Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа
Цель данной работы определить роль государственной поддержки малого предпринимательства на примере Санкт-Петербурга.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить границы малого предпринимательства;
- дать характеристику основным моментам государственной поддержки;
- определить особенности малого предпринимательства в России;
- дать характеристику Санкт-Петербургу как экономическому субъекту;
- определить основные проблемы малого бизнеса в Санкт-Петербурге;
- рассмотреть перспективы развития малого бизнеса.
Решение
многих проблем МП находится в
непосредственной зависимости от государственной
власти и связано с преобразованием
экономических условий, оздоровлением
финансовой ситуации, рациональной приватизацией,
учитывающей национальные интересы, обеспечением
реальных и равных прав для всех субъектов
хозяйственной деятельности, развитием
рыночной инфраструктуры и обеспечением
действенности правовых реформ.
1.3 Особенности малого
предпринимательства в России
Особенности российского малого предпринимательства заметны лишь в сравнении с малым бизнесом высокоразвитых стран. С малым предпринимательством же развивающихся стран у российского малого предпринимательства больше общих черт, хотя имеются и отличия. В рамках ныне сложившейся в России институциональной модели средней)) развивающейся страны малый бизнес не может раскрыть свой потенциал стимулирования научно-технических инновационных процессов, а также разностороннего противодействия монополизму и в целом — генератора ускоренного экономического роста. для реального раскрытия этого потенциала российского малого бизнеса требуются глубокие преобразования в экономике и обществе.
Обеспечение перехода экономики России от восстановительного к инвестиционному росту, к ее широкомасштабной модернизации правомерно связывается, в том числе, с максимизацией использования возможностей малого предпринимательства (МП). Противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, взращивание предпринимательского духа, традиций как очень существенного института гражданского общества — все это функции МП. А важнейшим свойством современного МП считается способность к созданию ч распространению научно-технических инноваций. Процессы формирования постиндустриального общества и новой экономики)), по своей сути, основаны на инновациях, что само по себе предопределяет заметную роль МП в экономическом развитии ведущих стран мира.
В России отсутствует полная официальная статистика о состоянии сферы МП. Более или менее достоверно известно лишь о деятельности примерно 880 тыс. малых предприятий — юридических лиц. Всего же в нашей стране насчитывается около 5,7 млн. легальных субъектов малого бизнеса. Многочисленные органы господдержки и контроля за субъектами МП имеют лишь обрывочные представления об объекте своей деятельности. Этот факт наглядно иллюстрирует реальное отношение сложившейся в последнее десятилетие российской государственности к сфере малого бизнеса.
Если судить по официальной статистике Госкомстата России, число малых предприятий — юридических лиц в последние 8 лет сохраняется на одном уровне при численности работников МП примерно в 7—8 млн. человек среднесписочного состава. Уже много лет на одно малое предприятие — юридическое лицо приходится в среднем 9 работников (в 2007 г. — 9,7). Численность другого субъекта российского МП — фермерских хозяйств — уже много лет колеблется вокруг уровня в 260—270 тыс. Характерно, что в статистике отсутствуют данные о численности занятых на фермерских хозяйствах.4
Статистическим органам ничего не известно об объемах производства индивидуалов, что не позволяет делать надежные выводы о доле сферы МП в объемах ВВП. Особо отметим, что имеющиеся официальные данные о вкладе сферы МП в ВВП России на уровне 10—12% не соответствуют действительности. Они касаются только МП- юридических лиц.
Сфера малого предпринимательства России успешно становится на ноги. К настоящему времени сектор МП как социально-экономический институт сформировался достаточно рельефно. Но он выглядит в значительной мере иначе, чем в ведущих экономически развитых странах, а за схожими (с ведущими странами) количественными параметрами российского МП часто стоит совсем иное качественное содержание.
В большинстве развивающихся стран малое предпринимательство оказывается традиционной сферой экономического выживания широких слоев на селения. Малопродуктивный труд в мелкой торговле, сопутствующих полукустарных производствах — это наиболее распространенная область деятельности малых предпринимателей в странах с развивающимися рынками. Аналогичная картина наблюдается и в нашей стране.
Определенная инновационная компонента в малом бизнесе России, как и в развивающихся странах, несомненно имеется. Она хорошо заметна в торговле и сервисе, в мелком производстве и строительстве. Но смысл этой инновационности заключается в активном внедрении, адаптации иностранных технологий и материалов.
В России и в развивающихся странах плохо дела обстоят как раз с венчурным научно-техническим малым предпринимательством, т.е. с самой главной частью современного инновационного МП. Его либо вообще нет, либо оно мизерно и при этом работает по прямым заказам иностранных фирм или транснациовальных корпораций (для них достигается экономия на дешевой рабочей силе научной сферы).
В
нашей стране, в основном благодаря
ранее созданным научным
Пока
в российском малом бизнесе, с
одной стороны, доминируют предприятия,
создающие относительно незначительную
добавлеввую стоимость —
Следует отметить, что неопределенность в хозяйственной деятельности во многом предопределяет слабость научно-технической, инновационной составляющей в российском предпринимательстве. Это относится как к малому, так и крупному предпринимательству.
В
нашей стране трудно налаживается кооперация
между малыми предприятиями. Причина
связана с отсутствием
Практически по той же причине с очень большими сложностями идет налаживание отношений малых и крупных предприятий. По результатам опросов, для поведения МП, к сожалению, характерны срыв контрактов, исчезновение с полученным авансом, низкое качество продукции и т.п. для крупных — навязывание малым предприятиям высоких цен на свою продукцию, включение дополнительных кабальных условий в контракты.
К числу особенностей российского МП относится его большая роль в противодействии и смягчении последствий безработицы. Результаты исследований говорят о том, что в развитых странах эта функция малого бизнеса в настоящее время проявляет себя в крайне незначительной мере.
Специфической
чертой российского малого бизнеса
является и то, что его субъекты
практически не имеют в собственности
вещественного основного
Таким
образом, степень зрелости российского
МП, его ивституциональная
2 ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
2.1 Характеристика Санкт-Петербурга
как экономического субъекта
Санкт-Петербург с административно подчиненными территориями занимает площадь 1439 км2. Он расположен у восточной оконечности Финского залива Балтийского моря. Географические координаты центра города - 59°57' северной широты и 30°19' восточной долготы.
Санкт-Петербург, находящийся в центре пересечения морских, речных путей и наземных магистралей, является европейскими воротами России, ее стратегическим центром, наиболее приближенным к странам Европейского Сообщества.
Санкт-Петербург - второй (после Москвы) по величине город Российской Федерации. Здесь находятся представительства международных организаций, консульства зарубежных государств, территориальные органы федеральных министерств и ведомств.
Санкт-Петербург - административный центр Северо-Западного федерального округа, в который входят Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ. 6
По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации в Санкт-Петербурге на 1000 человек населения приходится 23 малых предприятия, что более чем в 3 раза выше, чем в среднем по России. Удельный вес малых предприятий Санкт-Петербурга составляет 12% от общего числа малых предприятий, действующих в Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2008 в Санкт-Петербурге осуществляло свою деятельность 105,75 тысяч малых предприятий и 140 тысяч предпринимателей без образования юридического лица, которые обеспечивали занятость 1048,5 тысячи человек, что составляет 42% от экономически активного населения. По состоянию на 01.01.2006 в городе было зарегистрировано 89,94 тысячи малых предприятий и 113,0 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, за два года число субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге увеличилось на 42,9 тысячи и составляет 245,8 тысяч субъектов..
Объем произведенной субъектами малого предпринимательства продукции (услуг) за 2008 год составил 133 миллиарда рублей, а объем инвестиций в основной капитал составила 3,96 млрд. рублей. При этом инвестиции в основной капитал увеличились по сравнению с 2006 годом более чем на 1,5 миллиарда рублей. Доля малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта Санкт-Петербурга оценивается в 20 %, а доля в налоговых поступлениях - 23-27%.
Отраслевая структура малого бизнеса Санкт-Петербурга:
- 52,9 % малых предприятий создано в сфере торговли и общественного питания;
- 11,3% предприятий осуществляют свою деятельность в сфере промышленности;
- 10,8% - в сфере строительства;
- 5% - в сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка;
- 3,3% - осуществляют операции с недвижимостью;
- 3,3% - в сфере транспорта и связи;
- 2,8% - в сфере науки и научного обслуживания;
- 2,5% - в сфере здравоохранения,
- 2,2 % - в сфере услуг;
-5,9% - другие виды деятельности. 7
Отраслевая
структура малого бизнеса в последние
годы формировалась под воздействием
исключительно рыночных механизмов,
что свидетельствует о недостаточной
эффективности существовавшей системы
мер государственного регулирования этой
сферы, применявшихся форм и методов государственной
поддержки малого предпринимательства.
2.2 Институциональная
структура поддержки малого предпринимательства
Изменение
структуры органов
Функция государственной поддержки и развития малого предпринимательства закреплена за Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет). В структуре Комитета создано специальное Управление развития малого предпринимательства, в составе двух отделов: отдела государственной поддержки малого предпринимательства и отдела административного обеспечения и нормативного регулирования развития малого предпринимательства. Основной функцией Управления является разработка и реализация региональных программ государственной поддержки и развития малого предпринимательства, организация взаимодействия и координация деятельности в этой сфере органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов управления административных районов, органов местного самоуправления, а также субъектов общественной и коммерческой инфраструктуры. Управление осуществляет мониторинг финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, контролирует уровень финансовой нагрузки на малый бизнес, проводит экспертизу проектов нормативных правовых актов на предмет наличия административных барьеров, курирует деятельность общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга.