Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 20:24, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "История экономики"
самолетов занимались авиаконструкторы Туполев, Ильюшин и др.
Вступление СССР в эпоху научно-технической революции потребовало расширения сети исследовательских учреждений, создания новых отраслевых институтов. Было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Увеличились ассигнования на научные цели. Советские ученые успешно трудились в ракетно-космической области. Под руководством С.П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 года был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли.
Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-ти часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и праздничные дни. В июле 1956г. был принят Закон о государственных премиях. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих.
12. Экономическое развитие СССР в 60-80-х годах, сущность и важнейшие экономические реформы в этот период.
На пятую пятилетку не было составлено детального плана (в качестве отправного документа служили Директивы XIX съезда партии). Такая же ситуация сложилась и с шестым пятилетним планом (1965–1960). Принятые на XX съезде КПСС основные показатели не соответствовали реальным условиям, поэтому в конечном итоге появился семилетний план развития народного хозяйства (1959–1965).
В результате всех «экспериментов» экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оставалось достаточно напряженным. В 1958г. было принято решение приостановить на 20 лет выплату денег по государственным займам, поскольку средств у государства на это не было. Одновременно произошла отмена обязательной подписки на государственные займы. Стала более заметной инфляция. Назрела необходимость проведения новой денежной реформы. Рядом молодых экономистов был подготовлен ее проект, который имел в своей основе учет соотношения спроса и предложения при определении цен, их оперативное изменение торгующими организациями, а также приведение денежной массы в соответствие с товарной. Но широко задуманная денежная реформа не была поддержана изменениями в финансовой системе и порядке ценообразования и потерпела провал, т. к. свелась лишь к замене денежных знаков и установлению нового курса рубля. С 1 января 1961г. в оборот вводились новые купюры достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, а также монеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 20, 50 коп. и 1 рубль. Был произведен обмен старых денег в пропорции 10:1, в этой же пропорции производился перерасчет вкладов, заработной платы, государственного долга и устанавливаемого государством паритета рубля в соотношении с иностранными валютами. Однако сразу же вслед за денежной реформой началось падение курса рубля. Это было связано с нарушением баланса между товарной и денежной массой в обстановке сохранившейся старой системы финансирования и дотаций.
Характерные черты финансово-кредитной системы СССР:
♦ сосредоточение в бюджете подавляющей части прибыли;
♦ отсутствие твёрдых критериев перераспределения прибыли;
♦ перераспределение прибыли и оборотных средств между предприятиями, министерствами и ведомствами;
♦ централизация основной части амортизации (за исключением амортизации на капитальный ремонт);
♦ установление «сверху» норматива оборотных средств;
♦ постоянное замораживание собственных оборотных средств и их восполнение за счёт кредита.
Наиболее серьезным было положение в сельском хозяйстве. Переданные ему миллиарды новых рублей способствовали росту денежных доходов населения, но не привели к увеличению сельскохозяйственного производства и снижению производственных издержек. Более того, убыточными стали не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. В связи с этим в 1962 году закупочные цены на мясо были подняты на 35 %, а розничные – на 30 %. В 1963г. было принято решение поднять цены на уголь на 37 %, на нефтепродукты – на 5 %, на пиломатериалы – на 13 %. Так был дан новый импульс развязыванию инфляции: новые цены на сельхозпродукцию и топливо автоматически вели к нерентабельности легкой промышленности. Поэтому в январе 1964г. были пересмотрены цены и на легкую промышленность. Эти решения вызвали недовольство и привели к стихийным выступлениям рабочих, самое крупное из которых было в Новочеркасске. В 1963г. из-за неблагоприятных погодных условий был собран очень низкий урожай зерновых, поэтому, впервые в истории СССР начались массовые закупки хлеба за границей за счет наличного золотого запаса. Объем импортируемого хлеба превысил 13 млн. т. Стало очевидно, что экстенсивное освоение новых посевных площадей не обеспечивает ежегодные гарантированные урожаи. В 1963г. была поспешно принята программа химизации земледелия, носившая нереальный характер, т. к. мощности химической промышленности не были готовы к запланированным объемам производства минеральных удобрений.
Непоследовательность и однобокость проводимых реформ, не затрагивающих сущности земельных отношений, привела к плачевным результатам. Так, по плану на 1959–1965 гг. объем валовой сельскохозяйственной продукции должен был возрасти на 70 %, а фактический прирост составил лишь 10 %. Средняя урожайность зерновых культур в 1960–1964 гг. возрастала всего на 0,8 %.Становилось ясно, что дальнейшее развитие народного хозяйства требует радикальных перемен в системе управления экономикой. В сентябре 1965г. на Пленуме ЦК КПСС было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась экономическая реформа.
Она выразилась, с одной стороны, в централизации управления народным хозяйством путем ликвидации совнархозов и воссоздания отраслевых министерств. С другой стороны, возрождался хозрасчетный принцип ведения хозяйства на предприятиях. Главным показателем работы предприятий стал объем реализованной продукции. Создавались фонды материального стимулирования, вводилась плата в бюджет за использование предприятиями основных производственных фондов, предприятиям предоставлялись более широкие права в области планирования и др. Все эти мероприятия были призваны содействовать повышению заинтересованности трудовых коллективов в конечных результатах производства, в повышении уровня интенсификации труда и экономики страны в целом.
Уже первые итоги проведения реформ были положительными. В 1966—1970 гг. в стране были достигнуты довольно высокие темпы роста основных экономических показателей. По объему производства ряда видов промышленной продукции СССР обогнал США и занимал первое место в мире.
В 60-е годы, когда конструкторы и архитекторы обеспечили организацию типового домостроения на индустриальной основе, в городах резко возросло жилищное строительство, позволившее обеспечить к концу 70-х годов 80% семей в городах отдельными квартирами.
Повысился уровень народного образования. Созданная сеть школ, техникумов, вузов позволила сформировать хороший кадровый потенциал страны, что положительно отразилось на развитии науки, культуры.
В эти годы в промышленности страны и на транспорте широко внедрялись технические новшества. Как известно, в ходе Второй мировой войны началась третья научно-техническая революция (НТР), которую подразделяют на два этапа: 1945 — середина 60-х гг. и середина 60-х — конец 80-х гг. Лидерами первого этапа современной НТР были США и СССР.
Советский Союз в эти годы осуществил кардинальные изменения в техническом развитии. Быстрыми темпами развивались радиоэлектронная, атомная, химическая промышленность, приборостроение. Именно в эти годы в стране был создан свой ядерный и ракетный потенциал, запущен первый в мире спутник, а затем — космический корабль, совершен первый полет человека в космос, построены первые атомные электростанции и морские атомные корабли. Таким образом, высокие темпы экономического развития обеспечивались интенсивным типом расширенного воспроизводства.
В стране была осуществлена коренная перестройка топливного баланса: возросла добыча нефти и газа. Для транспортировки топлива были построены трубопроводы на дальние расстояния и самых больших диаметров в мире с высокой пропускной способностью. Благодаря сети трубопроводов, соединившей все районы, за исключением Дальнего Востока, в стране была создана Единая маневренная система нефте- и газоснабжения.
Существенное развитие получил морской транспорт, по тоннажу которого Советский Союз вышел на пятое место в мире. Советский флот был самым молодым по возрасту судов. Такое достижение НТР, как изобретение реактивного и турбовинтового самолета, нашло широкое применение в нашей стране — вся авиация была переведена на реактивные двигатели, воздушные линии стали обслуживаться высокоскоростными самолетами, СССР резко расширил сеть международных авиалиний. В эти годы осуществлена техническая реконструкция железных дорог — перевод на электровозную и тепловозную тягу. С 1958г. в СССР прекращен выпуск паровозов. Получил развитие автомобильный транспорт, возросли масштабы автодорожного строительства. Все это обусловило кардинальные изменения в структуре транспортной системы — в ней стали ведущими прогрессивные средства передвижения. Принадлежность транспортных средств государству обеспечивала их взаимодействие, транспортная система была единой государственной системой.
Высокими темпами развивалась электроэнергетика — строились крупнейшие гидростанции, тепловые электростанции; началось строительство атомных станций. Завершалось создание Единой энергетической системы Европейской части СССР, включая Урал — самую крупную энергосистему мира. На этот период приходится интенсивное развитие телевидения, сначала черно-белого, с 60-х годов — цветного. Расширяется сеть ретрансляционных станций, благодаря чему увеличивается масштаб телевещания, в него вовлекается все большее число регионов и республик. В 1970г. вступила в строй Останкинская телевизионная башня.
В широких масштабах шло освоение новых районов и месторождений полезных ископаемых. Страна урбанизировалась. Росло национальное богатство в виде тысяч новых предприятий, сотен новых городов и поселков.
Освоение новых земель, строительство городов и предприятий создавали новые рабочие места, что, в свою очередь, обеспечивало здоровый социально-психологический климат в государстве, уверенность в получении работы, жилья, минимальных бытовых и социально-культурных благ и услуг, уверенность в завтрашнем дне.
С созданием сообщества социалистических стран резко возросло международное значение СССР, который стоял во главе мировой социалистической системы. Социалистической ориентации придерживалось немало стран Третьего мира. За всю более чем тысячелетнюю историю российского государства оно не имело такого высокого экономического потенциала, уровня жизни населения, международного авторитета и влияния на судьбы мира.
В послевоенные годы наиболее результативной оказалась именно восьмая пятилетка (1965–1970 гг.). Валовой общественный продукт увеличился на 43 %, произведенный национальный доход – на 45 %, продукция промышленности – на 50 %, сельского хозяйства – на 23 %, производительность общественного труда – на 39 %, реальные доходы на душу населения – на 33 %. Происходившее три пятилетки снижение темпов роста общественного производства было приостановлено, темпы возросли. Однако в целом реформа не дала ожидаемых результатов. Уже в конце 60-начале 70-х гг. позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Безуспешными оказались попытки внедрения в массовое производство наукоемких технологий (радиоэлектроники, информатики, вычислительной техники, биотехнологии и др.). Структура советской экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую индустрию и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей.
Причины функционирования механизма торможения:
1) невосприимчивость производства к НТП;
2) низкий спрос на инновации;
3) принудительный характер нововведений;
4) чрезмерная инвестиционная активность государства;
5) действие системы компенсаций;
6) игнорирование цикличности развития при планировании;
7) избыточная милитаризация экономики.
Особое значение для сворачивания реформы имела внешнеполитическая обстановка, а именно условия «холодной войны». СЭВ действовал в рамках «автаркического регионализма» и оставался в стороне от развертывающихся мирохозяйственных процессов. В нем безраздельно господствовала воля высшего партийно-политического руководства СССР, нацеленная на обеспечение закрытости экономик стран-участниц. Они были вынуждены привязывать свое народное хозяйство к Советскому Союзу, обладавшему необходимыми ресурсами и гарантированным рынком. Однако, еще в 1970г. внешнеторговый оборот нашей страны составлял всего около 8 % по отношению к национальному доходу, или порядка 4 % ВНП, если исчислять последний по западной методике. В США в том же году сумма экспорта и импорта превысила 8 % ВНП, в Японии составила 18 %, во Франции – 26 %, в Англии – 32 %, в ФРГ – 38 %.. Такая псевдоинтеграция привела к закреплению во всех социалистических странах структуры экономики с гипертрофированным удельным весом базовых отраслей и с ресурсопожирающей технологией, то есть неспособной обеспечить эффективность производства и потребление национального дохода.
В начале 70-х гг. нарастание кризиса различных сторон советского общества приняло характер постоянно усиливающегося процесса. Все больше советская экономика отставала от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню, показателям эффективности, структурным характеристикам. Стали падать темпы роста производства, начиналась его стагнация, поэтому период 70-сер. 80-х гг. вошел в историю как экономика застоя. Его отличительной чертой является возникновение особого механизма торможения социально-экономического развития страны.
Механизм торможения – это совокупность устаревших, консервативных, изживших себя институтов, взглядов, стереотипов практического действия, укоренившихся в самых различных сферах общественного бытия и сознания.
Механизм торможения был закономерным следствием развития административно-командной системы. С точки же зрения организации производства его появление было реакцией народного хозяйства на противоречие, сложившееся на основе фабричного уровня, между затратной по своей сути советской экономикой и антизатратными методами НТП. Особую роль в механизме торможения сыграла советская экономическая культура, способствовавшая формированию застойных ценностей.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономики"