Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание

Актуальность темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизмов функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………………..5
1.1 Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы..................................................................................................................5
1.2 Методы конкурентной борьбы....................................................................9
1.3. Функции конкуренции………………………………………………….10
1.4. Виды конкуренции……………………………………………………...13
1.5. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…….14
1.5.1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………………...15
1.5.2. Монополистическая конкуренция……………………………..16
1.5.3. Олигополия………………………………………………………17
1.5.4. Чистая монополия……………………………………………….18
1.6. Конкуренция в России………………………………………………….24
1.7. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………………………………...27
1.8. Конкурентоспособность региона……………………………………....32
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНОВ «РОССИНКА» И «СМАК».........33
Заключение………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы………………………………………...42
Приложения………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 74.54 Кб (Скачать документ)

     Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

     Проникновение на рынок монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.

     Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить  потребности, активизирует торговлю и  производство.

     Вывод: монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. 
 

     1.5.3. Олигополия. 

     Олигополия  – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько  продавцов противостоят множеству  покупателей.

     Олигополия  характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей –  продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность  влиять на рыночную цену.

     Характерная особенность олигополистического  рынка – взаимосвязь фирм: любой  из олигополистов находится под  существенным воздействием поведения  остальных фирм и вынужден учитывать  эту зависимость.

     В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества  обычно менее эффективны. Между предприятиями  существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая  потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому  ценовые методы здесь могут принести лишь кратковременный эффект.

     Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта  масштаба снижаются.

     Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую  политику в отрасли. Другие подчиняются  ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для  олигополии.

     В условиях олигополии неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.

     Вступление  в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные  вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

     При олигополистической конкуренции фирма  в состоянии контролировать два  основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции  или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени  завысить цену.

     Вывод: олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

     1.5.4. Чистая монополия. 

     Чистая  монополия – это рынок, на котором  один продавец противостоит множеству  покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов  внутри страны не исключает их наличия  за рубежом.

     Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой  – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.

     Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.

     Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во–первых, крупное предприятие, занимающее ведущее  положение в определенной отрасли; во–вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

     Цель  монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой  и объемом производства на монополизированном рынке.

     Основные  черты чистой монополии:

      1. единственный продавец – производитель;
      2. товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;
      3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
      4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.

     Различают несколько типов монополий:

  1. естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)
  2. искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

     В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные  формы монополии: картель, синдикат, трест и т.д.

     1. Картель - простейшая форма монополистического  объединения. В отличие от других  более устойчивых форм, монополистических  структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную  самостоятельность. Объектами соглашения  могут быть: ценообразование, сферы  влияния, условия продаж, использование  патентов. Действует, как правило,  в рамках одной отрасли. Затрудняет  функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного  законодательства. В одних странах  мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется  в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и  комплектующих, ограничения конкуренции  между мелкими фирмами

     2. Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий  сообща) - организационная форма  монополистического объединения,  при которой вошедшие в него  компании теряют коммерческую  сбытовую самостоятельность, но  сохраняют юридическую и производственную  свободу действий. Иными словами,  в синдикате сбыт продукции,  распределение заказов осуществляется  централизированно. Были широко  распространены в дореволюционной  России. Возникли международные  синдикаты. Классическим примером  является алмазный синдикат «Де  Бирс», сосредоточивший в своих  руках реализацию практически  всех добываемых в мире необработанных  алмазов. Россия, так же как  и многие другие страны, вынуждена  сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями  давления на аутсайдеров, пытающихся  вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения  с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.

     3. Трест - форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

     4. Концерн - (от англ. concern - участие, интерес) - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау между подразделениями и т. п.

     5. Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

     6. Холдинг - (от англ. holding) - акционерная  компания, владеющая контрольным  пакетом акций одного или нескольких  акционерных обществ с целью  контроля и управления их деятельностью.  Существуют два основных вида  холдинговых компаний: чистый холдинг,  выполняющий лишь контрольно-финансовые  функции для обеспечения единого  управления; смешанный холдинг, который,  кроме того, занимается предпринимательской  деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный.

     7. Законными формами чистой монополии  являются также патенты, авторские  права, товарные знаки. Патент (от лат. litteral patent - грамота, patens - открытия) - документ, выдаваемый уполномоченным  государственным органом, удостоверяющий  авторство изобретения, а также  исключительное право патентообладателя  на использование изобретения.  Действует в течение установленного  законом срока. Если в течение  его действия физическое или  юридическое лицо использует  изобретение, защищенное патентом  с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить  его использование по первому  требованию патентообладателя и  возместить ему причиненные убытки. Авторские права дают авторам  произведений исключительные права  продавать или тиражировать свои  произведения. Товарные знаки –  это символы, используемые предприятиями,  зарегистрировав которые государство  делает незаконным ее использование  другими.

     Вывод: монополия – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей.  

     Выше  изложенные характеристики рыночных структур мы бы хотели записать в следующей  таблице: 
 
 
 
 
 
 
 

      Чистая  конкуренция
Характеризуется:
  1. Множеством мелких фирм.
  2. Однородностью продукции.
     Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
  1. Равным доступом ко всем видам информации.
  2. Отсутствует, действуют цены спроса и предложения.
  3. Отсутствует
  4. Финансовые рынки и рынки некоторых сельскохозяйственных продуктов
      Монополистическая конкуренция
Характеризуется:
  1. Множеством мелких фирм.
  2. Неоднородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
  5. Некоторый, в довольно узких рамках.
  6. Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.п.
  7. Розничная торговля (бензин, персональные компьютеры и т.д.)
Олигополия (Дуополия)
Характеризуется:
  1. Небольшим числом крупных фирм.
  2. Неоднородностью (или однородностью) продукции.
  3. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
  5. Ограниченный взаимной зависимостью: при тайном сговоре.
  6. Очень типична, особенно при дифференциации продукта
  7. Сталелитейная, химическая, авиационная, автомобильная  промышленность
Монополия
Характеризуется:
  1. Одной фирмой.
  2. Уникальностью продукции.
  3. Практически не преодолимыми барьерами на вход.
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
  5. Значительный
  6. В основном реклама, связи фирмы с общественными организациями (благотворительность), дополнительный сервис.
  7. Местные телефонные сети, электро- и газоснабжение
 

     Вывод: мы выяснили, что существует такая  конкуренция как: ценовая, неценовая; внутриотраслевая и межотраслевая, так же мы рассмотрели сущность: чистой конкуренции, монополистической  конкуренции, олигополии и монополии. 

     1.6.Конкуренция  в России

     Далее мы бы хотели выяснить, какова же роль конкуренции в России.

     Несмотря  на сложные периоды своей истории, российская экономика все еще  обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами  для развития за счет активизации  внутренних возможностей и использования  конкурентных преимуществ. Прежде всего  это:

     1.высокий  уровень образования населения  (по такому показателю, как доля  лиц с высшим образованием, Россия  занимает одно из первых мест  в мире) и духовные традиции, ориентирующие  людей на созидательный творческий  труд, социальную справедливость  и партнерство, самореализацию  личности в интересах общества;

     2.развитый  научно-технический потенциал, наличие  зрелых производственно-технических  структур по ряду направлений  современного и новейшего технологических  укладов (из 50 современных макротехнологий,  обеспечивающих производство наукоемкой  продукции, Россия обладает 17 и  могла бы претендовать на 10–15% мирового рынка наукоемкой продукции);

     3.наличие  собственных научных школ и  уникальных передовых технологий  в ряде перспективных направлений;

     4.значительные  масштабы свободных производственных  мощностей в наукоемкой промышленности, способных сыграть роль потенциала  для нового экономического подъема;

     5.богатые  природные ресурсы, удовлетворяющие  большую часть внутренних потребностей  в сырье и энергоносителях;

     6.устойчивый  приток валютных поступлений  и значительные валютные резервы,  позволяющие последовательно наращивать  денежное предложение для российской  экономики, а также большой  объем несвязанных сбережений, вовлечение  которых в хозяйственный оборот  способно удвоить инвестиционную  активность;

     7.огромная  территория и емкий внутренний  рынок, обеспечивающие широкое  разнообразие жизнедеятельности  и потребностей населения.

Информация о работе Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы