Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа
Актуальность темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизмов функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………………..5
1.1 Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы..................................................................................................................5
1.2 Методы конкурентной борьбы....................................................................9
1.3. Функции конкуренции………………………………………………….10
1.4. Виды конкуренции……………………………………………………...13
1.5. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…….14
1.5.1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………………...15
1.5.2. Монополистическая конкуренция……………………………..16
1.5.3. Олигополия………………………………………………………17
1.5.4. Чистая монополия……………………………………………….18
1.6. Конкуренция в России………………………………………………….24
1.7. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………………………………...27
1.8. Конкурентоспособность региона……………………………………....32
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНОВ «РОССИНКА» И «СМАК».........33
Заключение………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы………………………………………...42
Приложения………………………………………………
Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
Проникновение
на рынок монополистической
Монополистическая
конкуренция свойственна
Вывод:
монополистическая конкуренция – это
рыночная ситуация, когда многочисленные
продавцы продают схожие товары, стремясь
придать им реальные или мнимые уникальные
качества.
1.5.3.
Олигополия.
Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
Олигополия
характеризует экономическую
Характерная
особенность
В
условиях олигополии возможна как ценовая,
так и неценовая конкуренция.
Но ценовые методы соперничества
обычно менее эффективны. Между предприятиями
существует тесная взаимозависимость.
Если один из конкурентов снизил цены,
то другие вынуждены адекватно отвечать,
иначе обнаружится слишком
Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.
Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.
В условиях олигополии неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.
Вступление
в олигополистический рынок ограничено.
Нужны значительные капитальные
вложения, чтобы создать предприятие,
способное противостоять
При
олигополистической конкуренции фирма
в состоянии контролировать два
основных параметра своей деятельности
– цену и объем выпуска продукции
или оказания услуг, ей выгодно меньше
производить и в большей
Вывод: олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
1.5.4.
Чистая монополия.
Чистая монополия – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Монополия
предполагает, что одна фирма является
единственным производителем какой
– либо продукции, не имеющей аналогов.
Поэтому покупатели не имеют выбора
и вынуждены приобретать данную
продукцию у фирмы –
Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.
Понятие
«монополия» имеет двоякий
Цель
монополии – получение
Основные черты чистой монополии:
Различают несколько типов монополий:
В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест и т.д.
1.
Картель - простейшая форма
2.
Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий
сообща) - организационная форма
монополистического
3. Трест - форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.
4. Концерн - (от англ. concern - участие, интерес) - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау между подразделениями и т. п.
5. Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.
6.
Холдинг - (от англ. holding) - акционерная
компания, владеющая контрольным
пакетом акций одного или
7.
Законными формами чистой
Вывод:
монополия – это рынок, на котором один
продавец противостоит множеству покупателей.
Выше
изложенные характеристики рыночных структур
мы бы хотели записать в следующей
таблице:
| |
Характеризуется: |
|
| |
Характеризуется: |
|
Олигополия (Дуополия) | |
Характеризуется: |
|
Монополия | |
Характеризуется: |
|
Вывод:
мы выяснили, что существует такая
конкуренция как: ценовая, неценовая;
внутриотраслевая и межотраслевая,
так же мы рассмотрели сущность:
чистой конкуренции, монополистической
конкуренции, олигополии и монополии.
1.6.Конкуренция в России
Далее мы бы хотели выяснить, какова же роль конкуренции в России.
Несмотря на сложные периоды своей истории, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для развития за счет активизации внутренних возможностей и использования конкурентных преимуществ. Прежде всего это:
1.высокий
уровень образования населения
(по такому показателю, как доля
лиц с высшим образованием, Россия
занимает одно из первых мест
в мире) и духовные традиции, ориентирующие
людей на созидательный
2.развитый
научно-технический потенциал,
3.наличие
собственных научных школ и
уникальных передовых
4.значительные
масштабы свободных
5.богатые
природные ресурсы,
6.устойчивый
приток валютных поступлений
и значительные валютные
7.огромная
территория и емкий внутренний
рынок, обеспечивающие широкое
разнообразие
Информация о работе Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы