Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание

Актуальность темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизмов функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………………..5
1.1 Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы..................................................................................................................5
1.2 Методы конкурентной борьбы....................................................................9
1.3. Функции конкуренции………………………………………………….10
1.4. Виды конкуренции……………………………………………………...13
1.5. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…….14
1.5.1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………………...15
1.5.2. Монополистическая конкуренция……………………………..16
1.5.3. Олигополия………………………………………………………17
1.5.4. Чистая монополия……………………………………………….18
1.6. Конкуренция в России………………………………………………….24
1.7. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………………………………...27
1.8. Конкурентоспособность региона……………………………………....32
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНОВ «РОССИНКА» И «СМАК».........33
Заключение………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы………………………………………...42
Приложения………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 74.54 Кб (Скачать документ)

     Ценным  ресурсом научно-технического прогресса  являются также исторические традиции великой державы и заслуженный  авторитет в мировом сообществе.

     Исследования  состояния имеющегося научно-производственного  потенциала свидетельствуют о наличии  объективных предпосылок для  устойчивого и быстрого развития российской экономики. Они показывают, что более полное использование  конкурентных преимуществ и инвестиционных возможностей может в среднесрочной  перспективе вывести Россию на траекторию быстрого и устойчивого экономического роста с темпом ежегодного прироста ВВП не менее 10%, инвестиций – до 25%, в том числе капиталовложений в освоение ключевых производств  нового технологического уклада –  около 35%. Но чтобы эти цели были достигнуты, в экономической политике страны следует решить ряд задач.

     В технологической области – формирование и развитие современных производственно-технологических  систем и стимулирование их роста  вместе с модернизацией смежных  производств. Для этого должны функционировать  конкурентоспособные на мировом  рынке предприятия, осваивающие  современные технологии. Одновременно необходимо создавать условия для  опережающего становления новейшего  технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих  фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров требуемой квалификации, развитую информационную инфраструктуру.

     В институциональной области –  формирование такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение  ресурсов из устаревших и бесперспективных производств (а также сверхприбылей  от экспорта природных ресурсов) в  производственно-технические системы  современного технологического уклада, концентрацию ресурсов в ключевых направлениях развития, модернизацию экономики, повышение  ее эффективности и конкурентоспособности  на основе распространения новых  технологий. Решению этой задачи должны способствовать меры по формированию институтов развития, реструктуризации неплатежеспособных предприятий, приватизации, регулированию внешней торговли, а также научно-техническая, промышленная, финансовая политика государства.

     Те  же цели должны определять решения  в области совершенствования  организационно-производственной структуры  экономики. Важно стимулировать  такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских  и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться  в условиях жесткой международной  конкуренции, обеспечивать непрерывное  повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых  технологий. Необходимо как можно  быстрее ликвидировать отставание в использовании современных  технологий управления развитием производства, таких, как CALS-технологии, методы инновационного менеджмента, ввести общепринятые стандарты  и протоколы.

     Важную  роль в этих процессах призвана сыграть  макроэкономическая политика. Ее задача – гарантировать выгодность производственной деятельности, установить хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержать благоприятные для развития нового технологического уклада ценовые пропорции  и другие параметры хозяйственного механизма, способствуя преодолению  дезинтеграции и демонетизации  экономики.

     Путем сочетания мер макроэкономической, структурной и институциональной  политики должен быть преодолен инвестиционный кризис. На микроуровне необходимо восстановить связь между созидательной общественно полезной деятельностью и доходами хозяйствующих субъектов, создать условия для конструктивной мотивации предпринимательской деятельности на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных нововведений и освоение современных технологий, трансформацию доходов и сбережений в инвестиции.

     Нормальное  функционирование механизмов рыночной конкуренции требует активизации  антимонопольной политики, подавления организованной преступности, декриминализации хозяйственных отношений, упорядочения процессов ценообразования.

     Вывод: конкуренция в России развита  не так сильно как всем бы хотелось, но в наших силах все исправить, для этого необходимо: развивать  современные производственно- технические  системы и стимулировать их рост, формировать хозяйственные механизмы, которые бы обеспечивали перераспределение  ресурсов, обеспечить непрерывное повышение  эффективности производства, и т.д.

     http://uptp.ru/content/Disp_Art.php?Num=1824 
 

1.7.Антимонопольное  законодательство  и государственное  регулирование экономики

     Антимонопольное регулирование –  это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

     Методы  антимонопольного регулирования:

     1.ограничение  монополизации рынка;

     2. постоянный государственный мониторинг;

     3. запрещение установления монополистических  цен;

     4. сохранение и поддержание конкуренции  всех цивилизованных фирм.

     Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

     Основные  цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

     Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

     Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного  характера.

     Экономические меры поддержания конкуренции и  борьбы с монополией:

     -поощрение создания товаров – заменителей;

     -поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

     -привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

     -финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

     В конце 1991г. В России принят Закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет),

     Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

     Антимонопольная политика  - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

     По  решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может  быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

     Общественное  регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных  форм.

     В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы  государственного регулирования: 

     

 

     Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких  субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень  ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной  структурой.

     В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально  – политического пространства для  рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

     Основное  внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:

    • повышению качества жизни;
    • защите окружающей среды и др.
 
 

      Министр экономического развития Э.С. Набиуллина провела  совещание по антимонопольной  политике

     1 октября 2009 г. в Минэкономразвития  России под председательством  Министра экономического развития  Российской Федерации Э.С. Набиуллиной состоялось совещание по вопросам конкурентной политики. Главной темой обсуждения стали последние изменения законодательства, вступающие в силу 30 октября 2009г. В мероприятии приняли участие представители нефтяной отрасли, автомобильных компаний, отраслей телекоммуникаций и розничной торговли, ведущие эксперты в области антимонопольного регулирования.

     Участники совещания обсудили так называемый «второй антимонопольный пакет», затрагивающий практически все  аспекты антимонопольного контроля - от сферы действия законодательства о конкуренции до порядка проведения проверок. В «антимонопольном пакете»  обозначены 4 ключевых блока, затрагивающих  антимонопольное регулирование: новый  порядок определения доминирующего  положения организации, упрощенный порядок доказывания монопольно высокой/низкой цены, ограничения в  отношении вертикальных соглашений, уголовная ответственность за ограничение  конкуренции.

     По  словам Э.С. Набиуллиной, с вступлением  в силу поправок роль и влияние  антимонопольного регулирования на экономику значительно возрастает. «Фактически Федеральная антимонопольная  служба определяет, какие практики приемлемы в отношениях между  хозяйствующими субъектами, а какие  нет, оказывает серьезное влияние  на ценовую политику компаний, - подчеркнула  Министр. - Эти вопросы, безусловно, беспокоят Министерство, особенно на фоне возросшей ответственности  за нарушения антимонопольного законодательства».

     С целью исключения возникновения  неоправданных рисков для стабильного  развития компаний и экономики в  целом  Э.С. Набиуллина предложила организовать диалог государства и бизнеса. Было принято решение о создании рабочей  группы под руководством  Статс-секретаря - заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Поповой. Также в состав группы войдут сотрудники Минэкономразвития России,  ФАС, представители РСПП, «ОПОРЫ России», ведущие эксперты в данной сфере.

     Также Министр поручила  рабочей группы  проработать вопрос о создании механизма  для своевременной оценки регулирующего  воздействия. В целях минимизации  возникновения ситуаций, когда нормативные  акты ограничивают конкуренцию. 

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/concuration/concpolitic/politic 

     Вывод: антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов. 
 
 
 

     1.8. Конкурентоспособность  региона

     Конкурентоспособность региона, так же как и конкурентоспособность страны, требует рассмотрения в глобальном аспекте. Это обусловлено тем, что с одной стороны, регион выступает составной частью станы, а с другой- регионы могут выступать в разных станах своеобразными «локомотивами»по определенным направлениям или их группам уже для все страны. Тем более, что Россия по структуре своих регионов является чрезвычайно многообразной системой, конкурентные преимущества составных частей которой не всегда видна из центра.4

     Конкурентоспособность российских регионов определяется  как наличием конкурентоспособных  отраслей или сегментов отрасли, так и способностью региональных органов власти создавать условия  региональным предприятиям для достижения и удерживания конкурентного преимущества в определенных областях.5

Информация о работе Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы