Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа
Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг без друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.
· Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
·
Отрицательный – спрос, когда
большая часть рынка
· Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
· Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).
Различают
также реализованный, неудовлетворенный
(спрос, нереализованный из-за отсутствия
нужных товаров или несоответствия
их качества требованиям покупателей),
формирующийся, ажиотажный (ситуация на
рынке, при которой происходит лавинообразное
нарастание спроса на товары и услуги
в результате роста инфляции, цен
и падения стоимости
Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.
1.3 Предложение.
Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров. Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.
Термин «предложение» определяют как функцию, показывающую разные количества продукции, которую производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени.
На предложение оказывают
1. Цена
2. Научно-технический прогресс
3. Налоги
4. Цены на ресурсы
5. Ожидание приемлемых цен
6. Число продавцов на рынке и т. д.
Предложение, как и спрос, представляет ряд альтернативных возможностей и изображается в виде кривой или таблицы. Закон предложения выражает связь между ценой и количеством продукции: с повышением цены возрастает величина предложения и наоборот. По мере повышения цены предприниматель сочтет для себя более выгодным произвести или продать более дорогую продукцию и переключиться на ее производство или продажу. Как показывают результаты исследования, не на всех российских рынках предприниматель ведет себя в соответствии с описанным законом.
Трудно
приуменьшить роль и значение конкуренции
как элемента рыночного механизма.
Понятие конкуренции
Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Конкурентные
тенденции на развитом рынке, как
показывает практика, существенно устойчивее
и сильнее, чем на монополистические.
Победителями в конкуренции оказываются
и крупны, и мелкие, и сильные,
а порой и слабые фирмы. Монополия
не вытесняет конкуренцию, поскольку
борющиеся между собой фирмы
являются весьма разными. Нельзя свести
конкуренцию лишь к борьбе сильного
против слабого—в таком случае сверхмощные
монополии действительно
В реальности конкуренция имеет более сложную основу. Каждому типу хозяйственных единиц присущи свои особенности: у ведущих мощных монополий—это сила, у мелких фирм—гибкость, у специализированных компаний—приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм-новаторов—преимущества первооткрывателей и т.д. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.
Для
участников рыночных отношений, и в
первую очередь для
Деятельность
любой хозяйственной единицы
в условиях конкуренции подвергается
двойному контролю: внутреннему непосредственному
контролю в рамках фирмы и внешнему
контролю на рынке со стороны фирм-конкурентов,
через конечные результаты рыночной
деятельности. Вторая форма контроля
является жесткой, но беспристрастной.
Беспристрастность и
Конкуренция—это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цен, увеличивать объем сбыта, бороться за законы и потребителя, улучшать качество продукции.
Однако
не всякая конкуренция способствует
эффективному функционированию рынка—недобросовестная
конкуренция оказывает
Функции конкуренции:
1. Формирует цены
2.
Является средством
3. Стимулирует снижение затрат на производство и реализацию продукции
4.
Повышает эффективность
5.
Осуществляет контроль над
На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены, спроса и предложения. Согласно распространенному мнению, равновесная цена—это и есть та рыночная цена, которая выражает сущность равенства спроса и предложения. В точке равновесия (точке, в которой цены продавцов совпадают с ценами покупателей) спрос и предложение перестают быть связаны с динамикой цены. Здесь перестают сталкиваться интересы продавцов и покупателей. Значит, саму равновесную цену никак нельзя объяснить ни действием закона спроса, ни действием закона предложения.
Попытку
глубоко раскрыть экономическую
природу экономической цены с
позиции трудовой теории предпринял
К. Маркс. Он заметил, что предложение
и спрос регулируют только временные
колебания рыночных цен. По его словам,
«в тот самый момент, когда эти
противоположные силы становятся равными,
они взаимно парализуют друг друга
и перестают действовать в
том или другом направлении. В
тот момент, когда между предложением
и спросом устанавливается
Между тем несомненно, то что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.
1.
Товаров на рынке представлено
не больше и не меньше, чем
нужно для потребления людей.
Все затраты на производство
благ окупаются их продажей
по равновесной цене. Таким образом
, достигнутое равновесие
2
В точке равновесия и
3
На рынке не обнаруживается
ни избытка товаров (
2. Конкуренция – как элемент рыночного механизма
2.1 Понятие конкуренции
Как и всякое важное понятие, термин «конкуренция» имеет множество толкований. Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание». Именно такая поведенческая трактовка установилась в экономической литературе.
Ключевая
роль конкуренции для
В
противовес существующему и в
настоящее время предрассудку, согласно
которому любая активность на рынке
идет в разрез с интересами общества,
А. Смит на примере ценовой конкуренции
убедительно доказал ряд
Несмотря на то, что А. Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:
- на основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);
- определил основные условия эффективной конкуренции, включающее наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов
- впервые показал каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, проводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;
- разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;
- сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.
А. Смит связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимися между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен.
В
дальнейшем поведенческое понимание
конкуренции совершенствовалось в
направление более точного
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют свои условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому—нет. «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам»,—считает современный американский экономист П. Хайне.
Наряду с поведенческой трактовкой XIX и особенно в XX веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков, совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются словом «соперничество».