Малое предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы определить роль государственной поддержки малого предпринимательства на примере Санкт-Петербурга.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить границы малого предпринимательства;
- дать характеристику основным моментам государственной поддержки;
- определить особенности малого предпринимательства в России;
- дать характеристику Санкт-Петербургу как экономическому субъекту;
- определить основные проблемы малого бизнеса в Санкт-Петербурге;
- рассмотреть перспективы развития малого бизнеса.

Работа состоит из  1 файл

предпринимательство.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

     ПЛАН 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль в экономике любой  страны. В России малые и средние предприятия могут в значительной мере способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест.

     Достаточно  короткая история малого и среднего бизнеса в новой России вместе с тем характеризуется и большим  динамизмом. Возродившиеся на рубеже 80-х – 90-х годов, сегодня малые и средние предприятия уже играют серьезную роль в экономическом развитии нашей страны и решении социальных проблем.

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  сегодня становится все более ясным огромное значение сектора малых и средних предприятий в России. Его доля уже сейчас составляет, оценочно, не менее 90% по числу предприятий и 30-50% по  занятости и производству продукции и услуг. Малое предпринимательство стало массовым явлением, обеспечивая решение как экономических, так и социальных проблем. Появление новых средних предприятий можно рассматривать как один из ключевых позитивных результатов реформ 90-х годов в России. Предприятия, которые начинались с нуля в конце 80-х годов, благополучно пережили 90-е и теперь достигли уже средних масштабов деятельности, представляют собой, возможно, стратегически наиболее важный сектор экономики.

     Основной  задачей теперь становится осознание  этой новой роли сектора малых  и средних предприятий общественным мнением, освобождение от искусственных ограничений, препятствующих дальнейшему развитию, и включение этого сектора в политический процесс на уровне, соответствующем его экономическому и социальному значению.

     Цель  данной работы определить роль государственной  поддержки малого предпринимательства на примере Санкт-Петербурга.

     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

     - определить границы малого предпринимательства;

     - дать характеристику основным моментам государственной поддержки;

     - определить особенности малого предпринимательства в России;

     - дать характеристику Санкт-Петербургу  как экономическому субъекту;

     - определить основные проблемы малого бизнеса в Санкт-Петербурге;

     - рассмотреть перспективы развития  малого бизнеса.

     В работе использованы статистические данные и наработки российских авторов.

 

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     1.1 Границы малого предпринимательства

     В соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88 (далее - Закон) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.1

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

     Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с  учетом всех его работников, в том  числе работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

     В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей  численности указанное предприятие  лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

     В соответствии со ст. 4 Закона субъект  малого предпринимательства с момента  подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.

     Субъекты  Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать  дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Уклонение от государственной регистрации  субъектов малого предпринимательства  или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суд в установленном порядке с возмещением первоначально уплаченной государственной пошлины истцу в случае решения в его пользу. Взыскание указанной пошлины производится с ответчика.

     В случае признания судом незаконности действий органов регистрации последние  возмещают расходы, перечисляемые  на счет субъекта малого предпринимательства  после его регистрации на основании  решения суда.  

     1.2 Государственная поддержка малого предпринимательства

     Государственная поддержка малого предпринимательства  в России подразумевает проведение соответствующих мероприятий на всех трех уровнях власти - федеральном, региональном и местном, причем, естественно, такая поддержка на каждом из этих уровней имеет свою специфику и соответствующие формы.

     На  федеральном уровне имеются широкие  возможности для содействия малому предпринимательству при наличии  понимания важности развития этой сферы  для экономики страны и политической воли.

     В частности, на этом уровне могут осуществляться следующие меры:

  • Учет потребностей малого бизнеса при разработке и принятии общеэкономического законодательства. Например, весьма целесообразно включить специальные статьи о трудовых отношениях в малых предприятиях при формировании кодекса о труде.
  • Разработка специальных нормативных актов по поддержке малого предпринимательства.
  • Содействие формированию рыночной инфраструктуры малого предпринимательства и информационных систем.
  • Прямая финансовая и организационная помощь малым предприятиям на основе специальных программ, создание льготных налоговых и кредитных режимов.2

     Региональные  органы государственного управления располагают  очень большими возможностями для  содействия развитию малых предприятий. Именно на данном уровне может быть наиболее последовательно и четко обеспечено исполнение федеральных законов и принятие собственных нормативных актов, наиболее эффективно для данного региона способствующих развитию малого предприятия  (МП).

     Исследователи проблем деятельности малых предприятий  почти не уделяют внимания их взаимоотношениям с местными властями. Однако именно практическая деятельность местных властей, регулирование ими земельных, арендных и т.п. отношений, организация всех видов контроля, обеспечение функционирования транспорта оказывают решающее влияние на условия существования расположенных на их территории конкретных предприятий. В конечном итоге от практики применения законодательства, подхода к решению текущих вопросов, деловой ориентации муниципальных властей и уровня их квалификации зависит судьба малых предприятий на данной муниципальной территории.

     В настоящее время в Российской Федерации правовой основой государственной  политики поддержки и развития малого предпринимательства является Федеральный  закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

     Федеральным законом "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" определены главные направления  государственной поддержки и  развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и, в том числе, предусмотрены следующие льготы: ускоренная амортизация (в два раза превышающая нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов), льготное кредитование и страхование (с компенсацией возникающих потерь кредиторам за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства), а также обязательное участие малого бизнеса в поставках для государственных нужд (не менее 15% от общего объема госзаказа). Даны и некоторые налоговые гарантии: в течение первых четырех лет с момента создания малого предприятия условия его налогообложения не могут ухудшаться.

     Однако, большинство норм закона является лишь формулировкой принципов государственной политики в отношении малого предпринимательства, и для их реализации на практике требуется принятие дополнительных нормативных актов как в форме специального законодательства по поддержке малого предпринимательства, так и посредством учета особенностей малого предпринимательства при принятии иных законов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.

     Помимо  федеральных нормативных актов, подписаны международные соглашения, направленные на развитие МП. Соглашением  Правительств государств - участников СНГ от 17.01.97 г. "О поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах участниках СНГ" предусмотрено, что стороны, обладая полной самостоятельностью в вопросах реализации государственной политики в развитии и поддержке малого предпринимательства, осуществляют взаимодействие по его поддержке и сотрудничают, содействуя установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства государств, активизации внешнеэкономической деятельности, созданию межгосударственной и национальных инфраструктур для поддержки малого предпринимательства путем создания условия по сближению нормативно-правовой базы сторон, регламентирующей деятельность малого предпринимательства, и совместимых национальных и единой межгосударственной систем его информационного и консультационного обеспечения.3

     Стороны, помимо того, предусматривают формирование позитивного общественного мнения о малом предпринимательстве  и подготовку для него кадров.

     В ряде субъектов Российской Федерации  уже приняты или разрабатываются специальные законодательные акты по вопросам государственной поддержки МП.

     В целях решения оперативных вопросов, обеспечения финансирования и отчетности выполнения Федеральной программы, увязки ее с региональными программами, приоритетными задачами и направлениями создается Дирекция Программы. Создание Дирекции Программы предусмотрено на базе Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Фонда федеральной поддержки малых предприятий. Дирекция будет заниматься прежде всего приоритетными проектами, контролировать выполнение мероприятий Федеральной программы.

     Содействие  развитию малого предпринимательства  может осуществляться не только на основе мероприятий, предусматриваемых  Федеральной программой, но и на базе региональных и муниципальных программ, финансируемых из соответствующих бюджетов, поддержки МП общественными объединениями предпринимателей, международной технической помощи.

     Формально в сегодняшней России можно найти  многочисленные организации, носящие названия союзов, ассоциаций, гильдий, однако, пожалуй, кроме ТПП РФ, они не могут претендовать на роль общефедеральных объединений, которые независимы от государства и политических партий и располагают разветвленными структурами, объединяющими деловые круги всех сфер деятельности по регионам, а также готовы и могут на легитимной основе конструктивно отстаивать интересы МП на всех уровнях власти.

Информация о работе Малое предпринимательство в России