Концепция безубыточности в современной экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы.

Содержание

§1. Концепция безубыточности в современной экономической теории.
§2. Определение точки безубыточности.
§3. Анализ точки безубыточности.
3.1. Определение себестоимости выпускаемой продукции.
3.2. Ценовая политика фирмы.
§4.Планирование безубыточности
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая-безубыточность.DOC

— 291.00 Кб (Скачать документ)

    В некоторых  ситуациях бывает выгоднее временно снизить цены для стимулирования роста продаж или для продвижения  товара на рынок. Сейчас мы рассмотрим соотношение демпинговой ценовой  политики и вопросов безубыточности.

    Пусть фирма, имея уровень постоянных затрат в 200000$, переменных затрат на единицу продукции - 10$, продает продукцию по цене 14$ за единицу, владеет 25% рынка. При снижении цен на 2$ доля рынка по маркетинговым исследованиям увеличится на 27%. Рассчитаем исходную точку безубыточности:

    Постоянные  расходы 200000$

    Переменные  расходы на единицу продукции 10$

    Доход от продажи  единицы продукции 14$

    Маржинальный  доход на единицу продукции 4$

    Точка безубыточности 200000$/4$ = 50000 ед.

    Для измененной цены точка безубыточности:

    Доход от продажи  единицы продукции 12$

    Маржинальный  доход на единицу продукции 2$

    Точка безубыточности 200000$/2$ = 100000 ед.

    Таким образом, количество продукции фирмы, которое  необходимо продать для достижения точки безубыточности возросло в 2 раза. Однако, на рынке число продаж увеличилось в

    (27% + 25%) / 25% = 2,08 раза

    то есть маржа  безопасности увеличится в результате планируемого изменения цен на 8%.

    Рассмотрим  теперь ситуацию с достижением точки  безубыточноти при снижении цены реализации ниже величины переменных затрат на одно изделие. Единственная ситуация при которой оправдано такое снижение это проникновение товара на новый рынок или же существенное расширение занятой рыночной цели. Пусть ожидаемый эффект от снижения цены реализации до 8$ за единицу заключается в увеличении доли рынка до 51% в течении трех ближайших лет, при продажных ценах в течении следующих двух лет в 15$. Примем, что сегодняшняя доля продаж составляет в собственном выражении 60000 единиц. Тогда в течении будущих трех лет общее количество продаж составит 122400 единиц в год. Рассчитаем прибыли и убытки от такой акции:

1 год   

Доход от реализации 122400 изделий по цене 8$ за штуку 979 200$  

Постоянные издержки  200 000$ 

Переменные издержки по 122400 изделиям в размере 10$ за штуку  1 224 000$ 

Прибыль 0$ 444 800$ 

Убыток   

2 год   

Финансовый результат  прошлого года  444 800$ 

Доход от реализации 122400 изделий по цене 15$ за штуку 1 836 000$  

Постоянные издержки  200 000$ 

Переменные издержки по 122400 изделиям в размере 10$ за штуку  1 224 000$ 

Прибыль 0$  

Убыток  32 000$  

3 год   

Финансовый результат  прошлого года  32 000$ 

Доход от реализации 122400 изделий по цене 15$ за штуку 1 836 000$  

Постоянные издержки  200 000$ 

Переменные издержки по 122400 изделиям в размере 10$ за штуку  1 224 000$ 

Прибыль 380 000$  

Убыток  0$  

    Таким образом, в результате данной операции фирма  достигает точки безубыточности на третий год существования такой  маркетинговой стратегии. Аналогично снижению цены на реализуемый товар  возможно увеличение доли средств инвестируемых в продвижении товара на рынок. Тогда эти расходы относятся на счет общефирменных накладных расходов как при попроцесной так и позаказной калькуляции расходов. Следовательно, увеличивая абсолютную величину постоянных расходов сданные издержки увеличивают минимальный объем производства для достижения точки безубыточности.

    На этом мы заканчиваем рассмотрение возможной  ценовой политики фирмы, ограничившись  беглым обхором политики снижения цен  реализации ии ее воздействия на точку  безубыточности предприятия. За рамками изложения остались методом ценовой дискриминации, ценовой поддержки изменений структуры выпуска, систем ценовых скидок (в том числе при реализации товаров через дисконтные карты и т.д.). Данный пункт краток по необходимости, т.к. тонкости ценовой политики - это скорее вопросы маркетинга, чем вопросы анализа точки безубыточности. 

§4.Планирование безубыточности

    Вопросы анализа  точки безубыточности наиболее интересны  в двух аспектах: анализ нынешнего  состояния дел на предприятии  и прогноз будущего состояния фырмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий (п.3.1.) и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы.

    Процесс составления  плана безубыточности деятельности фирмы является частью составления общего финансового плана фирмы. Схему его составления можно представить в виде: 
     
     
     

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Подробно рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности:

    I.Анализ состояния  дел в фирме и ситуации на рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами прежде всего понимаем анализ издержек (см. 3.1.), с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т.д.

    II.Прогноз  будущих цен на факторы производства  и на готовую продукцию. На  основе данных изображенных в  п.I осущетсвляется прогнозное планирование интересующих нас ценовых факторов товарного рынка. Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям, рассматривавшимся в п.I, анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тедденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов.

    III.Расчет переменных  и постоянных затрат.

    Применяя методику, изложенную в п.3.1., поспрогнозированным значениям цен и непроизводственных затрат, необходимо рассчитать себестоимость производимой продукции. При этом необходимо спланировать применение объема незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования. Если потребность в финансовых ресурсах удовлеворяется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученным кредитам.

      IV.Расчет  точки безубыточности.

    Определяем  точку безубыточности на основе расчета  себестоимости изделий и предположительной  цены реализации. Схемы расчета точки  безубыточности изложены в $ 2. После расчета объема производства, необходимого для покрытия постоянных издержек, определяется потребная величина маржи безопасности. Эта приблизительная величина зависит от стабильности внешней среды, в которой действует фирма. Естесственно, что чем более нестабильна внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности. После определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и реализации продукции необходимой для достижения требуемого уровня маржи безопасности.

      V., VI. Определение ценовой политики предприятия

    На основе анализа будущего состояния рынка, произведенного в п.II, определяем при каком уровне цен и ценовой политике предприятия достигается необходимый объем реализации. После этого вновь пересчитывается точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина не удовлетворяет заданному в п.IV критерию, то повторяем пункты V, VI еще раз, с другими значениями цен. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ в III, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативным процессом мы достигаем производственного плана с удовлетворяющими исходным требованиям величинами маржи безопасности и цен реализации.

    VII.Принятие  окончательного плана

    На основе определеных в п. V, VI цен реализации, объемов реализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а также составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности.

    VIII.Контроль  безубыточности

    Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль себестоимости, контроль плана реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль себестоимости и контроль плана реализации и поступления доходов проверяют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерыном контроле за полученными доходами и текущими издержками фирмы, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности находится фирма. Подобное изложение вопросов планирования и контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеет ограниченный объем.

    Таким образом  мы рассматриваем достаточно замкнутый  круг вопросов, касающихся анализа безубыточности и вкратце описали процесс планирования безубыточности. 
     

Список  литературы. 

    . Грибалев  Н.П., Игнатьева И.Г. Бизнес-план. Практическое  руководство по составлению. - СПб:  «Белл», 1994.

    . Долан Эдвин  Дж. Микроэкономика. - СПб: АО «Санкт Петебург оркестр», 1994.

    . К.Друри Введение  в управленческий и производственный  учет. - М: «Аудит», 1994.

    . Ковалев В.В.  Финансовый анализ. - М: «Финансы  и статистика», 1996.

    . Б.Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл Принципы бухгалтерского  учета. - М: «Финансы и статистика», 1994.

    . Питерс М., Хизрич Р. Предпринимательство. - М: «Прогресс-Универс», 1989.

    . Харальд Штиглер,  Роман Хофмайстер Контроллинг.  Часть I и II. - Вена: «Институт содействия экономике Федеральной палаты экономики Австрии», 1993.

    . Р.Энтони, Дж.Рио Учет: ситуации и примеры. - М: «Финансы и статистика», 1993.

Информация о работе Концепция безубыточности в современной экономической теории