Малый бизнес: роль в современной экономике и особенности становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание

Работа ставит перед собой следующие задачи:
- Раскрыть сущность содержания понятия «малый бизнес» и рассмотреть его основные черты;
- Определить роль и значение малых предприятий для экономики;
- Выявить черты схожести и различия малого бизнеса России и зарубежных стран;
- Выявить функции, которые выполняет малое предприятие в экономике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес: сущность, значение, особенности………………….5
Сущность и роль малого бизнеса в экономике……………………………5
Характерные особенности малого бизнеса…………… …………………..9
Структура занятости населения в малом предпринимательстве…….11
Глава 2. Малый бизнес в России и за рубежом……………………………….16
2.1 Отличия малого бизнеса зарубежных стран от Росси.…………………..16
2.2 Малый бизнес в России: особенности становления, проблемы и возможные пути их решения …..………………………………………………26
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы . …………………………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 12.2010.docx

— 76.13 Кб (Скачать документ)

 

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

 

Кафедра экономической  теории

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

Малый бизнес: роль в современной  экономике и особенности становления  в России.

 

 

 

Студентки__________2________курса

Э-09-038 Васюковой  Елизаветы 

Сергеевны Э-93

Руководитель: Грушецкая

Лидия Севостьяновна

Оценка после защиты:

_________________________________

Состав комиссии:

______________________________

______________________________

______________________________

Дата защиты:_____________________

 

Новосибирск 2010

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Малый  бизнес: сущность, значение, особенности………………….5

    1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике……………………………5
    2. Характерные особенности малого бизнеса…………… …………………..9
    3. Структура занятости  населения в малом предпринимательстве…….11

Глава 2. Малый  бизнес в России и за рубежом……………………………….16

2.1 Отличия малого  бизнеса зарубежных стран от Росси.…………………..16

2.2 Малый бизнес  в России: особенности становления, проблемы и возможные пути их решения …..………………………………………………26

Заключение  ………………………………………………………………………35

Список литературы . …………………………………………………………....38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теории о предпринимательстве  зародились еще в XVIII. Первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций  предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. Предприниматель, по Смиту, - это собственник капитала, который ради реализации какой–то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Й. Шумпетер определяет предпринимателей как хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предпринимательство – это рискованное дело добровольно осуществляемое гражданами. Также предпринимательство трактуют как свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях получения прибыли. Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика функционировать и развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта;  во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 -  70  процентов  ВНП. Поэтому абсолютное  большинство  развитых  государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой  экономике  функционирует  огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число малых предприятий превышает 12 млн.,  а в Японии 9 млн. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,  придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в  формирование  конкурентной среды, что для экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать,  что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку. Немаловажна роль  малого  бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. [3] Создание малых предприятий является ведущей проблемой нынешнего этапа формирования рыночных отношений в экономике России. Эффективное рыночное хозяйство возможно лишь в том случае, если на рынках товаров и услуг монополистические структуры уравновешиваются необходимым числом малых предприятий, которые в решающей степени обеспечивают сохранение рынка. Малый бизнес способен стать одним из факторов выхода экономики из кризиса, вместе с тем он продолжает испытывать большие трудности в своем развитии.

 Таким образом, становится  понятна актуальность выбранной  темы курсовой работы – «Малый  бизнес: роль в современной экономике и особенности становления в России». Работа ставит перед собой следующие задачи:

- Раскрыть сущность содержания  понятия «малый бизнес» и рассмотреть  его основные черты;

- Определить роль и значение малых предприятий для экономики;

- Выявить черты схожести  и различия малого бизнеса  России и зарубежных стран;

- Выявить функции, которые  выполняет малое предприятие  в экономике.

 

 

 

Глава 1. Малый  бизнес: сущность, значение, особенности.

    1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике.

Малый бизнес играет для  экономики значительную роль. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, такие как торговля, сфера услуг создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Что же такое предпринимательство? Предпринимательство – это форма проявления инициативы, рассчитанная на получение систематической прибыли в ходе организации собственного бизнеса, несущая финансовые риски и материальную ответственность. Другими словами – это проявление общественных отношений инициативного характера индивидуального или коллективного объединения физических или юридических лиц. Предпринимательство - форма выражения и развития личности человека, его способностей и потребностей. Социальные потребности людей определяют их стремление к экономической свободе. По мере выхода из нищеты предприимчивость человека все теснее связывается с состязательностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе. Под предпринимательским ресурсом понимается способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов, для осуществления хозяйственной деятельности. Определяя предпринимательские способности более широко, можно выделить такие способности человека, как способность использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара; принимать разумные последовательные решения; применять новшества и идти на (оправданный) риск. Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой, т.е. действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать, как говорится, на все сто процентов). Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования. Следует заметить, что предприниматель вправе частично переложить риск на других субъектов экономики, но полностью избежать его он не может. Справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает. Иными словами, для получения экономической прибыли предприниматель должен осознанно пойти на принятие рискового решения. Из существующих факторов производства – земля, труд, капитал, знания, предпринимательская способность, - предпринимательская способность становится все более важным экономическим ресурсом. Предпринимательство (предпринимательский ресурс) всегда являлось одним из важнейших предметов исследований экономической науки, так как предприниматель является главным действующим лицом рыночного хозяйства.

Человеческий капитал  в широком определении — это  интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального  и управленческого труда, среду  обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития. Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе — в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие.

Малые предприятия выполняют  в экономике разнообразные функции.  Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых  изделий.  Иногда малые предприятия осуществляют  промежуточную сборку.  Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. Среднее время  жизни малых предприятий где-то 6 лет.  Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию,  следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели,  в то время как  на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной  в  основном  на  местные рынки сбыта.  В основном, это  скоропортящиеся  продукты,  ювелирные   изделия, одежда, обувь и т.д.

В общем, стоит отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Предприятие занимает центральное  место в народнохозяйственном комплексе  любой страны. Это первичное звено  общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель  и обеспечивает процесс воспроизводства  на основе самоокупаемости и самостоятельности. От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

Роль малого бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой  легче всего начинать самостоятельный  бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии малого предприятия. В развитых странах  до 80% предприятий – субъекты малого предпринимательства. И хотя большие  предприятия, представляя количественное меньшинство дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности. Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие – это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин «малое предприятие» определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы – все это предприятия и они могут быть малыми, если попадают под критерии малых предприятий.

Необходимо дать свободу  для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую  насыщенность рынка, тенденцию к  устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным  монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения  новых технологий всегда был заторможен.

Наконец, развитие мелкого  предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в  союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. Современная структура рыночной экономики в масштабах России в 2008 г. насчитывает 300-400 тысяч малых предприятий. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.[11]

    1. Характерные особенности малого бизнеса.

Существует ряд особенностей малого бизнеса. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. [9]

 Малый бизнес является  наиболее динамическим элементом  структуры народного хозяйства,  которое постоянно изменяется. Он, как источник прогрессивных экономических  изменений, оказывает содействие  развитию конкуренции, создает  новые рабочие места, интенсивно  занимается научными разработками.  Малый бизнес является ручательством  демократизации экономики и общественной  жизни, фактором поддержания социальной  справедливости в обществе.

В большинстве стран малыми считают предприятия, которые отвечают определенным признакам, а именно качественным: предприятие независимое, им руководят  владельцы или совладельцы, его  деятельность имеет преимущественно  локальный характер и не может  существенно влиять на цены и объемы выручек в своей области, и  количественным: законодательно установленным  критериям.

В рыночной экономике малое  предпринимательство выполняет  целый ряд жизненно важных функций:

- малые предприятия   играют особую роль в развитии  торговли, сфере услуг, сфере питания,  производстве товаров народного  потребления; 

- оказывают содействие  формированию конкуренции и противостоят монополистическим тенденциям;

- создают большую частицу товаров в экономике;

- оказывают содействие  решению проблемы занятости; 

- удовлетворяют специфические нужды потребителей, формируют индивидуальный спрос;

- делают значительный  взнос в научно-технический прогресс;

- обеспечивают базу для  становления средних и больших  предприятий в будущем; 

Выделяют следующие параметры, которые являются особенностями малого бизнеса:

1.Процент венчурной специализации. Эта особенность проявляется в том, что малые предприятия играют очень важную роль в формировании инновационной экономики (примерно 25%). Но это если речь идёт о развитых странах. В России же малые предприятия в основном заняты в сфере торговли и коммерции. Поэтому очень важная задача государства в том, чтобы стимулировать малый бизнес к поиску новых способов заработка.

2. Легитимность. Важной проблемой является низкая легитимность бизнеса. Это связано с тем, что большое количество предприятий функционирует в теневой экономике. Такие компании занижают прибыль, выплачивают меньше налогов, следовательно, уменьшается доход в бюджет страны.

  3. Нехватка финансирования. Следует отметить, что для малого бизнеса характерна острая нехватка финансирования. Это связано с небольшим индивидуальным капиталом. Ведь стартовый капитал полностью уходит в оборот. Поэтому приходится брать кредиты в банке. Но это не всегда удобно, так как процентные ставки на кредитование малого бизнеса довольно высоки. В итоге многие мелкие предприятия разоряются.

Информация о работе Малый бизнес: роль в современной экономике и особенности становления в России