Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание

Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг без друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 47.01 Кб (Скачать документ)

В экономическом состязании победителем  должен быть хозяйствующий субъект, предлагающий наиболее полезную и эффективную  продукцию на самых выгодных и  приемлемх для потребителя условиях. Такой результат может быть достигнут, если все хозяйствующие субъекты, как в спортивном соревновании, соблюдают определенные правила, но, как и в спорте, может возникнуть искушение пренебречь ими.

Нарушение основных правил экономическ4ого состязания может принимать различные формы—от прямых нападок на конкурента до обмана «арбитра», функции которого обычно выполняет потребитель. Однако с  усложнением экономической ситуации такая роль потребителя становится менее значимой, так как он зачастую не способен самостоятельно распознать акт недобросовестной конкуренции. Поэтому именно потребитель, а вместе с ним и честный конкурент  нуждаются в защите от недобросовестной конкуренции. Эта защита должна предоставляться  независимо от форм нарушений, так как  предупреждение и пресечение любой  формы недобросовестной конкуренции служит интересам не только потребителя и честного предпринимателя, но и общества в целом.

Один  из способов борьбы с недобросовестной конкуренцией—регулирование самими хозяйствующими субъектами своей деятельности—саморегулирование. Однако саморегулирование не может  обеспечить достаточной защиты и  должно дополняться системой правового  регулирования.

Правовые  нормы, регулирующие предупреждение и  пресечение ограничительной деловой  практики, и нормы, регулирующие предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, взаимосвязаны: и те и другие должны обеспечить эффективное функционирование рыночной экономики. Это достигается  в первом случае путем охраны свободы  конкуренции, без ограничений в  торговле и превышения экономической  власти, а во втором—путем обеспечения  добросовестного ведения конкурентной борьбы, соблюдения всеми хозяйствующими субъектами одинаковых правил «игры».

Экономические последствия недобросовестной конкуренции, в большинстве случаев выражена не столь явно, как экономические  последствия монополистической  деятельности, связаны с ухудшением «качества» конкуренции и, как результат, со снижением ее эффективности.

Российское  антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию, рассматривая ее как один из аспектов деятельности, негативно влияющий на конкуренцию и направленной на ограничение  конкуренции на товарных рынках. В  ряде случаев недобросовестная конкуренция  имеет своей целью захват монопольного положения в какой-либо сфере  коммерческой деятельности или в  каком-либо регионе (например, при недобросовестной дискредитации конкурента). В других случаях акты недобросовестной конкуренции, вводя потребителей в заблуждение  относительно характеристик товара, оказывают негативное влияние на конкуренцию, поскольку потребитель  принимает решение о покупке  данного товара данного производителя (или у данного продавца) под  влиянием утверждений, не соответствующих  действительности, а недобросовестный хозяйствующий субъект получает необоснованные преимущества перед  честным конкурентом. Запрет недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением исключительных прав или «коммерческий  шпионаж», направлен не только на защиту законных интересов хозяйствующих  субъектов, но, в частности, и на стимулирование прогресса в интересах общества в целом.

Согласно  определению, приведенному в ст. 4 Закона о конкуренции, для признания  действий хозяйствующего субъекта актом  недобросовестной конкуренции необходимо и достаточно выполнение трех условий:

·        действия должны быть направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности;

·        действия должны противоречить требованиям  действующего законодательства, обычаям  делового оборота, добропорядочности, разумности и справедливости;

·        действия должны причинять или должны быть способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести или быть способным нанести ущерб их деловой репутации.

Нормы «добропорядочности» или «справедливости» в конкуренции есть не что иное, как отражение социальных, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны. Кроме того, такие нормы могут меняться со временем. Однако это не означает, что общее определение недобросовестной конкуренции малоэффективно для объективной оценки недобросовестного поведения на рынке. Напротив, существует ряд параметров, которые позволяют четко установить, какая практика может рассматриваться в качестве «добросовестной», а какая—«недобросовестной». Например, к общепризнанным чертам недобросовестного коммерческого поведения следует отнести попытки предпринимателя достичь успеха в конкуренции не за счет своих собственных достижений, а за счет неправомерного использования каких-либо положительных результатов деятельности другого лица или оказания влияния на потребительский спрос ложными либо вводящими в заблуждение утверждениями. С точки зрения добросовестности практика использования такого рода методов изначально является сомнительной.

 

 

 

Заключение

Любое крупное предприятие или группировка  склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и  тяготеет к установлению диктата  цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической  политики. Источниками монополии  могут быть как крупное, так и  среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или  централизации ведет к образованию  монополий, по сути в сегодняшних  условиях нельзя говорить о существовании  монополии в чистом виде, но в  то же время находит отражение  практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного  поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен. Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной. Первоначально наибольшую важность имели процессы физического производства товаров и услуг, но из-за большой синхронизации экономических процессов и "условий игры" на рынке, крупные компании, монопольные объединения не заинтересованы в повышении своей нормы прибыли за счет политики в области цен и объемов производства. Основным фактором способным защитить господствующую позицию компании на рынке становится умение обеспечить координацию работы всех ее подразделений. Компании, которые обладают передовой технологией в области управления и торговли, могут сегодня иметь большую монопольную власть, чем те, которые пока до сих пор контролировали цены и производство. Нарушение рыночной ситуации провоцирует предприятия на проведение монопольной политики, наносит вред обществу. Следовательно необходимо участие государства, направленное на создание здоровой рыночной среды. Рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж, глубокая интеграция отдельных стран в мировое хозяйство и конечно соответствующая политика государства сдерживают монопольные тенденции в экономике. Сталкивание различных рыночных ситуаций ведет к тесному переплетению конкуренции и монополии и синтезу, формированию новых правил игры на рынке. Проблемы, связанные с развитием различных форм конкуренции неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.

 

 

 

 


Информация о работе Конкуренция