Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:39, курсовая работа
Цель: выявить природу косвенных налогов, их роль в экономическом росте и благосостоянии общества.
Задачи: раскрыть сущность косвенных налогов; показать положительные и негативные тенденции в совершенствовании косвенных налогов; разработать меры, обеспечивающие совершенствование косвенных налогов.
Следует отметить, что в
настоящее время косвенное
Большой размер ставок НДС
в странах ЕС наиболее очевиден при
сравнении со странами, ограничивающими
использование косвенных
Особое внимание следует уделить Франции - первой стране, внедрившей в свою налоговую практику НДС в его современном виде. Действующая в настоящее время налоговая система Франции формировалась в период 1930-1965 годов, когда шел процесс объединения и унификации многих налогов.
Налог на добавленную стоимость вводился постепенно, начиная с 1954 года, по отдельным отраслям, а в 1968 году был распространен и на розничную торговлю. В настоящее время во Франции действуют стандартная ставка НДС - 18,6% и льготные ставки - 2,2 и 5,5%.
Так, льготная ставка НДС в размере 5,5% установлена для товаров первой необходимости. Для лекарств и медицинских товаров действует ставка 2,2%.
Нормальная ставка 18,6% применяется на все товары, не облагаемые по пониженной ставке. По этой ставке облагаются алкогольные и табачные изделия, нефтепродукты и некоторые другие товары.
Не включаются в сферу действия НДС во Франции здравоохранение, ассоциации, не получающие прибыль (социально-культурный и спортивный сектор, действующий на любительских началах).
Необходимо обратить внимание
на некоторые особенности
Во Франции действует система компенсационных ставок НДС, которая применяется в том случае, если предприятие производит товар (выполняет работу, оказывает услугу), который облагается по более низкой ставке НДС, нежели затраченные на его производство материалы, сырье и комплектующие. Такая ситуация может привести к тому, что предприятие не сможет компенсировать себе суммы ранее уплаченного НДС. В этом случае, после проверки состава затрат производителя, ему разрешается реализовывать свою продукции с такой ставкой НДС, которая позволила бы ему компенсировать свои затраты (себестоимость и ранее уплаченный поставщикам НДС) и получить прибыль.
Отдельные правила обложения налогом на добавленную стоимость действуют во Франции для производителей сельскохозяйственной продукции, которые подразделяются на три категории. К первой категории производителей относят тех, у которых годовой доход выше 50 тыс. евро или которые имеют собственную сеть сбыта либо большое поголовье скота. Они уплачивают НДС в обязательном порядке. Вторая категория - производители, добровольно платящие НДС, чтобы иметь возможность компенсировать себе суммы НДС, уплаченные поставщикам за приобретенные удобрения, материалы, сельхозтехнику и инвентарь. Третья категория - те, кто не уплачивает НДС.
Производители сельхозпродукции
первых двух категорий уплачивают НДС
на общих основаниях, а для третьих
действует добровольно
Эта система достаточно привлекательна и справедлива. Но, по мнению автора, применение ее в России малоэффективно, так как затруднен контроль за данными производителями, а возникающие трудности при учете приведут к росту затрат на администрирование.
Заметим также, что во Франции предприниматель ведет учет основных средств без включения в их стоимость НДС, то есть амортизация в данном случае на сумму НДС не начисляется.
Перейдем к рассмотрению акцизов, взимаемых во Франции. В доходах бюджета сумма акцизов составляет в настоящее время, около 10% всех налогов. Однако в последнее время просматривается тенденция к сокращению использования этого вида косвенных налогов, но сумма их в доходах бюджета еще велика. Ставки акцизов устанавливаются парламентом. Все акцизы поступают в центральный бюджет и между ним и нижестоящими бюджетами не перераспределяются.
Во Франции выделяют четыре основных вида подакцизных товаров. К ним относятся алкогольные напитки (в основном, коньяк), нефтепродукты, бензин, дизельное топливо.
Отдельно следует рассмотреть систему косвенного налогообложения в США и Японии, поскольку в этих странах велись достаточно интенсивные споры вокруг вопроса о введении НДС. Сторонники введения налога мотивировали свою позицию тем, что НДС является эффективным средством решения острых финансово-бюджетных проблем страны. Однако в США одержали победу противники введения НДС, основной довод которых состоял в том, что этот налог повлечет за собой опережающий рост цен и, следовательно, снижение платежеспособного спроса со стороны основной массы населения и обусловленное этим падение темпов экономического роста.
В США косвенные налоги (налоги на потребление) используются, в основном, штатами и местными органами управления, для которых это незаменимый источник постоянного дохода. На федеральном уровне эти налоги непопулярны, поскольку считается, что они сдерживают экономическую активность. Поэтому их основная функция - коррекция схем производства, распространения и потребления товаров.
Налоги на потребление подразделяются на налоги с продаж, индивидуальные налоги с оборота, акцизы, налоги на предметы роскоши. Даже в случае плоской налоговой шкалы распределение налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения конкретного товара; те экономические агенты, чье поведение менее чувствительно к цене, несут большее налоговое бремя.
На этом принципе основывается действие акцизов. Если спрос или предложение неэластично, то даже высокая ставка налога не ведет к сильному сокращению облагаемого обращения (дорожный налог, сырая нефть, телефонная связь, авиаперевозки). И, напротив, в случае, когда эластичность спроса и предложения достаточно высока, акциз используется для сокращения нежелательных внешних эффектов (экстерналий) подакцизного товара (алкоголь, табак).
Акцизы в США не очень популярны, потому что, как правило, их бремя падает на потребителя. К тому же они несправедливы из-за их различия в налогообложении налогоплательщиков с различными шаблонами потребления. Закон о Сокращении Акцизов (the Excise Tax Reduction Act) от 1965-го года отменил большинство федеральных акцизов, за исключением некоторых регулирующих и дорожного акциза, за счет которых финансируются общественно важные объекты инфраструктуры. Вообще, на федеральные налоги на потребление приходится лишь 1,1% ВВП (всего доходы федерального бюджета составляют 20,5% ВВП).
Поскольку введение НДС повсеместно приводит к повышению цен и, соответственно, снижению платежеспособного спроса, в Японии введению этого налога было оказано сильное сопротивление, опирающееся на широкую поддержку общественности. В результате введение НДС в Японии существенно подорвало авторитет правящей либерально-демократической партии.
Необходимость проведения налоговой реформы 1989 г. была обусловлена переходом Японии на рубеже 70-80-х годов на новую модель экономического роста, трансформацией общества, производящего товары, в общество потребления в широком смысле этого слова, а также проблема бюджетного дефицита.
До реформы 1989 г. в Японии
действовали следующие
Местные потребительские налоги представлены префектуральным и муниципальным акцизом на табак, налогом на зрелища, потребительским налогом в отелях и ресторанах, налогом на доставку дизельного топлива, на электричество, газ, пляжи.
В целом, налоговая система Японии накануне реформы 1989 года характеризовалась следующими особенностями:
- во-первых, умеренным уровнем налогового бремени: в 1988/89 финансовом году доля общей суммы налогов в национальном доходе Японии составила 27,4% (в среднем за 1975-1985 гг.-21 %) по сравнению с 26,6% в США, 28,1 % - в Италии и 30-40%-в Великобритании, Франции, ФРГ;
- во-вторых, относительно
высоким удельным весом
- в-третьих, высокой долей
прямых (в первую очередь подоходного)
Таблица 4. Структура налоговых поступлений в Японии по годам
Финансовый год |
Доля прямых налогов, % |
Доля косвенных налогов, % |
1970/71 |
66 |
34 |
1980/81 |
71 |
29 |
1986/87 |
73 |
27 |
В декабре 1988 года был принят закон, по которому с 1 апреля 1989 года налоговая реформа вступила в силу.
Краеугольным камнем реформы явилось введение НДС. Реформа предусматривала одновременно отмену ряда действовавших косвенных налогов (государственных - товарных, на игральные карты, сахар, входные билеты, транспортный; местных - на электричество, газ, доставку древесины) и пересмотр таких налогов, как винно-водочный, на табак, гербовый сбор, на сделки с ценными бумагами, на биржевые операции, на нефть.
Теоретически введение потребительского налога должно было бы привести к росту цен в стране на 3%, то есть на величину нового косвенного налога. Однако вследствие пересмотра (отмены или снижения) косвенных налогов фактическое повышение розничных цен составило чуть больше 1%.
Воздействие реформы на потребителей было неоднозначным, но наиболее выгодной она оказалась для самых обеспеченных слоев японского общества: отмена отличавшихся особенно высокими размерами товарных налогов на предметы роскоши привела к тому, что цены на последние упали больше, чем на другие товары.
Влияние НДС на цены широкого спектра товаров и услуг во многом зависело от того, насколько введение этого налога перекрывала или, напротив, снижало ранее действовавшие косвенные налоги. Так, стоимость железнодорожных билетов возросла, а авиационных - снизилась. Аналогичная картина возникла в области коммунальных услуг: плата за газ увеличилась на 3%, а за электроэнергию - уменьшилась на 2% вследствие отмены специального 5%-ного налога на электричество.
Анализ опыта косвенного налогообложения в США и Японии выявил ведущую роль прямого налогообложения, что, как показано выше, обусловлено особенностями исторического развития и менталитетом населения этих стран. Косвенные налоги, тем не менее, представлены акцизами, таможенными пошлинами. Механизм применения акцизов и таможенных пошлин в этих странах аналогичен механизму в странах ЕС. Кроме того, в США взимается налог с продаж, в Японии - НДС, практика применения которых, по мнению автора, не может быть адаптирована к российским условиям по причине имеющихся различий в уровнях развития и рентабельности промышленного производства и доходах населения.
Заключение
1. Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (физическими и юридическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами).
2. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
3. Налоговая система должна основываться на таких базовых принципах как: принцип справедливости, определенности, удобства и экономии.
4. Косвенные налоги осуществляют большее влияние на общий уровень цен, поэтому с увеличением косвенных налогов спрос снижается.
5. Устранение дефицитности бюджета за счет изъятия налогов у предприятий является основным недостатком налоговой системы в России.
7. В настоящее время предлагают ввести гибкие ставки акцизов на бензин. С этим переходом топливо не будет дорожать очень резко.
8. Последствием вступления России в ВТО будет являться снижение ставок импортных таможенных пошлин.
9. НДС в России требует
коренных изменений, которые
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации – М. Издательство «Омега-Л», 2011.64с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая. – М.: Издательство «Омега - Л», 2010.- 944с.
3. Макконнелл К.Р., Брю
С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: