Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 07:59, курсовая работа
Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.
Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка.
Легальные монополии, образующиеся на законном основании (называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяют эти организации от естественных монополий) имеется в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.
Модель монополии:
Во всех
развитых странах мира существует антимонопольное
законодательство, ограничивающее деятельность
монополий и их объединений. Антимонопольная
политика в европейских странах
в большей мере направлена на регулирование
уже сложившихся монополий
Для государственной антимонопольной политики США, прежде всего, и безусловно, характерна такая позиция, в соответствии с которой совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею «благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю».
Кроме
регулирования цен определённую
пользу — особенно в России —
может принести и реформирование
структуры естественных монополий.
Дело в том, что в России в рамках
единой корпорации часто объединяется
как производство естественно-монопольных
благ, так и производство таких
благ, которые эффективней
В целом
система антимонопольного регулирования
в России находится пока в стадии
становления и требует