Косвенные налоги и их совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание

Цель: выявить природу косвенных налогов, их роль в экономическом росте и благосостоянии общества.
Задачи: раскрыть сущность косвенных налогов; показать положительные и негативные тенденции в совершенствовании косвенных налогов; разработать меры, обеспечивающие совершенствование косвенных налогов.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.98 Кб (Скачать документ)

Введение 

 

В условиях становления и реформирования налоговой системы России закономерно возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего воздействия государства на развитие экономики. Одним из главных экономических рычагов, регулирующих взаимоотношения государства с его гражданами, становится формирование научно обоснованных методологических и теоретических подходов, поиск модели формирования оптимальной налоговой политики. Переход к методам экономического управления поставили на повестку дня вопрос о роли и месте косвенных налогов в системе налогообложения.

Цель: выявить природу  косвенных налогов, их роль в экономическом  росте и благосостоянии общества.

Задачи: раскрыть сущность косвенных  налогов; показать положительные и негативные тенденции в совершенствовании косвенных налогов; разработать меры, обеспечивающие совершенствование косвенных налогов.

Объект исследования: рыночная экономика и роль налогов в  ее развитии.

Предмет и следования: косвенные  налоги и их совершенствование.

Информационной базой  исследования явились статистические материалы монографий, учебных пособий и учебников, научные статьи экономических журналов, данные Росстата, а также нормативные документы федеральных и региональных органов власть по косвенным налогам. Использовались статистические данные интернета.

При исследовании использовались методы: логический, исторический, диалектический, сравнение, позитивного и нормативного анализа , статистический.

 

 

 

1. Налоги: определение, виды  и функции

 

1.1 Определение и функции

 

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом  изъятия части стоимости валового внутреннего продукта. Налоговые  отношения это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности  создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются  в особом фонде денежных средств  государства бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть  бюджетных отношений.

Современное государство, экономика  которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, которые слабо регулируются рынком или находятся за пределами  рыночных отношений. В состав таких  интересов включаются: -необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.); -необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде и т.д. -создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также  принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и  контроля.

Понятие налога включает ряд  элементов:

Объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные

виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование  ценными ресурсами, имущество юридических  и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

Субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

Источник налога - доход, из которого выплачивается налог;

Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Согласно Конституции  Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы[1].

Сущность налогов как экономической  категории проявляется в их функциях. Функция показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц. в современных условиях налоги выполняют фискальную, регулирующую и контрольную функции.

Фискальная функция налогов - это  одна из основных функций налогов, которая  характерна для всех государств, независимо от их общественно политического  строя. С ее помощью формируются  государственные денежные фонды  и создаются материальные условия  для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция  создает реальные возможности для  перераспределения части стоимости  национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями  и отраслями народного хозяйства.

Абсолютное и относительное  увеличение налоговых поступлений  может привести к негативным последствиям. В частности, увеличение налоговых  платежей отразится на ухудшении  условий воспроизводства (недостаток средств у предприятий и организаций), приведет к ухудшению материального  положения трудящихся страны, а это  порождает обострение социальных конфликтов в обществе, например к забастовкам. Поэтому данное перераспределение  должно осуществляться по мере экономической  целесообразности, т.е. так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и  не нарушать нормальный ход воспроизводственного процесса.

Следовательно, налоги в дополнение к фискальной функции должны выполнять  и регулирующую функцию по отношению  к производству, обмену, распределительную  к потреблению, т.е. фискальная функция  обусловливает регулирующую функцию. Регулирующая функция возникла еще  в пору первоначального накопления капитала. В современных условиях, наличие регулирующей функции означает, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, усиливая или  ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос  населения.

Расширение налогового метода в  мобилизации средств для государства  вызывает постоянное соприкосновение  налогов с участниками процесса производства, что предоставляет  ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводственного процесса. Вместе с тем необходимо отметить, что  на различных этапах развития общества действие регулирующей функции претерпевало значительные изменения. Так, в период первоначального накопления капитала налоги принимали участие в становлении  и развитии производственных отношений. С развитием производительных сил, обобществлением производства и  капитала в условиях НТР у государства  создались объективные предпосылки  и потребность вмешательства  в производственный процесс. Это  подняло на новую ступень налоговое  регулирование.

Таким образом, фискальная функция, возникшая  одновременно с налогами, обуславливает  действие и развитие регулирующей функции. Возросшее фискальное значение налоговых  доходов создает объективные  условия для более широкого воздействия  на процесс воспроизводства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность отдельных  предприятий и определенных групп  населения, может в известной  мере расширить базу для фискальной функции. Из этого следует, что обе  эти функции налогов взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

Регулирующая налоговая функция  проявляется на практике в виде льгот  и санкций. Применение налоговой  санкции это проявление контрольной  функции налога. Однако контрольное  свойство системы налогообложения  заложено в ней самой благодаря  сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными  параметрами этого процесса. Из этого  следует, что любое движение стоимости  в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за ним. Следовательно, налоговое регулирование несет  на себе нагрузку и контрольного свойства.

Контрольная функция налогов состоит  в количественном отображении и  соответствии налоговых платежей и  поступлений. Данная функция налогообложения  позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления  в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах.

1.2 Виды налогов

 

В Российской Федерации установлены  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам  и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость - налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения; 2) акцизы - по способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные - устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные - устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг; 3) налог на доходы физических лиц - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ; 4) налог на прибыль организаций - основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются: а) российские организации; б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством; 5) налог на добычу полезных ископаемых - налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые; 6) водный налог - налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; 8) государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций - объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), относящееся к объектам основных средств данной организации; 2) налог на игорный бизнес - взимается с организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектом налогообложения являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор; 3) транспортный налог - налог с лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Налогом облагают автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.

К местным налогам относятся: 1) земельный налог - один из целевых  налогов; одна из форм платы за землю  в связи с установлением платности  землепользования. Плательщиками являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. 2) налог на имущество физических лиц - объектом налогообложения являются виды имущества, как то: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок)[2].

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических  лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы[8].

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй - налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

Вместе с тем для  настоящего времени характерно появление  в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Это земельный налог, транспортный налог. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования.

Целевым является, в частности, транспортный налог, средства от сбора  которого идут на ремонт дорог соответствующего региона.

В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

 Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.

Исторически прямые налоги (дань) - наиболее ранняя форма налогообложения[14]. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто и сколько платит в казну.

В настоящее время Россия переходит к активному использованию косвенных налогов.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, т. е. по существу он является сборщиком косвенного налога, а покупатель - его плательщиком. Косвенные налоги действуют в форме акцизов, налога на добавленную стоимость. Косвенное налогообложение отличается своей замаскированностью.

Косвенные налоги находят  широкое применение. Чем объясняется  предпочтение, отдаваемое такой форме  налогообложения? Прежде всего, это  наиболее удобная для мобилизации  доходов в казну форма, позволяющая  оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней  заложены и возможности воздействия на экономику, стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом - быстрого реагирования на экономические процессы.

Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку, чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

 

 

 

 

1.3 Принципы налогообложения  и уровня налоговой нагрузки 

 

Под принципами налогообложения  понимаются основные исходные положения  системы налогообложения. Впервые  принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными  принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» следующим образом:

«Подданные государства  должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.

Информация о работе Косвенные налоги и их совершенствование