Малое предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы определить роль государственной поддержки малого предпринимательства на примере Санкт-Петербурга.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- определить границы малого предпринимательства;
- дать характеристику основным моментам государственной поддержки;
- определить особенности малого предпринимательства в России;
- дать характеристику Санкт-Петербургу как экономическому субъекту;
- определить основные проблемы малого бизнеса в Санкт-Петербурге;
- рассмотреть перспективы развития малого бизнеса.

Работа состоит из  1 файл

предпринимательство.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

     Функции общественной поддержки и регулирования, а также взаимодействия органов власти с предпринимательским сообществом, осуществляет созданный по поручению Губернатора Санкт-Петербурга Общественный совет по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурге. В состав Совета входят руководители крупных общественных объединений предпринимателей, руководители организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, субъекты малого предпринимательства, представители банков, страховых компаний и других заинтересованных организаций. Заседания Общественного совета проводятся ежеквартально с участием Губернатора Санкт-Петербурга и на них рассматриваются самые острые вопросы, связанные с регулированием предпринимательской деятельности, защитой интересов предпринимателей. Совет, в соответствии со своим Положением, имеет право запроса в органах власти любой информации и проектов нормативных правовых актов для проведения общественной экспертизы. Финансирование организационной и экспертной работы Общественного Совета, а также популяризация его деятельности осуществляются за счет средств бюджета города в рамках Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

     Функции оказания практической помощи в осуществлении  предпринимательской деятельности субъектам малого предпринимательства осуществляют более 60 специализированных некоммерческих организаций и разветвленная сеть консалтинговых, юридических и аудиторских компаний, действующих на коммерческой основе. В Санкт-Петербурге, в том числе при бюджетной поддержке, создана развитая сеть инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Практически в каждом районе города работают центры делового развития и центры поддержки предпринимательства, в которых предприниматели могут получить квалифицированные консультации по всем аспектам ведения бизнеса. Созданы и успешно работают инновационно-технологические и субконтрактинговые центры.

     Все перечисленные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса образуют единую систему, в которой занимают свое место и выполняют определенные функции. Бюджетная поддержка организаций инфраструктуры осуществляется посредством их привлечения на конкурсной основе к реализации различных мероприятий Программы государственной поддержки малого бизнеса.

     В тоже время, действовавшая в Санкт-Петербурге до 2003 года система фондов поддержки  малого предпринимательства, себя не оправдала  из-за низкой эффективности использования  бюджетных средств.  
 

     2.3 Государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства 

     Начиная с 2000 года, в бюджете Санкт-Петербурга выделяются средства на цели поддержки  и развития малого бизнеса в соответствии Программами государственной поддержки малого предпринимательства.

     Так, в соответствии с законом Санкт-Петербурга «О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2000-2001 годы» из бюджета Санкт-Петербурга было выделено 60,8 млн. рублей. На реализацию мероприятий Целевой программы Санкт-Петербурга «Государственная поддержка малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2002-2004 годы» из бюджета Санкт-Петербурга было выделено 112,362 млн. рублей.

     В рамках трехгодичной Программы было создано 16 районных Центров делового развития, 6 инновационно-технологических Центров, организован гарантийный фонд микрокредитования малых предприятий. В Санкт-Петербурге, за счет средств городского бюджета, совместно с Департаментом федеральной службы занятости, восстановлена программа подготовки начинающих предпринимателей из числа граждан ищущих работу с предоставлением услуг по регистрации предприятия. За два года по данной программе создано более 500 новых предприятий. На базе одной из налоговых инспекций города организован единый Центр регистрации предприятий, работающий по принципу «одного окна», что позволило значительно упростить и ускорить до пяти дней процедуру регистрации предприятия. Впервые в рамках Программы создана система финансово-экономического мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства, позволяющая вести наблюдение за работой 2500 предприятий и индивидуальных предпринимателей, включая теневую составляющую бизнеса.

     Значительную  часть Программы составляют обучающие  семинары, в которых за три года приняли участие более 5500 предпринимателей. Создан единый электронный информационный ресурс для малого бизнеса, объединяющий более 80 партнеров, работающих в сфере поддержки малого предпринимательства.

     Реализация  мероприятий Программы была направлена на создание правовой, налоговой и  административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест, увеличению количества малых предприятий и повышению доли налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга от субъектов малого предпринимательства.

 

      3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     3.1 Основные проблемы малого бизнеса в Санкт-Петербурге

     Пятнадцатилетний  опыт реализации успешных бизнес-проектов позволяет мне утверждать, что  главное в успех любого объекта  потребительского рынка это местоположение и соответствующие возможности подключения к сетям жизнеобеспечения. Особенно критично это в последние годы, когда конкуренция с крупными сетями становится невозможна ни в плане рекламы, ни в плане уровня цен.

     Ключевые  факторы, влияющие на развитие инфраструктуры малого бизнеса таковы:

     Специфика архитектуры центральных районов  Санкт-Петербурга

     Строгие охранные обязательства, накладываемые  КГИОП

     Невозможность в полной мере использовать в качестве торговых площадей первые этажи в  спальных районах поздней советской застройки

     Невозможность в силу сложной грунтовой обстановки использовать в полной мере городские  подвалы.8

     Все эти факторы приводят к гипертрофированному  росту крупных торговых объектов торгового-развлекательных комплексов, гипермаркетов и моллов. В результате суммарные площади торговых площадей крупных объектов в Санкт-Петербурге уже превышают аналогичные показатели по Москве почти в два раза. Если сравнивать с динамикой развития магазинов шаговой доступности, то очевидна разница в два порядка. Нагрузка на городской транспорт и дорожную сеть растёт в геометрической прогрессии, а качественного изменения торговой инфраструктуры не происходит. Более того, в результате гипермаркетового уклона доступа к магазинам постепенно лишаются социально незащищённые слои населения.

     Главная проблема малого бизнеса такова: у малого предпринимательства нет ресурса для продвижения своих интересов. Последняя ниточка, за которую хватаются сейчас самые стойкие предприниматели, прошедшие огонь и воду всех реформ это комитет по малому бизнесу при КЭРППиТ и Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе. Если сейчас правительство не повысит роль этих структур в разработке и принятии всех постановлений, касающихся малого бизнеса, то не только будет провалена принятая программа развития малого бизнеса, но и весь малый бизнес Санкт-Петербурга погибнет! 

     3.2 Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

     13 ноября 2007 года на заседании Правительства  Санкт-Петербурга была одобрена  Концепция развития малого предпринимательства, включающая План мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на период с 2008 по 2011 год.

     В соответствии с Концепцией стратегия  развития малого предпринимательства  в Санкт-Петербурге состоит из двух взаимоувязанных составляющих, которые условно могут быть определены как «стратегия переходного периода и стратегия сценарного развития».

     Стратегия переходного периода предусматривает, что в течение 2008 года главной  задачей развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге является оптимизация использования ресурсов для решения ключевых проблем субъектов малого предпринимательства и обеспечения его эффективного перехода к стратегии сценарного развития.

     В рамках Концепции представлены три приоритетных сценария развития субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

     Сценарий 1 – «Промышленно-инновационный». Предусматривает  приоритетное развитие малого предпринимательства  в обрабатывающих отраслях (химической промышленности, металлургии, строительных материалов, машиностроение, электротехнике, приборостроения), а также в сфере науки и информационных технологий.

     Сценарий 2 – «Социально-инновационный». Предусматривает  приоритетное развитие малого предпринимательства  в строительстве в сферах культуры, здравоохранения, образования, социальных, бытовых и коммуникальных услуг, туризма, а также инновационных составляющих обрабатывающих отраслей.

     Сценарий 3 – «Транзитный». Предусматривает  приоритетное развитие в отраслях транспорта, связи, оптовой торговли, ориентированной на транзитные операции.

     Согласно  Концепции развития общая сумма  бюджетных средств, выделенных на поддержку  малого предпринимательства с 2008 по 2011 год составит 2 млрд. 744 млн. рублей. Такой финансовой поддержки малому бизнесу в Петербурге еще не оказывали, хотя по оценке Правительства это далеко не предел.

     В ходе откровенного и честного обсуждения Концепции, к которому призвала Губернатор В.И. Матвиенко, представители Общественного  Совета по малому предпринимательству  при Губернаторе Санкт-Петербурга определили ряд проблем развития малого бизнеса, решение которых требует неотлагательных действий со стороны Правительства Санкт-Петербурга. Одним из важнейших аспектов является поддержка малого бизнеса в процессе кредитования. Правительство Санкт-Петербурга приняло решение обратить особое внимание на данный вопрос и еще раз обратиться к банковскому сообществу с призывом выработки гибких схем кредитования малого бизнеса Санкт-Петербурга даже в небольших размерах (так называемое мини-кредитование).

     Второй  вопрос, который необходимо решить, это разработка дифференцированной схемы подключения к электросетям субъектов малого предпринимательства: небольшое предприятие платит минимум  в соответствии с потребностями  в электроэнергии, а по мере увеличения запросов растет тариф за подключение. Решение этого вопроса в компетенции городского Правительства и руководства ОАО «Ленэнерго». Также предприниматели обратили внимание Правительства на необходимость создания за счет бюджета города или инвесторов технопарков на периферии Петербурга, куда в ближайшее время будут перебазироваться промышленные предприятия из центра города. На сегодняшний день собственными усилиями представителей малого и среднего бизнеса вопрос переоборудования и переезда на окраины решить не представляется возможным. Губернатор поручила в ближайшее время представить перечень конкретных адресов, где будут оборудованы технопарки, с соответствующими производственными площадями и инженерной инфраструктурой.

     Одобренная  Правительством Концепция призвана решить поставленные проблемы и создать экономически благоприятные условия для развития предпринимательства. Как заявил председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга С.В. Федоров, в процессе создания Концепции, она была вынесена на обсуждение общественных советов при районных администрациях. Таким образом, в Концепцию было внесено около 80 поправок в план мероприятий по развитию и поддержке малого бизнеса и учтены предложения предпринимателей всего Санкт-Петербурга.

     Концепция развития малого предпринимательства  в Санкт-Петербурге на 2008-2011 год позволит органам государственной власти Санкт-Петербурга и общественным организациям предпринимателей эффективно участвовать  в организации малого предпринимательства в городе как одного из важнейших секторов экономики Санкт-Петербурга.

     Целью Концепции является формирование региональной политики развития малого предпринимательства  в Санкт-Петербурге, включающей:

     - формирование базовых принципов деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в отношении развития малого предпринимательства, соблюдение которых обеспечит эффективное развитие малого предпринимательства;

     - систематизацию основополагающих  методических подходов, обеспечивающих эффективное и целостное воздействие на процесс развития малого предпринимательства;

Информация о работе Малое предпринимательство в России