Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 20:24, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "История экономики"
В рамках проведения налоговой реформы был принят новый Налоговый Кодекс.
Одновременно с налоговой реформой проводилась и таможенная реформа. Новый Таможенный кодекс существенно сокращал таможенные ввозные пошлины.
Реформа банковской системы стала следующим шагом экономических преобразований. Она обеспечивала максимально комфортные условия для концентрации банковских капиталов, в том числе посредством покупки банков в регионах.
Наибольшие дискуссии в Государственной Думе вызвал проект Земельного Кодекса, который должен был зафиксировать частную собственность на землю и право покупки и продажи земли не только для граждан России, но и для иностранных граждан. Основные возражения вызывала именно эта часть проекта. Однако 9 октября 2001г. Земельный Кодекс был принят в редакции, предложенной Президентом. После принятия Кодекса около 40 млн. граждан России, в той или иной форме владевших землей, получили защищенные законом права собственности на нее.
Были приняты меры противодействия теневой экономике и нелегальному вывозу капитала из страны. Указом Президента РФ В.В. Путина (ноябрь 2001г.) был учрежден новый орган – Комитет по финансовому мониторингу, призванный отслеживать движение финансовых потоков в стране, выявлять случаи ухода от оплаты налогов и легализации доходов, полученных преступным путем.
За период с 200 по 2007 год в 2,5 раза возросли реальные доходы и пенсии россиян. В 2 раза произошло снижение безработицы и уровня бедности среди населения. Наметился явный демографический подъем (отчасти благодаря принятой на государственном уровне программе «материнский капитал»). Позитивный характер носят изменения в области науки, образования и здравоохранения (осуществлен ряд программ по оснащению медицинских учреждений новейшим современным оборудованием и др.). Частично решены задачи жилищного строительства и создания условий для самостоятельного решения граждан в решении жилищных вопросов (ипотечное кредитование на общих условиях и в рамках программы предоставления кредитов на жилье молодым семьям).
С введением в строй новых физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК), спортивных площадок, ледовых арен, лыжных и горнолыжных трасс, с восстановлением уже имеющихся стадионов и других комплексов появились возможности развития массового и профессионального спорта в России. Проведение зимней Олимпиады в Сочи в 2014г. вызвало интерес россиян к спорту и гордость за свою страну.
Реформы в системе образования обеспечивали переход к новым образовательным стандартам, сочетающимся с современной российской экономикой. Разработкой необходимых образовательных стандартов занималось министерство образования РФ.
Нужно отметить, что в структуре рынка информационных технологий также произошли положительные изменения. Увеличился спрос на консалтинговые услуги. Успешно развивается сотрудничество российских фирм-разработчиков правообеспечения и с другими зарубежными компаниями. Важным показателем является также показатель роста количества пользователей Интернета. Он наглядно демонстрирует степень грамотности и активности населения в сфере информационных технологий. Как следствие, определяет динамику социально-экономического прогресса страны. Российский экспорт информационных технологий к 2005г. увеличился по сравнению с 2001г. не менее чем в три раза. Пока он в разы меньше, чем, например, в Индии и Израиле. Тем не менее, у России есть все возможности увеличения этого объема, улучшения качества продукции.
На мировой арене Россия стала выглядеть как сильное государство, с которым надо считаться. В рассматриваемый период в разы увеличился объем иностранных инвестиций в нашу экономику. Если к 2006г. чистый отток капитала доходил до 25 млрд. долл. США, то уже в 2007г. приток капитала дошел до рекордной отметки в 82,3 млрд. долл. США.
Существующая на сегодняшний день капитализация фондового рынка по отношению к 1999г. увеличилась в 22 раза. Если в 1999г. фондовый рынок составлял 60 млрд. долл., то в конце 2007г. эта сумма дошла до отметки 1 трлн. 330 млрд. долл. Это на порядок выше показателей, которые демонстрировали Индия, Мексика, Южная Корея и Бразилия на конец 2007 года.
Увеличение товарооборота России с другими странами произошло в пять раз. Восстановление старых и завязывание новых дипломатических отношений привело к появлению новых экономически выгодных для страны партнеров.
В последние годы государство занялось восстановлением предприятий военно-промышленного комплекса. Это неслучайно, так как российские военные технологии и вооружение всегда пользовались большим спросом на мировом рынке. Россия является мировым поставщиком углеводородов (нефти, газа). С начала 1990-х гг. мы просто-напросто проедали огромное количество этих запасов, а теперь государство поставило цель поставлять на мировой рынок не только сырье в чистом виде, но и в переработанном. Значительный прирост ВВП в 2006г. позволил России войти в семерку крупнейших экономик мира, обогнав такие страны, как Франция и Италия.
Главной заслугой государства в 2000–2007 гг., пожалуй, стало достижение определенной стабильности, позволяющей россиянам надеяться на лучшее, создавать семьи, спокойно трудиться. Но!
Ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Котировки на фондовых рынках резко снизились. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». [1] Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009г. международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. По сравнению с 1 июля 2008г., когда объём международных резервов России составлял $569 млрд., этот показатель снизился на 27,5 %. В мае 2009г. ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. Экспорт за этот месяц упал по сравнению с маем 2008 на 45 %, составив $23,4 млрд.; импорт снизился на 44,6 % до $13,6 млрд. Сальдо торгового баланса уменьшилось в 1,8 раза.
Российские власти провели ряд мероприятий по смягчению кризиса. Было предпринято предотвращение коллапса кредитной системы. Банкам предоставили значительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности. С одной стороны, эти меры должны были способствовать поддержанию производственной активности. Именно доступность кредитных ресурсов является в России источником роста реального сектора, а вовсе не фондовый рынок. С другой стороны, устойчивость банковской системы непосредственно связана и с задачей социально-политической стабильности в стране. Потери граждан в банках будут неизмеримо болезненнее и политически опаснее, чем потери от падения фондовых индексов.
Государство в какой-то мере попыталось поддержать биржевые индексы, но быстро отказалось от этой затеи. Хотя динамика биржевых индексов очень впечатляет это сегодня не та область, на поддержке которой надо концентрировать ресурсы государства. Попытка поддержки биржи в этих условиях означала только одно: помощь бегущим из страны инвесторам в вывозе больших сумм за продаваемые ими ценные бумаги. Конечно, падение стоимости акций неприятно для их держателей и создает проблемы с залогами, но решение последней проблемы лежит в другой плоскости.
Неоднозначной оказалась и валютная политика. По политическим причинам власти не решались полностью отказаться от поддержки валютного курса рубля и пошли на поэтапную, растянутую во времени девальвацию, третье за 20 лет обесценение рублевых сбережений вряд ли способствовало бы укреплению доверия к национальной валюте. Однако плавная девальвация усилила панические настроения на рынке и привела к значительному снижению золотовалютных резервов, это делает возможный новый равновесный уровень валютного курса более низким, чем он мог бы быть при резкой девальвации. Кроме того, неопределенность в отношении валютного курса практически заморозила активность кредитных институтов. В ожидании снижения курса банки были не склонны давать рублевые кредиты, а кредиты в иностранной валюте по той же причине не хотели брать заемщики.
Кроме того, резкое снижение рубля стало бы дополнительным фактором поддержки внутреннего производства, защиты отечественного рынка от импорта иностранных товаров, поддержало бы экспортеров, а также создало бы дополнительные стимулы для притока в будущем иностранного капитала в форме прямых инвестиций.
Наконец, правительство предложило широкий пакет стимулов, прежде всего налоговых, для поддержки развития реального производства, включая снижение налогов, меры по поддержке малого бизнеса, формирование списка пользующихся особым вниманием государства «системообразующих» предприятий.
Во второй половине 2009г. экономический спад был преодолён. По итогам 2009 года ВВП России упал на 7,9 %, что являлось одним из худших показателей динамики ВВП в мире, в то же время показав лучшую динамику, чем несколько стран бывшего СССР. Данные показатели позволили России выйти на третье место по ВВП на душу населения среди стран бывшего СССР, обогнав по этому показателю Латвию и уступив только Эстонии и Литве.
В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.
По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,0 %, Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС.
По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 годов, государственный долг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным. По абсолютным цифрам российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составлял $37,6 млрд. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет лишь 3 % от объёма ВВП страны, что является одним из самых низких показателей в мире. Для сравнения, после кризиса 1998 года внешний долг России составлял почти 146,4 % от ВВП.
28 ноября 2009 года президенты России, Белоруссии и Казахстана Д. А. Медведев, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаев в Минске подписали договор о создании на территории этих государств с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. Таможенный кодекс трех стран вступил в силу в июле 2010г.
По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.
По итогам 2008г., приток прямых иностранных инвестиций в Россию составил $70 млрд. — 5-е место среди стран мира. В марте 2010г. в Париже президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями французских и российских деловых кругов сообщил, что объём накопленных французских инвестиций в Россию превышает $10 млрд., причем около половины из них — это инвестиции не в сырьевые отрасли, а в переработку.
По данным из пресс-релиза компании Boeing, на ближайшие 30 лет планы развития бизнеса Boeing в РФ составляют около $27 млрд. Они будут вложены в программу сотрудничества с российскими партнерами в области производства титана, проектирование и разработку гражданской авиатехники, а также приобретение различных услуг и материалов.
В июне 2010 года в докладе британской аудиторской компании Ernst & Young отмечалось, что в 2009г. Россия вошла в первую 5-ку стран по количеству привлечённых новых инвестиционных проектов. Согласно докладу, наблюдается рост интереса крупных и средних европейских компаний к российскому рынку.
Список литературы:
1. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева (и др.); науч. ред. Е.Т.Гайдар. – М.: Проспект, 2010. – 656 с.
2. Экономическая история России: Краткий курс / А. Дусенбаев, Н. Воеводина. – М.: Юстицинформ, 2010. – 190 с.
3. История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 384с. – (Серия «Высшее образование»).
4. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 727с.
5. В. Колташов. В глобальной паузе: экономика России, состояние и перспективы» // Вестник аналитики № 4 (42). 2011.
4
1. [1] «Доклад об экономике России» № 18 // Всемирный банк. Март 2009. – 32с.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономики"