Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание

Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг без друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 47.01 Кб (Скачать документ)

 

Введение.

 

Свобода ценообразования создает условия  для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию  лишь при условии существования  экономической конкуренции. Необходимая  для формирования политических взглядов конкуренция политических групп и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг без друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.

Конкуренция — это соперничество между  участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое  процветание — экономический  закон товарного хозяйства.

Конкуренция в рыночной экономике, хотя и претерпела заметные изменения за последние  десятилетия, тем не менее продолжает играть не менее заметную роль в  экономическом развитии, чем в XIX столетии, сохраняя важнейшее место  в рыночном механизме. Соотношение  конкурентных и монополистических  сил в экономике ныне таково, что  позволяет современный капитализм считать не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим.    

 

Элементы рыночного механизма 

1.1 Рыночное равновесие

 

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Более простое определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

 

Рыночный  механизм действует на основе экономических  законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и т.д.

На  стороне производства выступает  предложение, на стороне потребления—спрос. Эти два элемента неразрывно связаны  между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя  силами, действующими в противоположных  направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Важно отметить, что рыночный механизм действует  как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать  в конечном счете на пользу потребителей.

Преимущества  рыночной экономики в том, что  она функционирует на основе саморегулирующегося  механизма, обращена к человеку, через  цены на основе спроса создает ориентиры  для капиталовложений в производство.

Рыночный  механизм — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает: эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг.

Создается впечатление, что рынок функционирует  почти автоматически, хотя на самом  деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок. Но рынок  имеет и следующие серьезные  недостатки.

 

1. Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную защиту населения. Социальные последствия свободного рынка таковы: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимальный уровень жизни всем. Следовательно, необходимо вмешательство государства для решения социальных проблем.

Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д.), обречен на нищенское  существование.

Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на чью  рабочую силу имеется спрос. Свободный  рынок не гарантирует полную занятость  населения, а также стабильный уровень  цен.

2. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства. Имеет место нехватка денег. Проблему эмиссии денег берет на себя государство в лице госбанка.

3. Деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам, таким, как загрязнение окружающей среды, продуктов питания пестицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма и т.д. Свободный рынок, таким образом, зачастую игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов.

4. Свободный рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.).

 

5. Свободный рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований. Он реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе;

6. Экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами.

7. Рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим интересам (здравоохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные производства), но необходимы обществу.

8. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

Особенность рыночного механизма состоит  в том, что каждый его элемент  теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители  делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут  информацию о состоянии рынка  для потребителей и для производителей.

Отправным моментом в отношении «товар-покупатель»  является процесс принятия последними решения о покупке, при котором  оцениваются средства удовлетворения потребности, предлагаемые на рынке. Уже  это обстоятельство позволяет утверждать, что нет «цены в себе», а  существует «цена на что-то». В связи  с этим решения в рамках политики цен принимаются с учетом отношения  «цена—качество». Объектом решений  является формирование такого отношения  «цена—качество», которое соответствовало  бы требованиям рынка (потребителя) и целям товаропроизводителя.

Под качеством следует понимать необходимую  потребителю совокупность всех вещественных и нематериальных составляющих свойств  продукта, цена в широком смысле—это все объективные затраты потребителя, которые связаны с приобретением  продукта—носителя качества. Цена выражается в денежной, натуральной  форме, в виде услуг либо иными расходами покупателя.

Для покупателя цена распадается на две  части: эквивалент товара определенного  качества и сопутствующие покупке  затраты. В первом случае один экономический  субъект возмещает затраты другого, связанные с производством и  распределением продукта. Сумма возмещения отражает обычно соответствие денежного  требования продавца и согласие покупателя с ним.

Вторая  часть возмещаемых затрат в отличие  от первой предназначена для создания возможности приобретения продукта или его использования (например, затраты, связанные с приобретением  самолета, автомобиля, катера).

Экономическая сущность, предназначение, роль цены в  хозяйственной деятельности, а также  ее взаимоотношения с другими  экономическими явлениями и категориями  находят отражение в функциях цены.

Учетная функция, или функция учета и  изменения затрат общественного  труда, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена в конечном счете отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. Причем рыночная цена может значительно отклоняться  от издержек. В итоге цена используется для определения эффективности  производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, действенным  инструментом внутрифирменного планирования.

Выполняя  стимулирующую функцию, цена сдерживает производство и потребление товаров  или поощрительно действует на них. Цена стимулирует производителя  посредством заключенной в ней  прибыли. Цены могут способствовать или препятствовать увеличению выпуска  и потребления товаров. С помощью  цены можно стимулировать, либо тормозить  научно-технический процесс, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продуктов, изменение структуры  производства и потребления. Осуществляется стимулирование посредством повышения  доли прибыли в цене, надбавок и  скидок к ней.

Распределительная функция цены связана с ее отклонением  от стоимости под воздействием рыночных факторов. Суть этой функции—участие  цен в распределении и перераспределении  национального дохода между отраслями  экономики, государственными и другими  ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами.

Функция сбалансированного спроса и предложения  проявляется в том, что посредством  цен осуществляется связь между  производством и потреблением, предложением и спосом. Цена подает сигналы о диспропорциях в сферах производства и обращения, требуя принятия мер по их преодолению. Это гибкий инструмент для достижения соответствия спроса и предложения, которое достигается либо посредством увеличения (сокращения) производства, либо повышения (снижения) цены, либо одновременно обоими способами. Эта функция цены играет главенствующую роль при формировании цен на товары.

Функция цены как средства рационального  размещения производства проявляется  в том, что с помощью механизма  цен происходит переход капиталов  в секторы экономики с более  высокой нормой прибыли под воздействием законов конкуренции и спроса.

Все функции цены причинно взаимосвязаны  и взаимодействуют, вступая в  противоречие между собой. В хозяйственной  жизни предприятий взаимосвязи  между функциями цены носят сложный, многоплановый характер.

1.2 Спрос.

Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

 

Спросом называется количество товара, которое  будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.

Механизм  рынка позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и  превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых  участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага  в мировой экономической науке  именуются общественными товарами.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.

На  величину спроса, его структуру и  динамику влияют многочисленные факторы  экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться из-за рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо знать, что  покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который  он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это  означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен  на товары и от дохода, выделяемого  покупателем на потребление. Нередко  спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями  по данной цене в определенных условиях места и времени.

 

Спрос, являясь  платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:

·          Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности. спрос, не поддающийся управлению, подверженный воздействию случайных внешних  факторов. Например: незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик".

Информация о работе Конкуренция