Косвенные налоги и их совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание

Цель: выявить природу косвенных налогов, их роль в экономическом росте и благосостоянии общества.
Задачи: раскрыть сущность косвенных налогов; показать положительные и негативные тенденции в совершенствовании косвенных налогов; разработать меры, обеспечивающие совершенствование косвенных налогов.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.98 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что в  настоящее время косвенное налогообложение  играет важную роль в экономике многих стран. Среди косвенных налогов, особенно в странах ЕС, ведущее  положение принадлежит НДС, на втором месте находятся акцизы. При этом ставки НДС в странах ЕС достаточно высоки. Наличие НДС является обязательным условием членства в этой организации. В Германии, например, основная ставка НДС составляет 16%, пониженная - 7%. В некоторых из стран ЕС, например, в Швеции, Финляндии, Дании, эти ставки даже превышают максимальные ставки, рекомендованные руководящими органами ЕС (14 - 20% по основным группам товаров). Поступления по линии НДС составляют в среднем 0,4% ВВП на 1 процент ставки налога, при этом доходы бюджетов находятся в прямой зависимости от ставки НДС.

Большой размер ставок НДС  в странах ЕС наиболее очевиден при  сравнении со странами, ограничивающими  использование косвенных налогов вообще и НДС в частности. Так, в США вообще не используется НДС, хотя там существует родственный налог с продаж, ставка которого колеблется, в зависимости от штата, от 3 до 12%. В Канаде ставка аналогичного налога составляет 7,5 - 8%. В Японии взимается НДС по ставке 3%. 

Особое внимание следует  уделить Франции - первой стране, внедрившей в свою налоговую практику НДС в его современном виде. Действующая в настоящее время налоговая система Франции формировалась в период 1930-1965 годов, когда шел процесс объединения и унификации многих налогов.

Налог на добавленную стоимость  вводился постепенно, начиная с 1954 года, по отдельным отраслям, а в 1968 году был распространен и на розничную торговлю. В настоящее время во Франции действуют стандартная ставка НДС - 18,6% и льготные ставки - 2,2 и 5,5%.

Так, льготная ставка НДС  в размере 5,5% установлена для  товаров первой необходимости. Для лекарств и медицинских товаров действует ставка 2,2%.

Нормальная ставка 18,6% применяется  на все товары, не облагаемые по пониженной ставке. По этой ставке облагаются алкогольные  и табачные изделия, нефтепродукты и некоторые другие товары.

Не включаются в сферу  действия НДС во Франции здравоохранение, ассоциации, не получающие прибыль (социально-культурный и спортивный сектор, действующий  на любительских началах).

Необходимо обратить внимание на некоторые особенности применения НДС во Франции. НДС не оказывает  отрицательного влияния на капитальные вложения, поскольку на всех этапах они освобождаются от налога. Застройщик в налоговой декларации минусует сумму налога, исчисленную со стоимости строения, которая ранее была уплачена подрядчику. При этом отметим, что система возмещения сумм излишне уплаченного НДС была введена во Франции в 1972 года. До этого применялся зачет по НДС при осуществлении капвложений за счет недовнесения платежей в последующем периоде. Таким образом, с 1972 года по капвложениям уплаченная ранее сумма НДС возмещается предпринимателям сразу, а не засчитывается в уменьшение предстоящих платежей, что весьма актуально для российской практики.

Во Франции действует  система компенсационных ставок НДС, которая применяется в том  случае, если предприятие производит товар (выполняет работу, оказывает  услугу), который облагается по более  низкой ставке НДС, нежели затраченные  на его производство материалы, сырье  и комплектующие. Такая ситуация может привести к тому, что предприятие не сможет компенсировать себе суммы ранее уплаченного НДС. В этом случае, после проверки состава затрат производителя, ему разрешается реализовывать свою продукции с такой ставкой НДС, которая позволила бы ему компенсировать свои затраты (себестоимость и ранее уплаченный поставщикам НДС) и получить прибыль.

Отдельные правила обложения  налогом на добавленную стоимость  действуют во Франции для производителей сельскохозяйственной продукции, которые подразделяются на три категории. К первой категории производителей относят тех, у которых годовой доход выше 50 тыс. евро или которые имеют собственную сеть сбыта либо большое поголовье скота. Они уплачивают НДС в обязательном порядке. Вторая категория - производители, добровольно платящие НДС, чтобы иметь возможность компенсировать себе суммы НДС, уплаченные поставщикам за приобретенные удобрения, материалы, сельхозтехнику и инвентарь. Третья категория - те, кто не уплачивает НДС.

Производители сельхозпродукции первых двух категорий уплачивают НДС  на общих основаниях, а для третьих  действует добровольно оговоренное возмещение из бюджета сумм НДС, ранее уплаченных при покупке ими сырья, материалов, техники.

Эта система достаточно привлекательна и справедлива. Но, по мнению автора, применение ее в России малоэффективно, так как затруднен контроль за данными производителями, а возникающие  трудности при учете приведут к росту затрат на администрирование.

Заметим также, что во Франции  предприниматель ведет учет основных средств без включения в их стоимость НДС, то есть амортизация  в данном случае на сумму НДС не начисляется.

Перейдем к рассмотрению акцизов, взимаемых во Франции. В  доходах бюджета сумма акцизов  составляет в настоящее время, около 10% всех налогов. Однако в последнее время просматривается тенденция к сокращению использования этого вида косвенных налогов, но сумма их в доходах бюджета еще велика. Ставки акцизов устанавливаются парламентом. Все акцизы поступают в центральный бюджет и между ним и нижестоящими бюджетами не перераспределяются.

Во Франции выделяют четыре основных вида подакцизных товаров. К ним относятся алкогольные  напитки (в основном, коньяк), нефтепродукты, бензин, дизельное топливо.

Отдельно следует рассмотреть систему косвенного налогообложения в США и Японии, поскольку в этих странах велись достаточно интенсивные споры вокруг вопроса о введении НДС. Сторонники введения налога мотивировали свою позицию тем, что НДС является эффективным средством решения острых финансово-бюджетных проблем страны. Однако в США одержали победу противники введения НДС, основной довод которых состоял в том, что этот налог повлечет за собой опережающий рост цен и, следовательно, снижение платежеспособного спроса со стороны основной массы населения и обусловленное этим падение темпов экономического роста.

В США косвенные налоги (налоги на потребление) используются, в основном, штатами и местными органами управления, для которых это незаменимый источник постоянного дохода. На федеральном уровне эти налоги непопулярны, поскольку считается, что они сдерживают экономическую активность. Поэтому их основная функция - коррекция схем производства, распространения и потребления товаров.

Налоги на потребление  подразделяются на налоги с продаж, индивидуальные налоги с оборота, акцизы, налоги на предметы роскоши. Даже в случае плоской налоговой шкалы распределение налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения конкретного товара; те экономические агенты, чье поведение менее чувствительно к цене, несут большее налоговое бремя.

На этом принципе основывается действие акцизов. Если спрос или  предложение неэластично, то даже высокая  ставка налога не ведет к сильному сокращению облагаемого обращения (дорожный налог, сырая нефть, телефонная связь, авиаперевозки). И, напротив, в случае, когда эластичность спроса и предложения достаточно высока, акциз используется для сокращения нежелательных внешних эффектов (экстерналий) подакцизного товара (алкоголь, табак).

Акцизы в США не очень  популярны, потому что, как правило, их бремя падает на потребителя. К тому же они несправедливы из-за их различия в налогообложении налогоплательщиков с различными шаблонами потребления. Закон о Сокращении Акцизов (the Excise Tax Reduction Act) от 1965-го года отменил большинство федеральных акцизов, за исключением некоторых регулирующих и дорожного акциза, за счет которых финансируются общественно важные объекты инфраструктуры. Вообще, на федеральные налоги на потребление приходится лишь 1,1% ВВП (всего доходы федерального бюджета составляют 20,5% ВВП).

Поскольку введение НДС повсеместно  приводит к повышению цен и, соответственно, снижению платежеспособного спроса, в Японии введению этого налога было оказано сильное сопротивление, опирающееся на широкую поддержку общественности. В результате введение НДС в Японии существенно подорвало авторитет правящей либерально-демократической партии.

Необходимость проведения налоговой  реформы 1989 г. была обусловлена переходом Японии на рубеже 70-80-х годов на новую модель экономического роста, трансформацией общества, производящего товары, в общество потребления в широком смысле этого слова, а также проблема бюджетного дефицита.

До реформы 1989 г. в Японии действовали следующие государственные потребительские налоги: на винно-водочные изделия, бензин, нефтяной газ, авиационное топливо, нефть, табак, сахар, игральные карты, входные билеты, товарные и транспортный налоги, налог на местные дороги, таможенные пошлины и налоги на монопольно высокие прибыли.

Местные потребительские  налоги представлены префектуральным  и муниципальным акцизом на табак, налогом на зрелища, потребительским  налогом в отелях и ресторанах, налогом на доставку дизельного топлива, на электричество, газ, пляжи.

В целом, налоговая система  Японии накануне реформы 1989 года характеризовалась следующими особенностями:

- во-первых, умеренным уровнем  налогового бремени: в 1988/89 финансовом году доля общей суммы налогов в национальном доходе Японии составила 27,4% (в среднем за 1975-1985 гг.-21 %) по сравнению с 26,6% в США, 28,1 % - в Италии и 30-40%-в Великобритании, Франции, ФРГ;

- во-вторых, относительно  высоким удельным весом местных  налогов;

- в-третьих, высокой долей  прямых (в первую очередь подоходного)  и низкой долей косвенных налогов  в общей сумме налоговых поступлений.  При этом вплоть до конца  80-х годов удельный вес прямых  налогов неуклонно возрастал, а косвенных - снижался (табл. 2).

Таблица 4. Структура налоговых поступлений в Японии по годам

Финансовый год

Доля прямых налогов, %

Доля косвенных налогов, %

1970/71

66

34

1980/81

71

29

1986/87

73

27


 

В декабре 1988 года был принят закон, по которому с 1 апреля 1989 года налоговая реформа вступила в силу.

Краеугольным камнем реформы  явилось введение НДС. Реформа предусматривала одновременно отмену ряда действовавших косвенных налогов (государственных - товарных, на игральные карты, сахар, входные билеты, транспортный; местных - на электричество, газ, доставку древесины) и пересмотр таких налогов, как винно-водочный, на табак, гербовый сбор, на сделки с ценными бумагами, на биржевые операции, на нефть.

Теоретически введение потребительского налога должно было бы привести к росту цен в стране на 3%, то есть на величину нового косвенного налога. Однако вследствие пересмотра (отмены или снижения) косвенных налогов фактическое повышение розничных цен составило чуть больше 1%.

Воздействие реформы на потребителей было неоднозначным, но наиболее выгодной она оказалась для самых обеспеченных слоев японского общества: отмена отличавшихся особенно высокими размерами товарных налогов на предметы роскоши привела к тому, что цены на последние упали больше, чем на другие товары.

Влияние НДС на цены широкого спектра товаров и услуг во многом зависело от того, насколько введение этого налога перекрывала или, напротив, снижало ранее действовавшие косвенные налоги. Так, стоимость железнодорожных билетов возросла, а авиационных - снизилась. Аналогичная картина возникла в области коммунальных услуг: плата за газ увеличилась на 3%, а за электроэнергию - уменьшилась на 2% вследствие отмены специального 5%-ного налога на электричество.

Анализ опыта косвенного налогообложения в США и Японии выявил ведущую роль прямого налогообложения, что, как показано выше, обусловлено особенностями исторического развития и менталитетом населения этих стран. Косвенные налоги, тем не менее, представлены акцизами, таможенными пошлинами. Механизм применения акцизов и таможенных пошлин в этих странах аналогичен механизму в странах ЕС. Кроме того, в США взимается налог с продаж, в Японии - НДС, практика применения которых, по мнению автора, не может быть адаптирована к российским условиям по причине имеющихся различий в уровнях развития и рентабельности промышленного производства и доходах населения.

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

1. Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (физическими и юридическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами).

2. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

3. Налоговая система должна основываться на таких базовых принципах как: принцип справедливости, определенности, удобства и экономии.

4. Косвенные налоги осуществляют большее влияние на общий уровень цен, поэтому с увеличением косвенных налогов спрос снижается.

5. Устранение дефицитности бюджета за счет изъятия налогов у предприятий является основным недостатком налоговой системы в России.

6. Основными  недостатками косвенного налогообложения  в России являются: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; введение налога на добавленную стоимость и т.д.

7. В настоящее время предлагают ввести гибкие ставки акцизов на бензин. С этим переходом топливо не будет дорожать очень резко.

8. Последствием вступления России в ВТО будет являться снижение ставок импортных таможенных пошлин.

9. НДС в России требует  коренных изменений, которые приведут  к его сокращению и снижению  издержек по его сбору. 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации – М. Издательство  «Омега-Л», 2011.64с.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть первая. Часть  вторая. – М.: Издательство «Омега - Л», 2010.- 944с.

3. Макконнелл К.Р., Брю  С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.:ИНФРА-М, 2011. с. 450-459.

Информация о работе Косвенные налоги и их совершенствование