Контрольная работа по "Истории экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание

Контрольная работа по дисциплине "История экономики"

Работа состоит из  1 файл

ИЭ, контр. раб.doc

— 759.50 Кб (Скачать документ)

К 1930г. было ликвидировано большинство концессий. К февралю 1930г. были упразднены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т. д.

Переход в 1929г. на карточную систему снабжения нанес последний удар по частной торговле. К осени 1931г. была ликвидирована и частная промышленность.

 

10. Основные черты хозяйственных реформ конца 20-30-х годов и экономика СССР в годы довоенных пятилеток.

В конце 20-начале 30-х гг. был взят курс на структурную перестройку экономики путем индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства. Реформы 1929–1932 гг. продолжили и завершили процесс ограничения сферы товарно-денежных отношений и расширения организационно-распределительных отношений, обозначившийся с середины 20-х годов:

1.      Промышленность.

     1929г. – превращение синдикатов в объединения (главки) и передача им управления промышленностью;

     1931-1932гг. – разукрупнение главков и выделение промышленных наркоматов.

2.      Сельское хозяйство.

      1929г. – «великий перелом» - насильственная коллективизация, предполагающая унификацию форм собственности и форм хозяйствования.

3.      Система управления экономикой.

      1929г. – введение «районирования»;

      1931г. – составление годовых народнохозяйственных планов, обязательных для выполнения всеми отраслями и регионами страны.

4.      Финансы и денежное обращение.

      1930г. – налоговая реформа (введение двух основных налогов: налога с оборота и отчисления от прибыли; для колхозов – подоходный налог);

      1930г. – кредитная реформа (ликвидация коммерческого кредита);

      1931-1932гг. – наделение предприятий собственными оборотными средствами, введение особой формы расчетов – акцептов (перечисление средств на счет поставщика после согласия покупателя на оплату).

5.      Оплата труда.

     1930г. – распространение трудодней – условной единицы соизмерения  затрат труда колхозников и определения их доли в конечных результатах деятельности хозяйства;

     1931-1933гг. – тарифная реформа (введение новой тарифной сетки).

Важнейшая отличительная черта реформ 1929–1932 гг. – расхождение между формой и содержанием. Формально они были направлены на демократизацию управления, углубление экономических методов, охват хозрасчетными отношениями различных уровней хозяйствования: объединений, предприятий, цехов, участков, бригад. Реально же привели к образованию административно-командной системы управления промышленностью, а затем и сельского хозяйства. Механизм управления аграрным сектором имел свои особенности, связанные с использованием внеэкономических методов хозяйствования.

Основные черты механизма управления колхозами:

♦ установление «сверху» всех производственных заданий;

♦ ликвидация системы сельскохозяйственной кооперации;

♦ личное подсобное хозяйство как основной источник доходов колхозников;

♦ «прикрепление» к колхозам его членов с помощью паспортной системы;

♦ сосредоточение машинной техники в государственной собственности (МТС);

♦ натуральная оплата за используемую государственную технику на неэквивалентной основе;

♦ обязательные поставки колхозной продукции государству, имевшие силу и характер налога.

В совхозах практически применялись те же методы хозяйствования, что и на промышленных государственных предприятиях.

В начале 30-х гг. происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. Так, если в 1928г. доля частных предприятий в промышленности составляла 18 %, то в 1933г. – всего 0,5 %. В сельском хозяйстве этот процесс имел такую динамику: с 97 % в 1928г. до 20 % в 1933г., в розничной торговле – с 24 % до нуля. К этому же времени были практически аннулированы все иностранные концессии.

Составной частью процесса огосударствления экономики стало планирование, принявшее с 1927г. форму государственного диктата. Госплан стал разрабатывать директивные указания, содержавшие более или менее точно определенные количественные объемы производства каждого вида продукции. И качественные контуры плана, которые в виде заданий развертывались по плановым комиссиям наркоматов и экономических районов, а те готовили свои предложения, затем наступал этап балансовой увязки полученных материалов в рамках единого государственного хозяйственного плана. При данной схеме было неизбежно планирование от достигнутого, превращение плановой установки в директиву, которую нужно выполнять любой ценой. Мерой успеха становились досрочность выполнения заданий, ежегодное повышение уровня производства. Переход к преимущественно административным методам хозяйствования практически совпал с включением в систему управления экономикой перспективных пятилетних планов.

Первый пятилетний план (1928/29–1932/33 гг.) ориентировался на использование «нэповских» методов хозяйствования. Приоритет тяжелой индустрии в нем соединялся с соблюдением определенного равновесия, сбалансированности накопления и потребления, развития промышленности и сельского хозяйства, изготовления средств производства и предметов потребления. Однако политическим руководством страны была предпринята попытка путем фальсификации действительного положения в экономике стимулировать экономический рост, навязав нереальные темпы индустриализации. Целенаправленную политику на установление небывало высоких темпов роста тяжелой промышленности в ущерб другим секторам экономики принято называть политикой «Большого скачка». Так, на 1929–1930 г. резко увеличили темп развития крупной промышленности по сравнению с контрольными цифрами пятилетки – на 32 %. То же происходило в сельском хозяйстве. Чтобы решить проблему накопления, были выпущены большие займы для размещения среди населения, расширилась продажа водки, увеличился экспорт хлеба, нефтепродуктов и леса. Еще одним источником средств стала громадная денежная эмиссия: в 1928г. она была незначительной, в 1929г. – уже 800 млн. руб., в 1930–1931 – примерно по 1,5 млрд. руб., в 1932 – 2,7 млрд. руб.

Первый пятилетний план был сорван, хотя официально объявлялось, что он был выполнен за 4 года и 3 месяца. В действительности план был перевыполнен только по капитальным вложениям (на 1/3) и по производству продукции тяжелой промышленности (на 8 %), причем в стоимостных, а не натуральных показателях. Важное значение имела структурная перестройка промышленности: появились новые отрасли (авиационная и автомобильная промышленность, тракторо-, комбайно-, танко-, электростроение); производство (синтетического каучука, нефтехимия и др.), а старые отрасли стали выпускать новую продукцию. Однако, национальный доход за 1929–1933 гг. вырос только на 59 % вместо запланированных 103 %, продукция промышленности – на 102 % вместо 130 %, а продукция сельского хозяйства сократилась на 14 % вместо запланированного роста на 55 %. Кроме того, форсированная индустриализация сочеталась с резким снижением темпов экономического роста. Так, ежегодные темпы прироста национального дохода за предвоенный период снизились с 18 до 3–4 %. Создание крупной промышленности рекордно высокими темпами произошло не благодаря административно-командной системе, а вопреки ей, в условиях снижения жизненного уровня населения и общих темпов развития всего народного хозяйства. В течение нескольких лет СССР превратился в страну с сокращающимся населением, что показала перепись 1937г. Причин этому было много: снижение рождаемости, а также голод, репрессии, тяготы индустриализации.

Таким образом, народнохозяйственное планирование начало принимать деформированные формы, ставшие тормозом экономического развития. Но без них сложившаяся административно-командная система не могла добиться поставленных целей.

«Великий перелом» конца 20-начала 30-х гг. привел к формированию в СССР особой социально-экономической системы, получившей название «государственного социализма».

Характерные черты экономики «государственного социализма»:

♦ формальное обобществление труда и производства;

♦ полное огосударствление производства;

♦ ликвидация частной собственности;

♦ тоталитарный характер государства;

♦ однопартийная система.

Экономика «государственного социализма» способствовала становлению своеобразного типа воспроизводства. Его главная задача – форсированная индустриализация народного хозяйства – решалась ускоренным развитием промышленных средств производства за счет всех остальных сфер экономики. Производство, в первую очередь, было направлено на развитие военного потенциала, необходимого для «выживания» нового строя, его противостояния капиталистическому окружению, а также для оказания помощи возможным революционным выступлениям рабочего класса Запада.

В 30-е гг. принципы директивности и централизма в планировании стали преобладающими. Вместо 50 отраслей (как в годы первой пятилетки) на 1933–1937 гг. детальные планы получили 120 отраслей промышленности. Другой отличительной чертой этого периода стало снижение темпов индустриализации, среднегодовые темпы прироста промышленной продукции определялись в 13–14 % при опережающих темпах роста производства предметов потребления. Кроме этого началась разработка заданий по освоению новой техники и технологий. В плане появился раздел технико-экономических показателей. Планировалось расширение сети научно-исследовательских институтов, подготовки научных кадров. Вместе с тем второй пятилетний план закреплял практику хозяйствования, сложившуюся в годы первой пятилетки. Он ориентировал экономику на количественный рост, не уравновешивая материальные и денежные потоки. Финансовый баланс страны, разработанный Госпланом, представлял собой не государственное задание народному хозяйству по объему и скорости оборота денежных ресурсов, а «обсчет» в денежном выражении уже сформированных расходов на капиталовложения, рост оборотных средств и т. д.. Вторая пятилетка отличалась от первой более высоким уровнем выполнения плановых заданий, хотя по натуральным показателям и этот пятилетний план не был выполнен. Национальный доход увеличился в 2,1 раза, валовая продукция промышленности – в 2,2; сельского хозяйства – в 1,5 раза. Более 80 % промышленной продукции в 1937г. было получено с новых или полностью реконструированных предприятий.

Третий пятилетний план продолжал линию на детализацию и конкретизацию планирования, дальнейшее расширение его объектов. Возрос масштаб работ по составлению материальных балансов, причем их разработка велась методом многовариантного планирования. На 1941г. впервые был составлен подробный технический план, предусматривавший конкретные мероприятия по ускорению технического прогресса в ведущих отраслях промышленности. Объектом плановой работы становилась деятельность научных учреждений. В этом пятилетнем плане намечалось значительное повышение производства на душу населения, рост технической вооруженности народного хозяйства и производительности труда, соблюдение эффективной пропорциональности в экономике. В соответствии с международной обстановкой значительные средства планировались на укрепление оборонной мощи страны. За три года пятилетки удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете вырос с 18,6 % до 32,6 %. Третий пятилетний план вновь предусматривал первоочередное развитие тяжелой промышленности. Особое значение получала химическая промышленность, не случайно сама пятилетка получила название пятилетки химии и специальных сталей. Однако выполнение третьей пятилетки грубо нарушалось, а начало войны оборвало ее реализацию.

Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции. Бесспорно, что в мобилизации материальных и трудовых ресурсов на коренное преобразование экономики огромную роль сыграло планирование. Но, как показала практика, пятилетний план так и не стал основным звеном в системе планирования, поскольку объективная логика развития народного хозяйства оказывалась в противоречии с установками партии в каждый конкретный период. Экономика страны продолжала испытывать объективно существующие циклы и колебания. А это не соответствовало стремлению руководителей страны заложить в пятилетние планы принцип постоянного и неуклонного роста производства, якобы присущего только социалистической экономике, что приводило к неизбежному волюнтаризму при решении хозяйственных задач.

Опережение реальных условий экономического роста в угоду политическим интересам требовало поиска дополнительных источников финансирования.

Источники финансирования индустриализации СССР:

1. Традиционные:

♦ доходы от лёгкой промышленности;

♦ экспорт сырья и продовольствия;

♦ доходы от сельского хозяйства.

2. Нетрадиционные:

♦ энтузиазм трудящихся (стахановское движение);

♦ конфискационное налогообложение частных предпринимателей;

♦ ограничение потребления (рост цен, принудительные займы);

♦ труд заключённых (система ГУЛАГа).

Действие мобилизационной системы проявилось и в попытках государственного контроля жизни всего населения. В конце 1932г. была введена система внутренних паспортов и прописки, ограничивающая свободу передвижения людей. Было объявлено о запрете на увольнение рабочих по собственному желанию, принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. С августа 1929г. вводилась так называемая «непрерывка» – четыре дня рабочих, а пятый – выходной, который приходился на любой день недели. Отменена она была лишь в 1940г. Практически все население было вовлечено в идеологизированную систему, находящуюся под контролем партийно-государственной номенклатуры.

Ускоренное индустриальное развитие, а также присоединение в 1939г. Западной Украины и Западной Белоруссии, а в 1940г. – прибалтийских государств, Бессарабии и Северной Буковины содействовали значительным изменениям в структуре экономики. В стране было создано мощное угольно-металлургическое производство на Урале и в Кузбассе, начал осваиваться новый нефтедобывающий район между Волгой и Уралом («Второе Баку»), были проложены новые железнодорожные магистрали, на присоединенных территориях создавались крупные промышленные и земледельческие хозяйства. Начавшаяся война в Европе выдвинула на первый план проблему вооруженных сил. Однако в ее решении были допущены серьезные ошибки, связанные, в том числе, с советско-германскими отношениями, с кадровой перестройкой в армии и с ее техническим оснащением, которые привели к просчетам, особенно в начальный период войны.

 

 

 

 

 

11. Экономика СССР в период Великой Отечественной войны и восстановление и развитие хозяйства в 1946-1957гг.

К началу Великой Отечественной войны Германия превосходила СССР по общему объему промышленного производства в три-четыре раза. Поэтому первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. В минимальные сроки была проведена эвакуация заводов, фабрик на восток и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы. Через неделю после начала войны правительство приняло «мобилизационный народнохозяйственный план» на третий квартал 1941года. В августе был принят военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941г. и на 1942г. 26 июня 1941г. вышел указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», согласно которому отпуска отменялись и вводились обязательные сверхурочные: рабочий день для взрослых – 11 часов при шестичасовой рабочей неделе. С февраля 1942г. стала проводиться плановая мобилизация на промышленные предприятия и стройки среди трудоспособного городского населения, включая 14-летних подростков. Однако военная экономика, сопряженная с дефицитом сырья, кадров, неблагоприятной политической обстановкой и т. п. факторами, не могла функционировать в условиях чрезмерного централизма. Уже 1 июля 1941г. вышло постановление правительства «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», которое фактически использовалось для расширения прав не только наркомов, но и руководителей крупнейших предприятий, прежде всего, в области распоряжения материальными ресурсами. В условиях военного времени реализация лозунга «Все для фронта» позволила обеспечить наибольшую (по сравнению с германской) эффективность экономики. Известно, например, что к концу войны в расчете на 1000 т выплавленной стали советская промышленность выпускала в пять раз больше танков и оружия, чем немецкая промышленность.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономики"