Кредитно банковская система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание

Созданию современной кредитно - банковской системы Российской Федерации предшествовал длительный период, который определялся социально-экономическим условиями развития нашей страны. Она возникла еще в царской России и существовала в основном на двух уровнях: государственном и частном.

Содержание

Введение 2
1.Развитие кредитно-банковской системы Российской Федерации 3
1.1.Историческое развитие кредитной системы России 3
1.1.1Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г 3
1.1.2.Структура кредитной системы СССР в 1925 г 4
1.1.3.Структура кредитной системы СССР 5
1.1.4.Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов 6
1.5.Структура кредитной системы Российской Федерации на конец1994 9
1.1.6.Современная кредитно-банковская система 10
1.2. Теоретические основы и понятия системы кредитования 13
1.2.1.Сущность кредита 13
1.2.2.Функции кредита в рыночной экономике 13
1.2.3.Формы кредита 14
1.2.4. Механизм функционирования кредитной системы 15
1.3. Этапы кредитования 16
2. Современная система кредитования на примере Сберегательного банка РФ 24
2.1. Общие сведения о Сберегательном банке России 24
2.1.1.Роль и место Сбербанка в банковской системе. 24
2.1.2.Основные стратегические цели и задачи 26
2.1.3.Организационная структура банка 27
2.2. Практика кредитования физических лиц Сбербанком России 28
2.2.1.Виды предоставляемых кредитов Сбербанком России 31
2.2.2.Организация работы по кредитованию физических лиц 32
2.2.3.Кредитоспособность заемщика и показатели ее оценки 36
3. Пути совершенствования кредитной системы Российской Федерации 38
Заключение 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по эк теория- кредитно -банковской системы Российской Федерации.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

4.                          Ускоряет концентрацию и централизацию  капитала.  Используется  в конкурентной борьбе,  содействует процессу поглощения и слияния  фирм.  Одни предприниматели,   добившиеся  предоставления  им   кредитов   на   льготных основаниях,  получают возможность быстрого  роста  капитала,   другие  могут воспользоваться кредитом лишь  на  ухудшившихся  условиях  и  проигрывают  в конкурентной борьбе.

 

1.2.3.Формы кредита

 

1. Коммерческий кредит. Это  кредит,  предоставляемый  предприятиями, объединениями и другими хозяйственными субъектами друг другу.   Коммерческий кредит,  предоставляемый в товарной форме   прежде   всего   путем  отсрочки платежа,  оформляется  в большинстве случаев  векселем.   Вексель  -  ценная бумага,    представляющая   собой   безусловное   денежное     обязательство векселедержателя  уплатить по наступлению  срока  определенную  сумму  денег владельцу векселя.

Но он ограничен размерами  резервного  фонда  предприятия-кредитора, будучи представлен в товарной форме,  он не может, например,  использоваться для выплаты зарплаты,  и  не  может  быть  представлен  лишь  предприятиями, производящими  средства   производства,   тем   предприятиям,   которые   их потребляют и наоборот.      Это ограничение  преодолевается  путем  развития банковского  кредита.

2. Банковский    кредит   -   представляемый   кредитно-финансовыми учреждениями  (банками,    фондами,    ассоциациями)   любым   хозяйственным субъектам (частным предпринимателям,  предприятиям,  организациям и т.п.)  в виде денежных ссуд.

Банковские  кредиты  делятся  на   краткосрочные   (до   1   года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные  (свыше  5  лет).  Эти  кредиты  могут обслуживать не только обращение товаров, но и накопление капитала. Преодолев ограниченность коммерческого   кредита   по   направлению, срокам  и  суммам  сделок,   банковский  кредит  превратился  в  основную  и преимущественную форму кредитных отношений.

3. Межхозяйственный денежный кредит - представляется   хозяйственными субъектами  друг  другу  путем,   как  правило,  выпуска   предприятиями   и организациями акций, облигаций, кредитных билетов  участия  и  других  видов ценных бумаг. Эти операции  получили название  децентрализованного  финансирования (выпуск  акций)  и  кредитование   (выпуск    облигаций,    ценных    бумаг) предприятий.

4. Потребительский  кредит - частным  лицам на  срок  до  3  лет  при покупке прежде всего потребительских  товаров  длительного  пользования.  Он реализуется или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через  розничные магазины,  или в форме представления  банковской  ссуды  на  потребительские цели.  За использование потребительского  кредита  взимается,  как  правило, высокий рентный процент(до 30% годовых).

5. Ипотечный кредит - представляется в виде  долгосрочных  ссуд   под залог  недвижимости (земли,  зданий).  Инструментом представления этих  ссуд служат  ипотечные  облигациями,   выпускаемые   банками   и   предприятиями. Ипотечный кредит  используют  для  обновления  основных  фондов  в  сельском хозяйстве и способствует концентрации капитала в этой сфере.

6. Государственный кредит - система кредитных отношений,  в   которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес -  кредиторами денежных средств. Источниками  средств  государственного  кредита  служат   облигации государственных займов,  которые могут выпускаться не  только  центральными, но и местными органами власти. Государство использует эту форму кредита прежде всего для   покрытия дефицита государственного бюджета

7. Международный   кредит-движение  ссудного   капитала   в   сфере международных  экономических  отношений.  Представляется  в   товарной   или денежной (валютной) форме. Кредиторами и заемщиками являются банки,  частныефирмы, государства, международные и региональные организации.

 

1.2.4. Механизм функционирования кредитной системы

 

Кредитная система функционирует через кредитный механизм. Он представляет собой, во- первых, систему связей по аккумуляции и мобилизации денежного капитала между кредитными институтами и различными секторами экономики , во- вторых отношения связанные  с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала, в-третьих, отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.

Кредитный   механизм   включает   также   все   аспекты    ссудной, инвестиционной,     учредительской,     посреднической,     консультативной, аккумуляционной,  перераспределительной  деятельности  кредитной  системы  в лице ее институтов.

Кредитная система играет важнейшую роль в поддержании  высокой  нормы народнохозяйственного   накопления,   что   характерно    для    большинства промышленно развитых стран. Он занимает важное место в разрешении   проблемы реализации товаров  и  услуг  на  рынке.  Большой  рост  потребительского  и жилищно-ипотечного  кредитования  населения  в  значительной  мере  расширил рынок для потребительских товаров длительного пользования и сыграл  заметную роль  в  быстром  развитии   соответствующих   отраслей   промышленности   и строительства.

Международные   условия  воспроизводства  также   в   большой   мере формируются в связи с развитием кредитных отношений в различных формах  и  с деятельностью банков на мировой  арене.  Эти  факторы  способствовали  росту международной торговли, который, в свою очередь, подталкивал производство.   Кредитно-финансовые учреждения осуществляют свои функции в  экономике  по трем основным направлениям: предоставление  ссудного  денежного  капитала  и денежных сбережений населения: владение фиктивным  капиталом.  Широкая  сеть пециализированных   кредитно-финансовых   учреждений   позволила    собрать свободные денежные капиталы и сбережения и предоставить  их  в  распоряжение торгово-промышленных  корпораций  и  государства.  Таким  образом,  развитие кредитной  системы  явилось  одной  из  важнейших  предпосылок   обеспечения относительно высокой нормы накопления  капитала,  что  способствовало  роступроизводства и реализации научно-технической революции.

 

1.3. Этапы кредитования

 

Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлениикредитными операциями банка, так как здесь и находят свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной прибыли.

Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

– изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде;

– подготовка и заключение кредитного соглашения;

-  контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, гдесодержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид исрок ссуды, предполагаемое обеспечение.

Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.

1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

2. Отчет о движении кассовых поступлений  основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать: описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке; отраслевой и рыночный прогнозы; планы маркетинга; план производства; план менеджмента; финансовый план.

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

Следующим этапом является интервью с клиентом. В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Это: сведения о клиенте и его компании; вопросы по поводу просьбы о кредите; вопросы, связанные с погашением кредита; вопросы по поводу обеспечения займа; вопросы о связях клиента с другими банками.

После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Тампроводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы. Например, если речь идет об оценке обеспечения, предложенного клиентом, то требуется заключение опытного аналитика, так как оценка имущества представляет сложную процедуру. Если же требуется получить сведения у кредитного агентства, то этим может заняться менее квалифицированный работник. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят для этого.

При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:

– материалы, полученные непосредственно от клиента;

– материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

– сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.);

- отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).

Эксперты отдела кредитоспособности, прежде всего, обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях. Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т. д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала.

Для оценки кредитоспособности предприятия коммерческие банки используют раз­личные методы финансового анализа состояния заемщика. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отра­жают способность клиента своевременно и в пол­ном размере погашать свой долг.

Полный финансовый анализ предприятия складывается из трех частей: анализа его финансо­вых результатов, финансового состояния и дело­вой активности. При этом необходимо учитывать, что содержание и акценты финансового анализа деятельности предприятия зависят от цели его проведения. В случае, когда анализ проводится самим предприятием для выявления своих "сла­бых мест", возможностей повышения эффектив­ности деятельности, устранения ошибок в произ­водственном процессе и определения дальней­шего направления развития, указанные состав­ные части детализируются до очень мелких ас­пектов функционирования предприятия. Однако для банка нет необходимости проводить финан­совый анализ предприятия с такой степенью де­тализации, поскольку при кредитовании главной целью банка является оценка кредитоспособнос­ти заемщикаи перспектив устойчивости его фи­нансового положения на срок пользования кредитом.

При оценке кредитоспособности заемщика банк предусматри вает и такую ситуацию, когда клиент не сможет вернуть долг. Для страхования риска непогашения ссуды банк запрашивает различного рода обеспечение кредита. Однако в мировой практике считается, что банкир не должен предо­ставлять кредит, если у него есть предчувствие того, что придется реализовать обеспечение. Та­ким образом, обеспечение является страховкой на случай непредвиденного ухудшения положения клиента, тогда как при нормальном состоянии бизнеса клиента кредит будет погашаться по мере осуществления хозяйственного цикла. Основное внимание при определении кредитоспособности сосредотачивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспе­чить погашение кредита и уплату процентов по нему.

Информация о работе Кредитно банковская система Российской Федерации