Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа
Актуальность темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизмов функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………………..5
1.1 Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы..................................................................................................................5
1.2 Методы конкурентной борьбы....................................................................9
1.3. Функции конкуренции………………………………………………….10
1.4. Виды конкуренции……………………………………………………...13
1.5. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…….14
1.5.1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………………...15
1.5.2. Монополистическая конкуренция……………………………..16
1.5.3. Олигополия………………………………………………………17
1.5.4. Чистая монополия……………………………………………….18
1.6. Конкуренция в России………………………………………………….24
1.7. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………………………………...27
1.8. Конкурентоспособность региона……………………………………....32
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНОВ «РОССИНКА» И «СМАК».........33
Заключение………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы………………………………………...42
Приложения………………………………………………
В
современных условиях используются
силовые методы конкурентной борьбы.
К ним относятся такие
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. Можно также привести используемый монополиями метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Они подразделяются на две группы: 3
конкуренция по продукту;
конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция
по продукту – стремление захватить
часть отраслевого рынка
Конкуренция по условиям продаж – использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям.
Выводы:
в экономике применяются: силовые
методы конкурентной борьбы, ценовые методы
конкурентной борьбы, так же применяется
метод неценовой конкурентной борьбы.
1.3.Функции конкуренции
Далее в нашей работе, мы бы
хотели перейти к
Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.
Инновационная
функция конкуренции
Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.
Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.
Конкуренция
способствует установлению равновесной
цены, уравнению спроса и предложения.
На чисто конкурентном рынке отдельные
фирмы осуществляют незначительный
контроль над ценой продукции, имеют
настолько небольшую часть от
общего объёма производства, что увеличение
или уменьшение её выпуска не будет
оказывать ощутимого влияния
на цену товара. Производитель, равно
как и покупатель, всегда должен
ориентироваться на рыночную цену.
Таким образом, конкуренция способствует
достижению компромисса между продавцами
и покупателями. Здесь можно отметить
и то, что конкуренция создаёт
тождество частных и
Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.
Конкуренция
стимулирует научно-
При
противоборстве субъектов рынка
усиливается их социально-экономическое
расслоение. В конкуренции участвует
множество мелких собственников, которые
только начинают вести свою хозяйственную
деятельность. Многие из них, не имея достаточного
капитала, современных средств
Выводы, нами были выделены следующие функции конкуренции: функция размещения, инновационная функция, так же мы в вкратце описали её роль в экономике.
Рассмотрев сущность конкуренции, мы бы хотели перейти к видам конкуренции.
Конкуренцию можно разделить по трем признакам:
По
методам осуществления
По отраслевой принадлежности различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.
Мы
рассмотрели: ценовую и неценовую;
внутриотраслевую и межотраслевую
конкуренция, далее рассмотрим совершенную
и несовершенную конкуренцию.
1.5. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
По
степени развития конкуренции экономическая
теория выделяет четыре основные модели
рынка:
Рис.1
1.5.1. Чистая конкуренция.
К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.
По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.
Совершенная
(чистая) конкуренция – это рыночная
ситуация, когда многочисленные, независимо
действующие производители
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
Позитивные явления конкуренции:
Негативные явления конкуренции:
Недостатки рынка совершенной конкуренции:
1.
в долгосрочном периоде
2.способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
3.
не может распространяться на
производство общественных
4.
вытесняется монополиями и
Вывод:
чистая конкуренция – это рыночная ситуация,
когда многочисленные, независимо действующие
производители продают идентичную (стандартизированную)
продукцию, причем ни один из них не в состоянии
контролировать рыночную цену.
1.5.2.
Монополистическая
конкуренция.
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая
конкуренция – самый
Основные характеристики монополистической конкуренции:
Информация о работе Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы