Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.docx

— 81.80 Кб (Скачать документ)

      Большинство случаев несовершенной  конкуренции можно  объяснить  двумя основными причинами. Во-первых,  есть  тенденция  к  уменьшению  количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные  экономии  от масштаба  и  уменьшаются  издержки.  В   этих   условиях   крупным   фирмам производство обходится дешевле, и они  могут  продавать свои  продукты  по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению"  последних из отрасли.

      Во-вторых, рынки имеют тенденцию  к несовершенной  конкуренции,  когда существуют трудности  для  вступления  новых  конкурентов  в  отрасль.  Так называемые "барьеры входа" могут возникать  в  результате  государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

в) Виды несовершенной конкуренции.

      В теории выделяют различные  виды рынков с несовершенной конкуренцией (по  степени убывания   конкурентности):   монополистическая   конкуренция, олигополия, монополия.

Моно (от греч. mono) - один, единый, означает присутствие на рынке либо одного потребителя (покупателя), либо одного производителя (продавца).

Олиго (от греч. oligo) - несколько, означает присутствие на рынке нескольких продавцов или нескольких покупателей

Поли (от греч. poly) - много, означает присутствие на рынке большого (бесконечного, неизмеримого) количества продавцов или покупателей.

Полия (от греч.  poliya) - продавать, продавец, характеризует наличие продавцов на рынке.

Псония (от греч. psoniya) - покупать, покупатель, характеризует наличие покупателей на рынке. 

      1. Монополистическая конкуренция

       Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка  с монополистической конкуренцией характерно следующее:

  1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
  2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
  3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
  4. на рынке есть условия для входа и выхода

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих  товаров. Она также похожа на совершенную  конкуренцию, так как каждый товар  продается многими фирмами, а  на рынке существует свободный вход и выход.

      Рынок  монополистической   конкуренции   состоит  из   множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а  в широком  диапазоне  цен.  Наличие  диапазона цен объясняется способностью продавцов  предложить  покупателям   разные  варианты   товаров.   Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный  товар  на  рынке,  куда  возможен вход новых  продавцов.  Монополистическая  конкуренция  -   тип  отраслевого рынка,  на  котором  существует  достаточно  много   продавцов,   продающих дифференцированный  продукт,  что  позволяет им  осуществлять  определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической  конкуренции действует  относительно  большое  число   продавцов,   каждый   из   которых удовлетворяет  небольшую  долю  рыночного  спроса  на  общий   тип   товара, реализуемого фирмой и ее  конкурентами.  При  монополистической  конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего  объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен  такими  барьерами как при  монополии  или  олигополии,  но  и  не  настолько  легок,  как  при совершенной конкуренции.

      Различия могут заключаться в  сопутствующих товару услугах. Покупатели  видят разницу  в  предложениях  и  готовы  платить за  товары  по-разному.  Чтобы выделиться  чем-то,  помимо  цен,  продавцы  стремятся  разработать   разные предложения для разных рыночных  сегментов  и  широко  пользуются  практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной  продажи.  В связи  с  наличием  большого  числа  конкурентов,  стратегии  их  маркетинга оказывают  на  каждую  отдельную  фирму  меньше  влияния,  чем  в   условиях монопольного рынка.

      Э.Х.Чемберлин  в  работе  «Теория  монополистической  конкуренции. Реориентация  теории  стоимости»   очень   ярко   подчеркивает   особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель  в  какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта,  не значит, сказать,  что  отрасль  монополизирована.  Напротив,  внутри  отрасли может иметь место весьма интенсивная  конкуренция,  но,  конечно,  не  такая, какая описывается теориями чистой конкуренции, - она  отличается  монополией на  собственную  разновидность  продукта.

 …  Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от  чистой  монополии,  и  от  чистой конкуренции».

      Он обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к  тому, что  вместо  единого  рынка  складывается  сеть  частично  обособленных,  но взаимосвязанных  рынков,  существует  широкое  разнообразие  цен,  издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной  группы.  Дифференциация  не исключает  и  монополии   на   продукт.   Власть   монополии,   однако,   не распространяется на более широкий  класс  товаров,  разновидностью  которого является    монополизированный    продукт.   До     Э.Чемберлина     термин «монополистическая  конкуренция»  употреблялся  в  отношении   олигопольного строения  рынка,  например  у  А.Пигу:  «Монополистическая   конкуренция   - конкуренция между  несколькими  продавцами,  каждый  из  которых  производит значительную долю всей выпускаемой продукции». 
 
 
 
 

      1. Олигополия 

Олигополия  — тип рынка, при котором в  каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными  словами, в олигополистической отрасли  производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем  в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и  более участников. Частным случаем  олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие  входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут  послужить операторы сотовой  связи и рынок жилья.

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция)  -  тип  отраслевого рынка, который  характеризуется  наличием  нескольких  очень  крупных  фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа  продавцов,  весьма  чувствительных  к политике ценообразования  и  маркетинговым  стратегиям  друг  друга.  Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при  этом  она  зависит от  конкурентов  и  вынуждена  считаться  с  ними.  Товар   может   быть   и дифференцированным,  и  стандартным.  Товары могут быть  схожими   (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили,  персональные  компьютеры).

Небольшое число продавцов объясняется  тем,  что  новым  претендентам  трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и  на действия конкурентов. Если какая-либо  сталелитейная  компания  снизит  свои цены на  10%,  покупатели  быстро  переориентируются  на  этого  поставщика.

Другим  производителям стали придется реагировать либо  тоже  снижением  цен, либо предложением  большего  числа  объема  услуг.  Олигополист  никогда  не испытывает  уверенности,  что  может  добиться  какого-либо  долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его  примеру,  и  тогда  ему  придется либо возвращаться к  прежним  ценам,  либо  рисковать  потерей  клиентуры  в пользу конкурентов.

      Можно  выделить  такую  разновидность   олигополии,  как олигополия  с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки:

  • Наличие доминирующей фирмы - агента, который продает  или  покупает значительную  долю  совокупного  объема   рынка   и   способен   на стратегическое поведение;
  • Наличие большого числа фирм-аутсайдеров, небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или  близкий  товар,  но  не  способных  оказать влияние на рыночную цену;
  • Рыночная цена устанавливается  под  сильным  влиянием  доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком;
  • Наличие барьеров входа и выхода.

      Элвин Дж.Долан и Дэйвид Е.Линдсей  в работе «Рынок: микроэкономическая  модель» об  олигополии  и олигополической взаимосвязи:

«Главная  трудность в  анализе  олигополии  состоит  в  определении  того,  с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где  существуют  несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных  рынках,  сталкиваются  с  ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они  сталкиваются  еще  с одним  ограничением:  действиями  конкурирующих  фирм.  Изменение   прибыли, которое фирма может получить за счет  изменения  цен,  объемов  выпуска  или качественных  характеристик  продукта,  зависит   не   только   от   реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как  на это  отреагируют  другие  фирмы  –  участницы  данного рынка.   Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется  олигополистической взаимосвязью.

 …  Но олигополистическая взаимосвязь может привести  не  только к ожесточенному противоборству, но и к  соглашению.  Последнее имеет место тогда, когда фирмы-олигополисты  видят  возможности  совместного  увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения  о  дележе  рынка.

Если  соглашение  является  открытым  и  оформленным  и  вовлекает  всех  или большую часть производителей на рынке, его результатом является  образование картеля». 
 
 
 
 
 

      1. Монополия

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике —  исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или  государству. Возникает на основе высокой  концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал  рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель  монополии:

  • единственный продавец;
  • отсутствие близких продуктов-заменителей;
  • диктуемая цена.

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов  деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или  государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции. В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций. В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

В масштабе национального хозяйства абсолютная монополия. Она находится в руках  государства или его хозяйственных  органов (например, государственная  монополия внешней торговли и  т.п.).

Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

В зависимости  от характера и причин возникновения  различают следующие виды монополий.

Естественная  монополия. Ею обладают собственники и  хозяйственные организации, имеющие  в своем распоряжении редкие и  свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под  виноградники). Зачастую существование  естественных монополий оправдывается  тем, что они дают огромный экономический  выигрыш от больших масштабов  производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению  с расходами ресурсов, которые  были бы на множестве аналогичных  фирм.

Информация о работе Конкуренция