Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:11, доклад
Термин "отмывание" денег (money laundering) впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение".
Термин
"отмывание" денег (money laundering) впервые
был использован в 80-х гг. в
США применительно к доходам
от наркобизнеса и обозначает процесс
преобразования нелегально полученных
денег в легальные деньги. Предложено
много определений этого
В
международном праве
Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией ("отмыванием") доходов от преступной деятельности понимаются:
Венская Конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления "отмывание" денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться "отмыванию" и инвестироваться в легальную экономику.
Конвенция Совета Европы № 141 "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" от 8 ноября 1990 года признала преступлением действия, связанные с "отмыванием" денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности. Статья 6 Конвенции определяет перечень правонарушений, связанных с "отмыванием" средств.
Различия в законодательстве отдельных стран связаны с определением перечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств. Таковыми источниками могут признаваться:
В Федеральном Законе РФ "О противодействии легализации ("отмыванию") доходов, полученных незаконным путем" речь идет о доходах, полученных незаконным путем. Это понятие шире, чем преступные доходы. В пункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные незаконным путем, определяются как "вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения".
Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.
К основным целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:
Один
из основных способов, применяемых
преступными организациями в
целях финансирования террористических
акций и отмывания средств, полученных
преступным путем, -- это злоупотребление
в ходе деятельности некоммерческих организаций
(НКО). Некоммерческие и благотворительные
организации участвуют почти во всех аспектах
жизни - образовании, спорте, культуре,
искусстве и пр. В различных странах и
юрисдикциях процесс их организации и
функционирования различен. Злоупотребления
в ходе деятельности таких организаций
в целях отмывания денег могут носить
разнообразный характер. Одна из возможностей,
используемых преступниками, - организация
НКО в благотворительных целях и перевод
с ее помощью средств для финансирования
преступной группировки. НКО может осуществлять
финансирование или связь с террористическими
и преступными группировками, при этом
физические лица или организации, выступающие
в качестве ее спонсоров, могут не догадываться
об этом (пример 1).
Пример
1. Злоупотребление должностью в
НКО и неосведомленность
Некоммерческая
организация P. имела филиалы в
различных странах, где осуществляла
совместные с другими организациями
проекты. Физические лица, связанные
с террористическими организациями,
осуществляли управление некоторых ее
филиалов в таких странах. Администрация
организации P. была не осведомлена, что
управляющие, работающие в стране X., имели
связи с террористической организацией.
Один
из офисов ее филиала был расположен
в стране - получателе помощи (страна Y.).
Несмотря на тот факт, что г-н Б. отвечал
за работу организации P. в стране Y., он
не был включен в общий список сотрудников
в стране X., тем не менее получал пожертвования
от различных людей и международных организаций.
Г-н Б. переправил собранные средства террористической
организации, извлекая выгоды из позиции
его анонимности в стране X.
Свои
незаконные действия г-н Б. осуществил
без особых трудностей, потому что
проект финансировался спонсорами, не
представляющими размер общей суммы пожертвований.
Это давало возможность распоряжаться
неконтролируемыми суммами. Кроме того,
ряд проектов выполнялся в очень отдаленных
областях, и получатели обнаруживали,
что они получили небольшие суммы с большой
задержкой. Расследование было очень сложным,
потому что спонсоры были также ответственны
за оплату выполнения проектов. А в этом
случае, т.к. некоторые спонсоры были общественными
организациями, чеки и другие платежные
документы ими никогда не оформлялись.
Основной
сложностью в выявлении участия НКО в
легализации средств является огромное
разнообразие и разнородность стандартов
бухгалтерского учета и ведения соответствующих
бухгалтерских реестров, что делает выявление
подозрительных проводок очень сложным.
Еще больше усложняет процесс контроля
за НКО большое количество мелких вкладов,
поступающих в различных видах.
Неформальная
система перевода ценностей и
денежных средств
В прошлом
году большое внимание экспертов
ФАТФ было сфокусировано на возможности
использования террористами неформальной
системы перевода ценностей и денежных
средств (НСПЦ) в своих целях. Эта система
находится за пределами обычной банковской
системы и других механизмов перевода
денег. Иногда она может пересекаться
или использовать частично банковские
платежи. В различных юрисдикциях она
может называться системой небанковских
переводов, параллельной банковской системой,
hawala, hundi, black market, peso exchange. Очень часто подобные
системы различных стран имеют связи между
собой.
Смысл
работы НСПЦ заключается в следующем.
Деньги передаются клиентом оператору
в месте нахождения клиента и в соответствии
с распоряжением клиента переводятся
получателю средств в другом регионе.
При этом оператор системы связывается
со своим коллегой в месте нахождения
получателя средств с требованием выплатить
получателю необходимую сумму. Для связи
используют телефонную, факсимильную
связь или средства интернет. За перевод
средств оператор снимает с клиента небольшую
сумму. Как правило, работа операторов
основана на доверии и может быть построена
на семейных, этнических или деловых связях.
По
теории, переводы операторов должны быть
равнозначны, но на практике это не
всегда так. Тогда им необходимо урегулировать
свои взаиморасчеты. Это они делают,
используя денежные переводы через
обычные банки или путем коммерческих
операций.
Во
многих странах НСПЦ - это важнейшее
средство перевода денег. В более
развитых странах система базируется
на иммигрантах, желающих переместить
свои накопления. Эксперты ФАТФ на основании
существующей практики считают, что данный
механизм будет использоваться в целях
отмывания средств и финансирования терроризма
и в дальнейшем. Очень часто только по
присутствию оператора системы невозможно
определить, являются ли средства, им перемещаемые,
законными или нет, т.е. связана ли его
активность с легализацией преступных
доходов (пример 2).
Пример
2. Система неформального перевода
поддерживается с помощью экспортно-импортных
операций
Этот
случай стал следствием показаний подозреваемого,
задержанного по подозрению в незаконном
пребывании вне периода действия его визы
в стране М. В результате дальнейшего расследования
идентифицированы 2 подозрительных банковских
счета. Выяснено, что около 1100 физических
лиц перевели приблизительно 26 млн долл.
США на эти счета.
В ноябре
2001 г. гражданин страны S. арестован
в стране М. по подозрению в проведении
банковских операций без лицензии.
Расследование показало, что указанное
лицо осуществляло неформальные банковские
переводы около 4 лет. Трое других подозреваемых,
к этому времени уже оставивших страну
М., были идентифицированы как его сообщники.
Эта группа операторов системы неформального
банковского перевода урегулировала денежные
балансы между странами М. и S. посредством
экспортно-импортных операций, основанных
на поставках автомобильных запчастей.
Операция
по легализации проводилась по следующей
схеме:
1. Компания
экспортировала автомобильные
2. Импортер
из страны S выплачивал 50% цены (10 тыс.
долл. США) непосредственно
3. Группа
неформальных банковских
4. В
качестве компенсации импортер в стране
S. платил 50% цены (10 тыс. долл. США) на счет
группы в стране S., чтобы сравнять денежный
баланс. Оплата производилась в местной
валюте по курсу, выгодному для получателя,
таким образом, группа операторов имела
даже некоторую прибыль от этой сделки.
Следует
отметить, что группа неформальных
банковских операторов не снимала с
клиентов комиссионные, что делало
данную систему оплаты более привлекательной
для клиентов.
По
путям решения этой проблемы у
экспертов ФАТФ нет единого мнения.
Многие считают, что операторы НСПЦ должны
лицензироваться государством и за их
переводом должен быть установлен соответствующий
контроль. С другой стороны, считают их
коллеги, это приведет к еще большей скрытности
проведения операций и еще больше усложнит
контроль за НСПЦ. Часть специалистов
ФАТФ считает, что борьба с параллельной
банковской системой состоит в улучшении
системы банковских переводов в странах,
где НСПЦ особенно развита.