Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 20:24, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "История экономики"
Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.
В 1991г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд. долл. Страна переживала нелегкие времена.
23 января 1991г. из обращения были изъяты 100– и 50-рублевые купюры, которые подлежали обмену в течение 3 дней. Государство таким способом пыталось пополнить бюджет и стабилизировать падение рубля. Обмен мог производиться лишь в размере месячного оклада, причем большая часть средств замораживалась. Такой экономический ход больно ударил по простым гражданам, пострадали пенсионеры, которым в сберкассах не производили обмен из-за отсутствия мелких денежных купюр.
Становилось очевидным, что в такой короткий срок население не сможет обменять значительную часть денег, и правительство решилось на продление данного срока, причем с каждым месяцем доля денежной прибыли государства сокращалась (после обмена – 10 млрд. руб., в марте – 8 млрд. руб., в апреле – 4 млрд. руб.).
На фоне борьбы с коммунистической идеологией особым нападкам подвергались такие понятия, как интернационализм, классовая борьба, пролетарская солидарность, дружба народов. Руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионов в решении на местах экономических и социальных проблем. Потребовалась разработка методических подходов к решению вопроса о так называемом региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны. При этом имелась в виду также задача приглушить иждивенческие тенденции в отдельных регионах.
Однако этот вопрос не был и не мог быть решен:
1) шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно, расходов на содержание ВПК. Поэтому у государства не имелось возможности для увеличения доли национального дохода, оставляемой в распоряжении регионов;
2) из-за того, что в стране действовала искаженная система цен (цены на сырьевые ресурсы были необоснованно занижены, а цены на конечную продукцию завышены), объем созданного национального дохода в республиках с преимущественно сырьевым производством не отражал их истинного вклада в экономику государства.
Кроме того, искажали показатели вклада республик в экономику государства налоговая система и порядок взимания налогов. Один из главных источников бюджетных доходов — налог с оборота взимался главным образом с товаров народного потребления, и он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках в результате проводимой политики специализации и кооперации производства предприятий, производящих товары, было недостаточно, а, следовательно, налога с оборота не хватало для доходов их бюджетов. Для обеспечения доходами бюджетов этих республик им из союзного бюджета выделялись дотации, что создавало видимость иждивенчества этих республик. В свою очередь это давало повод для националистов-сепаратистов, как в регионах, так и в центре к взаимным обвинениям, к разжиганию межнациональных противоречий, к формированию общественного мнения о целесообразности распада СССР.
Таким настроениям способствовали усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения, где для подавления волнений были использованы вооруженные силы. Кроме того, с начала 90-х годов по стране прокатились забастовки рабочих, требовавших повышения зарплаты. В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового союзного договора, в котором должно было найти отражение расширения прав союзных республик. Однако в августе 1991г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства государства ввела в стране чрезвычайное положение. Непоследовательная политика, проводимая Президентом СССР М.С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря в Беловежской Пуще в Белоруссии президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение, в котором констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства.
Они не учитывали тот факт, что в условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошли смешение этих, смена мест проживания десятков миллионов людей. Последствием такой политики стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные экономические потери в каждой из бывших республик СССР, необходимость перемещения из республики в республику огромного числа лиц.
После распада СССР в России начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство России проведение этих реформ основывало на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, планового руководства экономикой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.
В 1992 году учетная ставка Центрального Банка РФ увеличилась в несколько раз, и доступ к дешевым банковским кредитам резко ограничился. Сильно сократились расходы на содержание армии и на социальные нужды. С начала реформ прошло лишь два месяца, а Правительство РФ уже было вынуждено увеличить заработную плату почти на 70 %, что привело к резкому скачку цен. Уже в 1992г. индекс цен вырос в 26 раз, или 31% в месяц, в 1993г. — в 9,4 раза, или 10% в месяц, в 1995г. — 2,3 раза, или 7,3%. Сбережения граждан, находящиеся на хранении в Сберегательном Банке РФ, моментально обесценились, а большинство населения вообще оказалось за чертой бедности.
В условиях существующей производственной монополии предприятия продолжали набавлять цену на свою продукцию. Это только ухудшило обстановку и привело к новому витку цен на сырье и энергию и повышению тарифов на перевозку. Прогрессирующая инфляция развеяла последние надежды на оздоровление экономики путем проводимых реформ «шоковой терапии». Взаимные неплатежи между предприятиями вынудили Правительство РФ увеличить кредитование народного хозяйства. Денежная эмиссия за 1992г. выросла в 20 раз по сравнению с годом предыдущим. Вместе с тем рост цен привел к резкому снижению покупательного спроса населения. Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продовольствия и товаров повседневного спроса из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации потребительского рынка. Однако низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и производства продукции российских предприятий. Уже в 1992г. промышленное производство сократилось на 18%, ВВП снизился на 19%, а в 1993г. ВВП снизился на 12%, а промышленное производство — на 16%.
Сильно пострадали научно-исследовательские институты (НИИ) и конструкторские бюро (КБ), получавшие в советское время большие военные заказы, а теперь вынужденные перейти на выпуск дешевого заказа. В результате многие сегменты российской экономики очутились на пути технологического регресса. Начался отток научных умов в страны Запада.
После вступления России в 1992г. в Международный валютный фонд (МВФ) появились надежды на получение кредита на развитие собственной экономики, но им по ряду внешне политических причин не суждено было оправдаться. Нехватка бюджетных средств привела к разложению в социальной сфере, а именно к сокращению числа дошкольных учреждений, спаду объемов жилищного строительства.
В декабре 1993г. состоялись выборы в Федеральное Собрание РФ. Правительство приняло решение отказаться от методов «шоковой терапии» и перейти к стратегии активной стабилизации. Ставка была сделана на выборочную поддержку перспективных отраслей народного хозяйства, на проведение умеренно жесткой финансовой политики и на снижение темпов инфляции.
С 1992г. начался первый этап приватизации. Государственная собственность в производственной сфере была акционирована, пакеты акций разделены между трудовыми коллективами и государством. В целях поддержки приватизации директорами предприятий им разрешили получить 5% акций. Всем жителям страны было выдано по одному ваучеру на человека. Стоимость одного ваучера составляла одну стопятьдесятмиллионную долю стоимости всего государственного имущества Российской Федерации. Владельцы ваучеров могли либо вложить их в виде своих паев в предприятия, специально созданные фонды либо продать.
Однако изначально эта схема приватизации государственной собственности вносила в общество неравенство. Преимущество было отдано членам трудовых коллективов предприятий производственной сферы, получивших пакеты акций приватизированных предприятий. Работники же непроизводственной сферы, учреждений, состоящих на бюджете, практически ничего не получили, так как переданные ими в основном в инвестиционные фонды ваучеры позже пропали вместе с развалившимися фондами. Уже этими действиями в обществе была создана почва для разногласий. Другой негативной стороной было стремление реформаторов искусственно форсировать создание среднего класса в России. С этой целью предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания практически даром перешли в частную собственность. Кроме того, и промышленные предприятия в значительной мере оказались в руках руководителей этих предприятий, сосредоточивших в своих руках крупные пакеты акций.
В целях ускорения создания у предпринимателей первоначального капитала реформаторы пошли на отмену государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, ибо легче и быстрее всего можно создать капитал, торгуя водкой. При этом бюджетная система не получила примерно четверть бюджетных доходов. Это привело к быстрому имущественному расслоению общества. Разница в уровнях душевого дохода между обеспеченными слоями населения, удельный вес которых не превышал 10% от всего населения страны, и остальным населением превысила 20 раз. Для сравнения: в индустриально развитых странах эта разница не превышает пяти-восьми раз. Естественно, это также отрицательно сказывалось на морально-политическом климате в стране.
В 1994г. проводимый курс экономических реформ остался без изменений, а усиливавшиеся темпы приватизации привели к тому, что уже к концу года свыше 70 % мелких, средних и крупных предприятий различных отраслей прошли процесс акционирования. Были приватизированы почти все предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, треть промышленных предприятий. В негосударственном секторе трудилось около половины занятых в народном хозяйстве. Приватизированные предприятия выпускали примерно 40% промышленной продукции. Быстро развивалась инфраструктура рынка. Создавались товарные биржи, фондовый рынок, финансовые фонды и компании.
В 1995г. начался второй этап приватизации, особенностью которого явился переход к денежной форме. Правительство предполагало, что потенциальными инвесторами будут зарубежные компании, российские банковские инвестиционные структуры, население и инвестиционные компании. В процессе приватизации государство и инвестиционные компании предполагали увеличить собственный бюджет за счет продажи акций, с целью дальнейшего направления данных средств в инвестиции. Продажа акций должна была проходить по графику на аукционах для того, чтобы постепенно осуществлялись поступления. Предполагаемая схема не была эффективной, поскольку денежная приватизация проходила медленно, и доходы соответственно были не постоянными.
В период 1994-1996 гг. правительством была разработана денежная приватизация, путем проведения залоговых аукционов. Она заключалась в том, что акции отдельных государственных предприятий не подлежат продажи, а передаются в доверительное управление на конкретное время. В данный период победитель тендера имеет право управлять данным пакетом акций, основываясь на собственном риске. В ходе приватизации большая доля предприятий стала частной формой собственности.
Последний этап начался в 1996г. и пока еще не закончился.
Процесс приватизации жилья был начат с середины 1991г. с изданием Акта о приватизации жилья в России, а также в отношении ее нормативных документов. По ним граждане, которые проживали в квартирах, принадлежащих государству, имели право выкупить их по определенной стоимости и приобрести право собственности на них. Граждане могли продавать квартиры, сдавать внаем, либо оставлять в наследство по завещанию.
Вначале население опасалось выкупать квартиры, так как боялось уплаты высоких сумм налогов на недвижимое имущество, но к 1993г. приватизация на жилье широко была распространена. В городах сформировался рынок жилья, который стал характерным признаком развития рыночной экономики. Передача жилищного фонда позволила государству экономить огромные средства, которые обычно расходовались на содержание данной инфраструктуры. Если раньше жилые дома состояли на балансе государства, а жильцы-съемщики платили мизерную часть от квартплаты, то теперь, став собственниками, они столкнулись с серьезными проблемами, касающимися управления и содержания своей собственности.
Во второй половине 1990-х гг. экономическая ситуация в РФ продолжала осложняться. Почти на 30 % сократились инвестиции в производство. Привлечение иностранного капитала не осуществлялось в желаемом объеме, так как Россия как объект инвестирования оставалась для иностранных инвесторов довольно непривлекательной.
В 1996г. были подведены неутешительные экономические итоги прошедших 5 лет. За этот период на 45 % снизилась производительность промышленности, а 13 % трудоспособного населения стали безработными. Несмотря на то что был издан Закон о банкротстве, предприятия, не отвечающие по своим обязательствам, не объявлялись банкротами, работники их не увольнялись, но и не получали зарплаты.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономики"