Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.docx

— 81.80 Кб (Скачать документ)
  1. Понятия и виды конкуренции
    1. Понятие

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

 Чтобы  лучше понять конкуренцию, ее  нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений  участников рынка являются несимметричными.  Противоположность их свойств  коренится в совершенно разных  параметрах (показателях) состояния  рынка.

Конкуренция представляет собой нормальное состояние  рынка. Да разве можно назвать  естественным такое положение, когда  все рыночное пространство захватывает  один продавец, который никого не допускает  к торговой деятельности и сам  диктует цены на продаваемые им товары?

 Конкуренцию  можно классифицировать по нескольким  основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.

 По  масштабам развития конкуренция может быть:

  • индивидуальной (один участник рынка стремится занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  • местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
  • отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  • межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  • национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  • глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Сущность

 По  характеру развития конкуренция  подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

 По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

 Теперь  подробнее рассмотрим характер  развития рыночного противоборства.

 Свободная  конкуренция означает, во-первых, что  на рынке имеется множество  независимых товаровладельцев, самостоятельно  решающих, что создавать и в  каких количествах. Во-вторых, никем  и ничем не ограничен доступ  на рынок и такой же выход  из него всех желающих. Это  предполагает возможность каждому  гражданину стать свободным предпринимателем  и применит" свой труд и материальные  средства в интересующей его  отрасли хозяйства. Покупатели  же должны быть свободны от  всякой дискриминации (умаления  прав) и иметь возможность купить  товары и услуги на любом  рынке. В-третьих, предприятия  никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

 Свободная  конкуренция, естественно, соответствует  периоду классического капитализма.  В более полной мере она  проявилась, пожалуй, только в  Англии и лишь в XIX в. Свободное  соперничество в современных  условиях - редкое явление. Так,  в высокоразвитых странах такое  явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и  на поприще рыночного состязания  фермеров.

В XX в. получили развитие новые формы рыночного  соперничества - регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий.

 При  первоначальном знакомстве с  конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество  вносит в рыночные отношения  полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует  стихийному развитию рынка. Между  тем во всех существующих видах  конкуренции в большей или  в меньшей мере соблюдаются  писаные и неписаные правила  рыночного соперничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды конкуренции

Существует  множество критериев и подходов к классификации конкуренции. В данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций.

    • В данной схеме показана  основная,  самая  популярная  классификация:  по состоянию рынка и по способам соперничества.

  Конкуренция   может  существовать  только  при  определённом  состоянии рынка.  Разные  виды  конкуренции  (и  монополии)  зависят  от  определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

1)  Количество  фирм  (хозяйственных,  промышленных,  торговых  предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2) Дифференциация  товаров (придание определённому  виду товара одного и  того   же назначения разных индивидуальных  особенностей -  по  фабричной   марке,   качеству, цвету и др.);

3) Свобода  вхождения предприятия на рынок  и выхода из него;

4) Доступность  информации

5) Контроль над рыночной ценой

6) Неценовая  конкуренция

7) Сектор  экономики, в котором преобладает  данная структура.

    • В экономике принято разделять конкуренцию по  ее  методам  на  ценовую  и    неценовую, или конкуренцию на  основе  цены  и  конкуренцию  на  основе   качества (потребительной стоимости).

Конкуренция представляет собой форму взаимного  соперничества экономических субъектов  за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. По методам различают ценовую и  неценовую конкуренцию.

 Ценовая  конкуренция - предполагает продажу  товаров или предложение услуг  по более низким ценам, чем  у конкуренток. В условиях развитой  рыночной экономики снижение  цен может происходить либо  за счет снижения издержек  производства, либо за счет уменьшения  прибыли. Небольшие фирмы могут  лишь на очень короткое время  снизить цену для конкурентных  целей. Крупные компании могут  совсем отказаться от прибыли  на длительное время с целью  вытеснения конкурентов с рынка.  В дальнейшем они могут значительно  повысить цену и компенсировать  понесенные убытки. Снижение цены  в условиях ценовой конкуренции  обычно происходит без снижения  качества продукции и изменения  ассортимента товаров.

В истории  известны случаи, когда соперничество  между компаниями в ходе ценовой  конкуренции приводило сначала  к образованию нулевой, а затем  и отрицательной цены (т. е. конкуренты доплачивали покупателям за то, что  те брали у них товар).

Выделяют  прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции  компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой  ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.

Неценовая конкуренция - предполагает использование  технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу  продукции, что приводит в итоге  к предложению на рынке товаров  более высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель  обычно учитывает такие факторы, как эко логичность товара (например, использование товара не приводит к  загрязнению окружающей среды), безопасность для потребления (товар не взрывается при попытке включить его), эстетические свойства (элегантный лейбл на джинсах). В качестве инструментов неценовой  конкуренции могут использоваться торговые марки и знаки. В современных  условиях неценовая конкуренция  имеет гораздо большее значение, чем ценовая.

Особым  случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция, представляющая собой, например, продажу товаров по ценам ниже издержек, ложную рекламу, промышленный шпионаж, сепаратные (от лат. separatio —  отделение) договоры между некоторыми конкурентами и т. д.

Кроме ценовой и неценовой конкуренции, выделяют межотраслевую, внутриотраслевую, функциональную, совершенную и несовершенную конкуренцию.

Внутриотраслевая  конкуренция — это соперничество  между производителями аналогичных  товаров, удовлетворяющих одну и  ту же потребность.

Межотраслевая конкуренция - представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.

Функциональная  конкуренция — это конкуренция  между производителями определенного  товара.

Вследствие  всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические  достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие хозяйственный  крах.

Основными параметрами состояния рынка, от которых зависят разные виды конкуренции (и монополии), являются:

1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

3. Дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по качеству, фабричной марке, цвету и др.);

4. У фирм в контроле за рыночной ценой.

Классификация рыночного соперничества в мировой  экономической литературе.

 

В зависимости  от состояния рынка выделяют главные  виды конкуренции:

  • Свободная ("совершенная") конкуренция;
  • Соперничество между монополиями ("несовершенная" конкуренция);
  • Регулируемая конкуренция.
 

С учетом методов состязательности различают  формы конкуренции:

  • Ценовая конкуренция;
  • Неценовая конкуренция.

    Свободная конкуренция означает:

    1. на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;
    2. никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.
    3. продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы);
    4. фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Правила конкурентного  поведения

В каждом виде рынка конкуренция часто  выливается в "войну всех против всех". Такое всеобщее сражение ведется  на трех фронтах. Один фронт обнаруживается среди продавцов. Все они стремятся  продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество меду ними обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос.

Информация о работе Конкуренция