистично предположение о том, что постоянные расходы изменяются ступенчато:

    Однако, такое  предположение сильно осложняет  CVP-анализ, так как график общих расходов становится разрывной функцией.

    4. Переменные  расходы остаются независимыми  от объема выпуска в пределах области релевантности. На самом деле величина переменных расходов есть некоторая функция от объема производства, так как существует эффект падения предельной производительности факторов производства. Поэтому в условиях предположения 3 (независимость постоянных расходов от объема производства) переменные расходы увеличиваются с ростом объема производства. В качестве более точного приближения можно предложить аналогичный ступенчатый график (см. пред. 3):

    5. Цена реализации  выпуска не меняется. Наиболее уязвимое предположение, так как цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов и т.д. Затраты фирмы на продвижение товара на рынок, организацию собственной торговой сети и т.п. могут оказать существенное влияние на изменение цены реализации. Здесь мы вступаем в область анализа результатов изменения двух или более факторов, влияющих на CVP-анализ. Однако, такой анализ весьма сложен, и в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход.

    6. Цены на  материалы и услуги, используемые  в производстве, не меняются. Ситуация  аналогичная с п. 5. Весьма спорное  предположение, однако это сильно  облегчает анализ.

    7. Производительность  не меняется.

    8. Отсутствуют  структурные сдвиги. Остановимся  на данном предположении. До  сих пор мы рассматривали производство  одного изделия. Соответственно, не возникали проблемы распределения  издержек на различные изделия,  определения их цен, определения  эффективности производства каждого из изделий.

    На вопросах распределения издержек и определения  цены в случае, когда компания производит несколько продуктов мы подробно остановимся в следующем параграфе, а сейчас нам необходимо уяснить, как влияет структура производства на прибыль компании.

    Пусть компания Sword производит два вида изделий А и В, затраты на производство которых, цены и маржинальный доход сведены в нижеприведенную таблицу:

      А В 

Переменные расходы  на единицу, $ 8 10 

Цена, $ 11 14 

Маржинальный доход на единицу, $ 3 4 

    Постоянные  расходы фирмы Sword составляют 30000$. Определим точки безубыточности фирмы Sword для следующих двух структур выпуска:

    I структура

    2 изделия А  и 1 изделие В.

    II структура

    3 изделия А  и 4 изделия В.

    Для каждой выбранной структуры мы рассматриваем структурный набор как одно изделие, следовательно, для структуры I:

Переменные расходы  на 2 изделия А и 1 изделие В, $ 2*8 + 1*10 = 26$ 

Цена 2 изделий  А и 1 изделия В,$ 2*11 + 1*14 = 36$ 

Маржинальный  доход на 2 изделия А и 1 изделие В, $ 36 - 26 = 10$ 

    Тогда критический  объем производства по формуле (3) равен:

    хо = 30000$ / 10$ = 3000 штук структурных наборов,

    или 3000*2 = 6000 изделий А

    и  3000*1 = 3000 изделий В.

    Для структуры  II:

Переменные расходы  на 3 изделия А и 4 изделия В, $ 3*8 + 4*10 = 64$ 

Цена 3 изделий  А и 4 изделий В,$ 3*11 + 4*14 = 89$ 

Маржинальный  доход на 3 изделия А и 4 изделия  В, $ 89 - 64 = 25$ 

    Критический объем производства:

    хо = 30000$ / 25$ = 1200 штук структурных наборов,

    или 1200*3 = 3600 изделий А

    и  1200*4 = 4800 изделий В.

    Ясно, что CVP-анализ при условии изменчивой структуры выпуска требует привлечения дополнительных критериев для оценки эффективности той или иной структуры выпуска. Точный анализ точки безубыточности возможен лишь при определенной структуре производства.

    9. На затраты  релевантно влияет только объем  производства. Очень важное для  CVP-анализа предположение. Мы абстрагируемся от влияния внешней среды и причисляем к постоянным затратам все не зависящие от объема выпуска издержки производства.

    10. Объем производства  равен объему продаж, или изменения  начальных и конечных запасов  в итоге незначительны.

    Реальный мир  не удовлетворяет всем перечисленным  выше допущениям. Однако, мы можем аппроксимировать методы CVP-анализа к реальному миру с помощью приема, известного как чувствительный анализ. Чувствительный анализ использует прием «что будет, если», который предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, если первоначально спроектированные допущения не будут достигнуты или ситуация с допусками изменится. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, то есть та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

    После того как сделаны основные предположения по изменениям в исходных допущениях, необходимо рассчитать вызванные этими предположениями изменения маржинального дохода и маржи безопасности. Управленческий учет непрерывно анализирует поведение затрат и периодически определяет точку безубыточности. По сути дела, чувствительный анализ определяет эластичность маржи безопасности по отношению к допускам CVP-анализа.

    Остается единственный невыясненный вопрос: откуда брать  оценки цен и затрат на будущие  периоды. Уже функционирующая компания берет эти значения из собственной статистики затрат и поведения цен с учетом будущих изменений в экономике. Необходимо в частности учитывать сезонные колебания цен, действия конкурентов, появление товаров-субститутов (особенно на высокотехнологичных рынках). Вновь создаваемые фирмы не могут опираться на собственный опыт в силу отсутствия такового, следовательно, для них возможен лишь расчет по аналогии с фирмами уже действующими в этой отрасли. При этом возможно опираться на всевозможную справочную информацию, в том числе получаемую от специализированных консалтинговых фирм. Наиболее сложным является создание фирмы, которая будет действовать на еще не существующем секторе рынка. В таком случае следует ориентироваться на тщательную калькуляцию затрат и маркетинговые исследования рынка. Целесообразно применять в этом случае ценообразование по методу «издержки плюс», то есть цена получается добавлением к величине издержек фиксированной маржи. При таком ценообразовании сразу же известна величина маржинального дохода и, следовательно, легко определяется точка безубыточности.

§3. Анализ точки безубыточности.

    В предыдущем параграфе мы рассмотрели методы определения точки безубыточности. Мы полагали, что издержки на производство одной единицы продукции и  цена реализации продукции являются внешними по отношению к нашему расчету величинами. Иначе говоря, к моменту расчета точки безубыточности эти показатели нам известны и они не подлежат изменению. Сейчас же мы сконцентрируем внимание на определении этих ключевых для нашего анализа параметрах. Поэтому данный параграф состоит из двух частей, в которых анализируется, соответственно, определение себестоимости товара и определение цены товара. Такой углубленный анализ позволит нам в следующем параграфе изучить процесс планирования безубыточности.

3.1. Определение себестоимости  выпускаемой продукции.

    Мы переходим  к рассмотрению методов определения  себестоимости продукции. Будут  изучаться два метода калькуляции  себестоимости: позаказная и попроцессная. Необходимо сразу объяснить различия в этих двух подходах к определению себестоимости.

    Позаказная  калькуляция себестоимости применяется  в том случае, когда производство ориентировано на выпуск достаточно дорогих уникальных изделий. Типичным примером отрасли, в которой целесообразно применение позаказной калькуляции, является строительство. У типичной фирмы этой отрасли в некоторый момент времени может находиться в работе несколько различных объектов. Причем, стройматериалы закупаются оптом для всех объектов. Таким образом, возникает проблема отнесения затрат на отдельные объекты.

    Попроцессная  калькуляция предполагает массовое производство однотипных изделий, при  котором предполагается, что издержки на производство одного изделия равны  средним затратам по данному процессу производства. Распределение затрат между отдельными процессами в чем-то аналогично позаказной калькуляции, хотя и носит постоянный характер. Однако, распределение затрат между этапами процесса представляет собой процедуру, резко отличающуюся от позаказной калькуляции. Основная проблема заключается в определении того, как издержки относятся на результат производственной деятельности по различным этапам производства.

    Система, которую  мы будем описывать для нужд позаказной калькуляции, основывается на объединении счетов затрат и финансовых счетов в одном плане счетов. Такая система называется централизованным учетом затрат. Основное ее преимущество заключается в отсутствии двойного учета одних и тех же факторов хозяйственной деятельности.

Информация о работе Концепция безубыточности в современной экономической теории