Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:30, курсовая работа
Актуальность темы определяется сохраняющимся в современной экономической науке интересом к изучению сущности конкуренции, как одной из важнейших составляющих механизмов функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ………………………………………………………..5
1.1 Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы..................................................................................................................5
1.2 Методы конкурентной борьбы....................................................................9
1.3. Функции конкуренции………………………………………………….10
1.4. Виды конкуренции……………………………………………………...13
1.5. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…….14
1.5.1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………………...15
1.5.2. Монополистическая конкуренция……………………………..16
1.5.3. Олигополия………………………………………………………17
1.5.4. Чистая монополия……………………………………………….18
1.6. Конкуренция в России………………………………………………….24
1.7. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики……………………………………………………………………...27
1.8. Конкурентоспособность региона……………………………………....32
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНОВ «РОССИНКА» И «СМАК».........33
Заключение………………………………………………………………….....36
Список использованной литературы………………………………………...42
Приложения………………………………………………
По уровню развития Чувашия находится между « середняками» и регионами-аутсайдерами. Такое экономическое положение Чувашии, в первую очередь объясняется отсутствием на ее территории значительных запасов природных ресурсов. Ведущее место в экономике Чувашии занимает промышленный комплекс. Индекс промышленного производства в 2008 году по отношению к 2007 году вырос на 4,7% и по своему значению близко к показателям, как в среднем по России.
Ведущие
предприятия Чувашии обладают современными
технологиями, позволяющими достойно
конкурировать на рынке. Это акционерное
общество «Химпром», «Промтрактор», Канашский
автоагрегатный завод, «Волжская текстильная
компания», кондитерская фабрика «Акконд»
и др.6
Глава 2. Анализ деятельности магазинов
«Росинка» и «Смак».
В своей работе я хочу проанализировать деятельность таких
крупных магазинов в Чувашии как: «Россинка» и «Смак»
«Россинка»
Первый магазин компании был открыт
в 2001 году. Поворотным для компании
стал 2007 год, когда 8 магазинов сети
супермаркетов “Березка”
«Смак»
еще одна местная компания. В сети
7 магазинов, из них 4 магазина-самообслуживания
с торговыми площадями: 200, 300, 300 и
1000 м2, 2 традиционных магазина с площадями
50 и 100 м2. Самым большим магазином
является относительно новый супермаркет,
где кроме пищевых цехов
Чтобы привлечь покупателей они используют разные методы.
Как отмечает Галина Григорьева, директор сети магазинов «Россика»: «Мы обслуживаем все слои населения во всех магазинах, конечно, с учетом района есть различия в разнообразии нашего ассортимента, мы предлагаем широкий ассортимент по социально значимым товарам. Ходовые товары, с учетом уровня жизни, – это, естественно, недорогие продукты местных производителей: хлеб, молоко, пиво, алкоголь.» По словам Галины Григорьевой, лояльность жителей Чувашии к местным производителям невысока – “было бы ценовое предложение и удовлетворительное качество”.
Андрей Антюхин, директор по управлению маркетингом сети “Смак” говорит, что: «Сеть проводит исследования покупательских желаний, мониторинги и уже на этой базе выстраивает свою ассортиментную политику. На рынке уже устоялись отношения, как с московскими, так и с региональными поставщиками, что дало возможность сети “Смак” предоставить покупателям самое выгодное предложение по муке (даже высшего качества и ниже цен оптовиков).»
Наиболее высокие продажиприходятся на продукцию собственного производства – 35% от общих продаж. К тому же ассортимент собственных продуктов достаточно широк и постоянно меняется.
Клиенты
сети уже давно готовы платить
за готовые продукты, а ритм и
характер жизни в городе способствуют
популярности этих товаров.
Как
отмечают эксперты, в Чебоксарах с
приходом федеральных игроков
Между этими магазинами идет высокая конкуренция, каждый стремится занять более удобные позиции для получения прибыли.
“Росинка” –стремится подавить конкурентов количеством торговой площади и ценовой политикой; доминация на рынке в формате дискаунтера и магазина “у дома”, подавление конкурентов
“Смак”
–перешел в формат качественного
супермаркета, упор и повышение качества
собственной продукции и
Чтобы привлечь внимание потребителей, я бы хотела предложить этим магазинам следующее:
-
предоставлять скидки на
- снизить издержки;
-
хорошее и качественное
-
постоянно обновлять
- расширить общий объем рынка;
-
завоевывать потребителей
-
так же нужно постоянно
-
нанимать на работу только
хорошо квалифицированных и
-улучшать качества обслуживания при продаже и распространении товара.
Заключение
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить: конкуренция- это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
Проблема конкуренции изучается многими экономистами как за рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно. Важно еще и правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств - выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства.
Можно
назвать очень немногие области
экономики, которые сегодня в
состоянии противостоять
Итак в результате исследований нами были выделены следующие проблемы:
1. Проблема практического применения конкуренции. Её изучению посвящали свои работы многие выдающиеся ученые. Э. Чемберлин решал их через дифференциацию продукта, как форму конкуренции. Дж. Робинсон обращала внимание на реальное присутствие на рынке всех элементов несовершенной конкуренции, способствующих ограничению свободной конкуренции на рынке. Й. Шумпетер отмечал, что результатом практического применения конкуренции является разрушение экономической системы изнутри, что приводит к позитивным изменениям на рынке. Дж. М. Кларк выделял практическую проблему проявления конкуренции через соперничество в продаже товаров. Ф. Хайек считал, что проблемы применения конкуренции решаются через личностные отношения хозяйствующих индивидов. Общим в подходах представителей различных научных школ к решению данной проблемы является выявление путей практического применения основ конкуренции в контексте эволюции рыночных отношений и преобразования экономики.
2. Проблема взаимодействия конкуренции и ценообразования является наиболее актуальной в экономике. Некоторые ученые не видели в ней главной проблемы (Й. Шумпетер), но большинство уделяли её решению значительное внимание. Главным аспектом проблемы являлись установление высоких ценовых барьеров в результате конкуренции крупных компаний (Дж. Робинсон), проблемы ценового механизма между соперниками-конкурентами (Дж. М. Кларк), взаимосвязь денежной и финансовой политики (Ф.Хайек), проблема поиска оптимального объема производства и установления цены, обеспечивающей максимальную прибыль, феномен «избытка мощностей» (Э. Чемберлин). Основным выводом ученых в ходе изучения этой проблемы является наличие взаимосвязи и взаимозависимости конкуренции и ценообразования как главных механизмов рынка.
3. Проблеме трансформации конкурентной деятельности под воздействием таких факторов, как открытия, применение новейших знаний в ходе развития научно-технического прогресса посвящены работы ученых прошлого столетия (Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Й. Кирцнер, М. Портер). Общность их взглядов на решение проблемы состоит в выделении процессов созидательного преобразования экономики под воздействием нововведений. Механизм конкуренции в результате применения открытий вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и открывает преимущества для тех, кто идет по пути прогресса.
4. Проблема взаимосвязи конкуренции и государственного участия в экономике рассматривалась в качестве основной как сторонниками государственного регулирования экономики, так и приверженцами либерализма. Первые, отвергая доктрину неоклассиков о саморегулировании рынка, считали необходимым применение на практике оптимального соотношения рыночной конкуренции, влияния крупных корпораций и государственного механизма регулирования экономики. Необходимость вмешательства государства они связывали с нестабильностью рыночной экономики и возрастающей ролью монополий.
До
настоящего времени необходимость
регулирования, ограничения конкуренции
остается недостаточно изученным вопросом.
Среди ученых, критически оценивающих
регулирование конкуренции
Представители
институционализма, в свою очередь,
обосновывали эффективность развития
конкуренции между крупными корпорациями.
По их мнению, конкуренция переходит
на новый виток, развиваясь не только
на товарных рынках, но и между транснациональными
корпорациями (ТНК), охватывающих территориальные
рынки, что находит свое подтверждение
в современной мировой
Данная проблема сохраняет свою актуальность и её решение связано с поиском оптимального сочетания конкуренции и государственного регулирования экономики.
5. Проблема достижения лидирующих позиций компаниями и странами. Данная проблема является наиболее актуальной в современной экономике. Способы её решения анализируются в работах американского ученого-экономиста М. Портера. По-нашему мнению, наиболее существенным выводом, к которому пришел М. Портер является утверждение о том, что для успешного достижения лидерства на рынке в условиях конкурентной борьбы хозяйствующему субъекту необходимо выработать конкурентную стратегию, цель которой – обеспечение превосходства над конкурентами через выявление конкурентных преимуществ, их совершенствование, а также укрепление конкурентной позиции в долгосрочном периоде. Среди способов достижения конкурентных преимуществ выделяются внедрение новых технологий, использование инноваций и расширение масштаба конкуренции.
Решение
проблем лидерства компаний предложено
американскими учеными Г. Хамелом
и К.К. Прахаладом, которые раскрыли
особенности конкурентного
Таким
образом, теория конкуренции на определённых
исторических этапах решает проблемы
развития рыночных отношений и способствует
появлению новых научных
Рассмотрев конкуренцию, мы пришли к выводу, что для её развития необходимо:
- повысить эффективность менеджмента предприятий;
- сокращать необоснованное влияние органов власти на конкуренцию, в том числе за счет снижения административных и внешнеторговых барьеров;
Информация о работе Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы