Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.docx

— 81.80 Кб (Скачать документ)

Другой  развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между  ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто  предложил более высокую цену по сравнению с рыночной. Главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Сражение выигрывает та армия, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену.

Конкуренция как рыночный регулятор закономерно  воздействует на три явления:

    1. на изменение цен покупателей и продавцов;
    2. на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ;
    3. на отклонение рыночной цены от точки равновесия.

Установление  равновесной цены

          

Такое регулирование идет по двум основным направлениям.

    • Первое направление  выражает объективную логику развития событий. Рыночная цена устанавливается на уровне, значительно превышающем точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроизводства благ (на рисунке - зона С2-Р-П2). В таких условиях устанавливается конкуренция среди продавцов. Сначала какая-то их часть, а затем и все снижают цену, которая начинает движение к точке равновесия. После массового снижения цен продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает.
    • Второе направление: события развиваются в противоположную сторону. Рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке - зона П1-Р-С1). В этом случае обостряется конкуренция среди покупателей. Отдельные лица, а потом и все повышают цену, и она движется по направлению к равновесной цене.

Рост  цен способствует появлению товаров  на прилавках, а производители, становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного спроса. В итоге зона товарного дефицита перестает существовать.

Закон конкуренции оказывается законом  более сильного воздействия на поведение  субъектов рынка по сравнению  с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и  очень низкие цены двигаться к  точке равновесия. Это центростремительное  движение ведет к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию  равновесной цены и равновесного количества товаров диктует правила  конкурентной "игры".

    • Первое правило: фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования, при нарушении которого фирма, установившая, скажем, очень высокую цену на свою продукцию ради получения большой величины прибыли, неизбежно сталкивается с затовариванием своих продуктов, не находящих сбыта. Тогда фирма вынуждена через какой-то промежуток времени снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по ценам, наиболее приемлемым для покупателей. Так конкуренция дает наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.
  • Второе правило: чтобы "обхитрить" равновесную цену, фирма продает свои изделия по общей для всех равновесной цене, но при этом старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим                          имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения:   изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации: Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
  • Третье правило: если обнаруживается, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены из-за больших затрат на единицу продукции, то следует принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам относится модернизация (обновление) техники и технологии, реконструкция производства (его перестройка по-новому). Если для этих преобразований нет необходимых средств, то придется закрывать предприятие.
  • Четвертое правило: при обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, "бросовым") ценам.

Конкуренцию невозможно оценить однозначно. Она  выполняет троякую роль.

  • благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения;
  • конкуренция прокладывает дорогу всему новому, передовому;
  • разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Типы конкуренции
    1. Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители  продают идентичную продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число  покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может  диктовать условия продажи и  покупки товаров. Предполагается наличие  необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и  покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции  предполагает отсутствие власти производителя  над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной конкуренции не присущи  ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Признаками  идеального рынка (рынка идеальной  конкуренции) являются:

    • отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
    • отсутствие ограничений на количество участников рынка;
    • однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
    • свободные цены;
    • отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим;

Создание  идеальной модели совершенной конкуренции  является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку  совершенной конкуренции, может  служить сельское хозяйство.

Существует  множество определений термина "совершенная  конкуренция":

  • жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего  влияния  на  общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
  • состязание экономических субъектов на товарном рынке,  при  котором   ни один из них не в состоянии оказать  решающее  влияние  на  общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
  • вид отраслевого рынка, на котором много  фирм  продает  стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно  большой доли  рынка, чтобы влиять на цену продукта.  Цена  для  каждой  фирмы  считается заданной рынком. Вход и выход из отрасли свободны;
  • состязательность большого числа  мелких  покупателей  и  продавцов,  каждый из которых обладает достаточно полной рыночной  информацией,   а потому ни один из них не  может  контролировать  рыночный спрос или поставку товара на рынок.
  • характеристика рынка, где много фирм продают стандартный  товар,  и  ни одна из них не  имеет  достаточной  доли,  чтобы контролировать рынок и цены.

В целом, как следует из определений,  модель  совершенной  конкуренции характеризуется  пятью признаками:

                1) Наличие большого числа экономических агентов,   продавцов  и покупателей;

              2) Максимальная информированность  продавцов и покупателей о  товарах  и ценах.

     3) Ни один из продавцов или  покупателей не  в  состоянии   повлиять  на   рыночную цену  и друг на друга;

     4) Однородность продаваемой продукции;

     5) Свободный вход на рынок и  выход с него;

 Первые  три признака характеризуют чистую  конкуренцию. К понятию чистой  конкуренции  близко  понятие   работающей  конкуренции,  которое   может  быть определено следующими  признаками:

• Крупнейшая фирма производит незначительный объем  продаж  (покупок)  всего рынка;

• Высокая степень мобильности ресурсов между рынками;

•  Отсутствие  или незначительная  величина   необратимых   издержек  (постоянных издержек организации производства);

• Наличие потенциальных конкурентов. 

      Условие того,  что  доступ  на  рынок  никем  и   ничем  не  ограничен, предполагает    возможность    каждому    гражданину    стать     свободным предпринимателем  и применить свой  труд  и   материальные   средства   в интересующей его отрасли хозяйства.

Покупатели  же должны быть  свободны  от всякой дискриминации и иметь возможность  купить товары и  услуги  на  любом  рынке. Соблюдение  же  всех  условий  обеспечивает  свободную  связь  между производителями и потребителями.  Совершенная  конкуренция  является  также условием формирования рыночного  механизма, образования цен и  самонастройки экономической  системы  через  достижение  равновесного  состояния,   когда эгоистические  побуждения  отдельных  индивидов  к  получению   собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.  Нетрудно  видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем  перечисленным  условиям. Поэтому  схема  совершенной  конкуренции  имеет  в  основном  теоретическое значение. Однако она является ключом к  пониманию более  реальных  рыночных структур. И в этом ее ценность. 

    1. Несовершенная конкуренция

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами  несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками  несовершенной конкуренции являются:

  1. демпинговые цены
  2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
  3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
  5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  6. замалчивание важной для потребителя информации

Потери  от несовершенной конкуренции:

  1. неоправданный рост цен
  2. увеличение издержек производства и обращения
  3. замедление научно-технического прогресса
  4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках
  5. падение эффективности экономики

    а) Определение.

Несовершенная конкуренция определяется следующим  образом:

    • совершенной конкуренции;
  • рынок,  на  котором не  соблюдается хотя  бы  один  из  признаков
  •   характеристика  рынка,  где два или более продавцов,   обладая
  • некоторым (ограниченным) контролем  над  ценой,  конкурируют  между собой за продажи;
  • рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет  свою способность воздействовать на рыночную цену.

    Так как модель  совершенной   конкуренции   является теоретической абстракцией, то все реально существующие  рынки в той или иной  степени несовершенны.

б) Причины и история возникновения.

 Несовершенная   конкуренция    существовала   всегда,   но   особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий.  В этот  период  происходит  концентрация  капитала,   возникают   акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно  - технического прогресса.

Информация о работе Конкуренция