Косвенные налоги и их совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание

Цель: выявить природу косвенных налогов, их роль в экономическом росте и благосостоянии общества.
Задачи: раскрыть сущность косвенных налогов; показать положительные и негативные тенденции в совершенствовании косвенных налогов; разработать меры, обеспечивающие совершенствование косвенных налогов.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.98 Кб (Скачать документ)

Каждый налог должен взиматься  в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман  и разработан, чтобы он брал и  удерживал из карманов народа меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству»[6].

Принципы налогообложения, обоснованные Смитом в конце XVIII в. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы..

В современных условиях правильно  организованная налоговая система  должна отвечать следующим основным принципам: налоговое законодательство должно быть стабильно; тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий; взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщика; существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации); издержки по сбору налогов должны быть минимальны; нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности; доступность и открытость информации по налогообложению; взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер; соблюдение налоговой тайны.

Таблица 1. Система принципов А.Вагнера [7]

Финансовые принципы организации налогообложения

Достаточность налогообложения. Эластичность (подвижность) налогообложения

Народнохозяйственные принципы

Надлежащий выбор источника  налогообложения (в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом)

Правильная комбинация различных  налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения

Этические принципы (принципы справедливости)

Всеобщность налогообложения

Равномерность налогообложения

Административно-технические  правила (принципы налогового управления)

Определенность налогообложения

Удобство уплаты налога

Максимальное уменьшение издержек взимания


 

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодательством[9].

Принцип распределения тяжести  налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых  налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира[10].

Принцип равенства налогоплательщиков перед законом неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиком о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.

К числу основных принципов  построения цивилизованной налоговой  системы можно отнести также  принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику.

Принцип соблюдения налоговой  тайны является обязательным для  налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

 

2. Совершенствование налогов – финансовый инструмент

экономического роста

 

2.1 Изменения акцизных  налогов

 

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.  

В основе налогообложения  подакцизных товаров и определении  ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negativeexternalities) – дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких издержек, то какой бы «греховной» не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.

Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:

- ухудшение здоровья курильщиков  приводит к дополнительным расходам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;

- ухудшение здоровья курильщиков  приводит к дополнительным расходам из  бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.;

Оптимальной ставкой налогообложения  по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Например, оптимальная ставка акциз на сигареты рассчитывается следующим образом:

Таблица 2. Расчет оптимальной ставки акциза на сигареты[15].

Экстерналии в расчете  на одну пачку сигарет:

Медицинское обслуживание

-0,37

Отпуск по болезни

-0,00

Групповые страховки

-0,06

Питание и уход

+0,25

Пенсия по старости

+1,84

Ущерб от пожаров

-0,01

Подоходный налог

-0,61

Итого чистые экстерналии

+1,03


 

 

Очевидно, что экономическая  сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане  выступает алкоголь.

Алкоголь – необычный  товар. Он играет различные роли в  социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во все культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Неумеренная политика государства  в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Фактически,  акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

К нововведениям в акцизном налогообложении является то, что  с  первого июля в России ожидается очередное повышение акцизов на топливо. Это значит, что цены на бензин и дизель резко пойдут вверх. Чтобы сгладить этот скачок, ФАС и Минэнерго предлагают ввести гибкие ставки акцизов, привязав их к мировым ценам на нефть. То есть снижать топливный налог, если нефть дорожает, и повышать, если котировки идут вниз. С переходом на гибкие акцизы топливо не будет дорожать так резко, как это было в прошлом году, когда цены, к примеру, на дизель заметно обогнали инфляцию. В настоящее время ставки акцизов на бензин индексируются в зависимости от класса топлива. В отношении бензина ниже класса 3 ставка акциза с 1 января 2012 года составляет 7 тыс. 725 рублей за тонну, с 1 июля 2012 года - 8 тыс. 225 рублей, на 2013 год - 10 тыс. 100 рублей за тонну, на 2014 год - 11 тыс. 110 рублей[12].

Акцизы всегда имели львиную  долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшим доходом федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы, государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара.

 

  2.2 Рост таможенных пошлин

 

Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые  таможенными органами с лиц, участвующих  в процессе перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий  операций, связанных с внешней  торговлей. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе РФ.

Изменение ввозных пошлин сказывается на состоянии внутреннего  производства, поскольку пошлины  регулируют импорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных  конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Но вместе с  тем оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать эффективность и конкурентоспособность  своего производства, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых  товаров. Противоречивость последствий  изменения пошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найдено оптимальное  решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижать издержки производства, а с другой - не приводило бы к  вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.

С вступлением РФ в ВТО  дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественным товаропроизводителям возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жесткой конкуренции  со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность  консервации технической и организационной  отсталости отечественного производства.

Этот подход необходимо соблюдать  и в тех случаях, когда возникает  необходимость временного повышения  ввозных пошлин на некоторые товары для защиты отечественных товаропроизводителей. Нельзя допускать того, чтобы эта  защита стала постоянной. Целесообразно  при повышении таможенных ввозных  пошлин подчеркивать временный характер этой меры и указывать сроки действия повышенных пошлин.

Информация о работе Косвенные налоги и их совершенствование