Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание

Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг без друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 47.01 Кб (Скачать документ)

При структурном подходе в центре внимания оказывается не соперничество  фирм в установлении цены, не выяснение  того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или не возможности) влияния фирмы  на общий уровень цен на рынке. Если воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае—об одной  из разновидностей конкуренции несовершенной.

Третий  подход к определению конкуренции  является функциональным. Он описывает  роль, которую конкуренция играет в экономике. Й. Шумпер определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.

Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее «процедурой открытия». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным.

Согласно  статье 4 Закона «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», конкуренция—это  состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке. Конкуренция представляет собой  эффективно действующий механизм соревнования на рынке. Она действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей бороться за увеличение прибыли на капитал  путем поиска новых форм и методов  производства, использования новейших технологий, новых способов организации  и управления.

 

2.2 Ценовая и неценовая конкуренция

Рынок с помощью трех механизмов—конкуренции, спроса и предложения, ценообразования—приводит систему хозяйства в движение и дает ей стимулы для дальнейшего  развития. Рынок вынуждает хозяйствующих  субъектов вступать в конкурентные отношения и постоянно поддерживает конкуренцию между ними. Действие рыночного механизма стимулирует  предпринимателей непрерывно создавать  новые продукты. Через механизм ценообразования  рынок непрерывно снабжает предпринимателей информацией об изменениях на рынке, о возникновении новых условий  и т.п. Он оказывает влияние на всех участников рынка, вытесняя слабых предпринимателей и награждая сильнейших, используя при этом различные  методы конкуренции.

На  рынке существуют два метода ведения  конкурентной борьбы—ценовая и неценовая  конкуренция.

Через ценовую конкуренцию продавцы товаров  и услуг влияют на потребителя  посредством изменений в цене, т.е. они двигаются по кривой спроса, то повышая, то понижая цену. Это  гибкий инструмент маркетинга, используя  который можно изменять цены, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренцию.

Неценовая конкуренция минимизирует цену как  фактор потребительского спроса на товары или услуги и акцентирует усилия на продвижении, на упаковке, доставке товара, сервисе доступности и  других факторах. Чем уникально предложение  продукции или услуг с точки  зрения потребителей, тем больше возможность  назначения более высоких цен, чем  установлены на товары конкурентов.

 

Неценовая конкуренция  включает:

А) изменение  свойств продукции;

Б) придание продукции  качественно новых свойств;

В) создание новой  продукции для удовлетворения потребностей;

Г) создание новой  продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее;

Д) обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа;

Е) совершенствование  услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и  др.).

Конкуренция в рыночной экономике начиналась с преобладания ценовых методов  над методами неценовыми. Это положение  было характерно для периода свободной  конкуренции, когда отраслевое соперничество  преобладало над межотраслевым, а потребности длительное время  оставались неизменными.

В современной эффективной конкуренции  неценовые методы конкуренции превалируют  над ценовыми. Это связано с  рядом обстоятельств. Во-первых, важнейшими субъектами конкуренции стали крупнейшие корпорации. Ценовые схватки между  ними оказались невыгодными для  всех участников. Дело в том, что  каждая из крупных фирм обладает значительными  финансовыми ресурсами и может  долгое время продавать товары по заниженным ценам. Когда ценовая  война наконец заканчивается  и победитель, и побежденный бывают настолько истощены, что находятся  на грани (или даже за гранью) банкротства. Примеры таких самоистребительных схваток гигантов во множестве дал межвоенный период. Современные крупные компании, учтя этот опыт, редко вступают в прямые сражения.

Во-вторых, в условии современной высокоразвитой экономики резко усложнились  запросы потребителей. Это открыло  простор для неценовой конкуренции—рынок  начал благожелательно принимать  многочисленные и разнообразные  вариации товаров, стало возможным  привлекать потребителей повышенным качеством, какими-то особыми свойствами товара и/или услуги и т.п.

В-третьих, выяснилось, что затраты на неценовую  конкуренцию при правильном подходе  обходятся фирме дешевле, чем  расходы на конкуренцию ценовую. Действительно, снижение цен ниже оптимального уровня всегда ведет к уменьшению прибыли, причем к уменьшению тем  более сильному, чем больше сокращение цен. Взаимосвязь же между мерами неценовой конкуренции и прибылью куда сложнее. Например, хороший рекламный  ролик может стоить ровно столько  же, сколько и плохой. Преимущество первого над вторым вполне может  быть достигнуто не за счет более дорогостоящих  технических приемов съемки, а  за счет лучшей идеи фильма, большей  его доходчивости и т.д., то есть фактически бесплатно. ТО же самое касается улучшений  товара: пустячное и потому недорогое  изменение конструкции, если оно  хорошо задумано, может сделать товар  более удобным для потребителя. В итоге рост конкурентоспособности  будет достигнут без больших  издержек.

Из  этого всего, конечно, не следует, что  неценовая конкуренция осуществима  вообще без затрат—хорошая реклама  или высокое качество тоже стоит  немалых денег. Но поле маневра у  фирмы в этом случае шире, чем  при ценовой. Всегда есть надежда  победить конкурента не лобовой атакой, расходуя на борьбу все больше денег, а с помощью лучших идей, более  эффективного использования сильных  сторон своей продукции.

Наконец, в-четвертых, в наше время ценовая  конкуренция в большинстве стран, включая Россию, ограничена законом. Снижение цен должно доходить до уровня демпинга, то есть цена не может опускаться ниже себестоимости.

Несмотря  на возрастание роли неценовой конкуренции, конкуренции ценовая конкуренция  не исчезла полностью. В своих  традиционных формах она чаще всего  проявляется в тех отраслях, где  идет быстрое снижение издержек (например, в производстве компьютеров), а также  в международной торговле. Чаще же она реализуется в форме скрытых изменений цен: путем предоставления разнообразных скидок при выполнении клиентом определенных условий.

Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективней, чем в России), повышения качества и уровня жизни населения. Поэтому  конкуренция—очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.

На  современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает  производителей товаров постоянно  искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью  ресурсов встает новая проблема—экономия  ресурсов у потребителей товаров  за счет упрощения конструкции и  повышения качества товаров.

По степени интенсивности конкуренция  может быть:

·        Привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет  свои потребности или получает прибыль  больше, чем в предыдущем сегменте;

·        Умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

·        Ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного  сегмента;

·        Ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;

Формы конкуренции:

1)     предметная—конкуренция между товарами  одной ассортиментной группы, между  аналогичными объектами, удовлетворяющими  одну и ту же потребность;

2)     функциональная—конкуренция между  товарами (объектами)-заменителями.

 

Конкуренция может происходить  на следующих уровнях:

·        местном (в группе, отделе, организации и т.п.);

·        региональном (районе, городе, области  и т.п.);

·        национальном (в стране);

·        межнациональном (в нескольких странах);

·        глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

 

2.3 Совершенная конкуренция

Существует  два вида конкуренции: совершенная  и несовершенная. Несовершенная  конкуренция делится на монополию, олигополию и монополистическую  конкуренцию.

Совершенная конкуренция—предполагает наличие  большого числа продавцов и покупателей  на рынке, что ни один из них своим  поведением не может существенно  повлиять на рыночные условия. Это такая  состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем рынке. Такой  тип рынка исторически связан с этапом зарождения рыночных отношений, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом  количестве многими продавцами и  им противостояли многие покупатели. В эпоху развитых рыночных отношений  его лучше всего иллюстрирует деятельность любой специализированной товарно-сырьевой биржи, где однородный товар абсолютно взаимозаменяем и для покупателя безразлично, кто  его произвел. «Анонимность продавцов  вместе с анонимностью покупателей  делают рынок совершенной конкуренции  полностью обезличенным».

Масштабы  рынка по сравнению с объемами предложения и спроса отдельных  продавцов и покупателей столь  значительны, что повлиять на условия  конкуренции, в том числе на цену продукции, не может никто из субъектов  рынка, так как их число очень  велико. Субъекты рынка многочисленны, независимы, и каждый из них занимает на этом рынке незначительную долю. Все они обладают неограниченной свободой входа на рынок и выхода с него. Каждый субъект может начать производство, продолжить или прекратить его, осуществлять закупки в любых  размерах или воздержаться от них  по собственному усмотрению. Ни один субъект  рынка не располагает рыночной властью и вынужден продавать (и покупать) продукцию по сложившейся на рынке и не зависящей от него цене. Совершенная конкуренция—исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое последовательно ведет к расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, формирует стремление отдельных участников подчинять своему контролю определенные фрагменты рынка, т.е создает условия для создания монополии. Вместе с тем, не следует считать, что совершенная конкуренция осталась в историческом прошлом. Для производства многих предметов потребления и ряда услуг до настоящего времени характерен именно такой тип конкуренции (отдельные продовольственные товары повседневного спроса, многие товары легкой промышленности и т.д.)

 

3.   Недобросовестная конкуренция и ее экономические последствия

Конкуренция заставляет хозяйствующих субъектов  делать, то, что хотят потребители  и за что они готовы платить. В  результате повышается эффективность  распределения ресурсов. Конкуренция  способствует минимизации издержек производства, повышает эффективность  производства. Вознаграждая новаторство, она стимулирует прогресс. Таким  образом, конкуренция максимизирует  благосостояние как конкретного  потребителя, так и всего общества в целом.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере  конкуренции, направлено на поддержание  конкуренции, которая заставляет производителя  удовлетворять запросы потребителей по самым низким ценам и при  минимальном использовании ресурсов. Оно призвано максимально содействовать  сближению реальности некоторых  форм частного управления(например, соглашений между конкурентами о фиксировании цены выше конкрентного уровня) и идеалов конкуренции.

Вместе  с тем там, где существует конкуренция, возможны акты недобросовестной конкуренции. Это явление известно во всех страна, независимо от того, как давно в  них существует рыночная система.

Недобросовестная  конкуренция определяется следующим образом:

действия  хозяйствующих субъектов по дискредитации  конкурентов. Они включают в себя: распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;  -введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества; -незаконное использование товарного знака  конкурента, его фирменного наименования или маркировки; -реклама товара, не отвечающего требованиям качества; -искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара; -некорректное сравнение товаров; -самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К ним относятся: - демпинг, установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; экономический шпионаж; - тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; - подделка продукции конкурентов; - ложная информация и реклама; - махинации с деловой отчетностью; - нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции; - коррупция и др., формы ведения конкурентной борьбы, противоречащие антимонопольному законодательству и торговым обычаям (необъективная реклама товаров, вводящая покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств товаров, использование чужого товарного знака, распространение ложных сведений о товарах, производимых конкурентами), использование нерыночных форм конкурентной борьбы: рекламы недоброкачественных товаров, распространения ложных сведений о конкурентах, незаконное использование товарного знака и т.п., распространение ложных, неточных, искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого товаропроизводителя или продавца; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Информация о работе Конкуренция