Малый бизнес: роль в современной экономике и особенности становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание

Работа ставит перед собой следующие задачи:
- Раскрыть сущность содержания понятия «малый бизнес» и рассмотреть его основные черты;
- Определить роль и значение малых предприятий для экономики;
- Выявить черты схожести и различия малого бизнеса России и зарубежных стран;
- Выявить функции, которые выполняет малое предприятие в экономике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес: сущность, значение, особенности………………….5
Сущность и роль малого бизнеса в экономике……………………………5
Характерные особенности малого бизнеса…………… …………………..9
Структура занятости населения в малом предпринимательстве…….11
Глава 2. Малый бизнес в России и за рубежом……………………………….16
2.1 Отличия малого бизнеса зарубежных стран от Росси.…………………..16
2.2 Малый бизнес в России: особенности становления, проблемы и возможные пути их решения …..………………………………………………26
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы . …………………………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 12.2010.docx

— 76.13 Кб (Скачать документ)

  4. Неустойчивость. Эта особенность плавно вытекает из предыдущей. Малый бизнес становится крайне нестабильным из-за недостаточного поступления средств, иногда этот может обостряться жёсткой конкурентной борьбой и внешними экономическими факторами (инфляция, экономический кризис). Статистика показывает, что каждый четвёртый владелец малого бизнеса остается банкротом или сворачивает свою деятельность ещё в первый год.

1.3 Структура занятости  населения в малом предпринимательстве.

В России распределение субъектов  малого бизнеса по видам экономической  деятельности имеет определенные отличия  от характерного для развитых стран. В российском малом бизнесе в настоящее время доминируют  предприятия торговли, общественного питания, сервисных услуг. В развитых странах рост малого предпринимательства связан, прежде всего, с венчурным инновационным процессом, а в развивающихся странах инновационный компонент в малом бизнесе представлен гораздо скромнее.

Число малых предприятий по видам экономической  деятельности в 2008г[1]

 

Малые предприятия

В т. ч. микропредприятия

 

Тыс.

В % к итогу

Тыс.

В % к итогу

Всего

1347,7

100,0

1065,0

100,0

Из них по видам экономической  деятельности:

с/х, охота, л/х

35,3

2,6

18,9

1,8

рыболовство,

рыбоводство

2,8

0,2

1,9

0,2

добыча п/и

5,2

0,4

3,9

0,4

обрабатыв. промышленности

144,5

10,2

102,0

9,6

строительство

160,2

11,4

122,3

11,5

торговля

571,9

42,4

488,0

45,8

транспорт и связь

73,4

3,4

56,4

5,3

фин. деятельность

24,1

1,8

20,3

1,9

образование

3,6

0,3

2,9

0,3

здравоохранение

15,5

1,2

11,4

1,1

предоставление услуг

33,5

2,5

25,7

2,4


Одним из важных показателей развития сектора малого предпринимательства выступает число предприятий с численностью  до 250 человек на 1000 человек населения. В странах ЕС эта величина составляет 45 предприятий, в России  - 37 предприятий.

Удельный  вес  численности работников  отдельных в средней численности  работников по видам экономической  деятельности в 2008г.1

 

Малые предприятия

Микропредприятия

средняя численность работников - всего

в том числе

средняя численность работников - всего

в том числе

средне- 
списочная  
числен- 
ность 
работников  
(без внеш- 
них сов- 
местите- 
лей)

средняя 
числен- 
ность 
внешних 
совмести- 
теле

числен- 
ность 
работни- 
ков, выпол- 
нявших  
работы по  
договорам 
граждан- 
ско-пра- 
вового 
характера1

средне- 
списочная  
числен- 
ность 
работников  
(без внеш- 
них сов- 
местите- 
лей

средняя 
числен- 
ность 
внешних 
совмести- 
телей1

средняя 
числен- 
ность 
работни- 
ков, выпол- 
нявших  
работы по  
договорам 
граждан- 
ско-пра- 
вового 
характера1

всего

100

91,5

6,0

2,5

100

90,3

8,3

1,5

из них

   

1

         

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

100

96,0

1,7

3,2

100

97,5

1,9

0,6

рыболовство, рыбоводство

100

91,8

5,0

4,0

100

88,3

9,0

2,7

добыча полезных ископаемых

100

91,2

4,8

2,0

100

86,3

9,3

4,4

обрабатывающие  производства

100

93,3

4,7

5,3

100

92,3

6,5

1,2

производство и  распределение  
электроэнергии, газа и воды

100

89,3

5,4

3,5

100

85,8

10,7

3,5

строительство

100

91,0

5,5

1,2

100

90,4

8,0

1,6

оптовая и розничная  торговля, услуги

100

92,8

6,0

1,9

100

91,3

7,8

0,9

гостиницы и рестораны

100

93,2

4,9

3,1

100

93,7

5,6

0,8

транспорт и связь

100

91,2

5,7

4,2

100

87,9

8,0

4,2

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

100

87,7

8,1

4,2

100

86,8

10,7

2,5

образование

100

72,0

18,4

9,6

100

74,2

21,7

4,1

здравоохранение и предоставление социальных услуг

100

78,1

19,1

2,8

100

75,4

22,8

1,8

предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных  
услуг

100

91,2

5,9

2,9

100

92,4

6,6

1,1


   По данным на 1 января 2009 года средняя совокупная численность работников, занятых на малых предприятиях России, составляла 11,4 млн человек, что на 12 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года.2

 Основная отрасль, где сосредоточены малые предприятия – это сфера услуг. В г. Новосибирске в 2008г. был проведен опрос собственников действующих предприятий сферы услуг, почему индивиды неохотно идут в эту отрасль.

В опросе приняли участие 72 предприятия малого бизнеса, работающие на городском потребительском рынке  услуг от 1 года до 10 лет. Репрезентативность и актуальность данных выработки  по состоянию на май 2009 г. составила 95%. Полученные результаты позволили  выявить основные факторы, сдерживающие рост бизнеса в сфере услуг, безотносительно  к отраслевой принадлежности действующих предприятий. Одновременно опрашивались предприниматели в сфере бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания. Оказалось, что проблемы деятельности их предприятий совершенно не связаны с отраслевым характером бизнеса или длительность работы компании. Они те же, что испытывает малый бизнес как в нашем регионе, так и по всей стране.

Так, основными факторами, затрудняющими деятельность компании во внешней среде, 60% респондентов считают  высокую ставку арендной платы. Проблема налогов актуальна для 38% исследуемых  предприятий, притом, что 75% из них используют упрощенный режим налогообложения. Для 30% опрошенных значимы высокая  процентная ставка по кредиту, а также расходы по оплате тарифов на услуги транспорта, электроэнергии, водоснабжения и прочие коммунальные платежи. Административные барьеры, связанные с организацией и ведением бизнеса, волнуют 25% опрошенных предпринимателей. Основные затраты малых предприятий в сфере услуг приходятся на оплату труда и аренду помещений, коммунальные платежи, административные и коммунальные издержки. Существуют также внутренние проблемы, которые затрудняют ведение бизнеса. В данном исследовании  65% собственников предприятий испытывают недостаток финансовых ресурсов, 38% - слабую укомплектованность квалифицированными специалистами, 21% - текучесть кадров, 13% - плохую техническую оснащенность.[10]

В Росии в 2008г. в научно-технической сфере работало около 23 тыс. малых предприятий, причем часть из них в действительности занимается преимущественно торговой и посреднической деятельностью. Внедрением  инноваций в России занимается лишь 4-5% предприятий, тогда как в развитых – от 70-82%.

 По данным на 1 января 2009 года вклад продукции, производимой малыми предприятиями, в совокупный объем ВВП России составлял 21 %, что на 4 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года3.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Малый  бизнес в России и за рубежом.

2.1 Отличия малого бизнеса зарубежных стран от России.

Уровень развития малого бизнеса  напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как  в странах - членах ЕС не менее 30. В  России доля малых фирм в общем  числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия  малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий. Развитие малого бизнеса на Западе идет более  быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают  им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах  в настоящее время представляет собой средний класс, который  служит базой для стабильного  развития экономики. Даже бывшие развивающиеся  страны именно с развитием малого бизнеса совершили большой экономический  рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия  и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом. Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается  свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и  добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе  Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Малый бизнес играет важнейшую  роль в экономике Соединенных Штатов: на него приходится 99,7% всех предприятий и половина рабочей силы частного сектора американской экономики. На малых предприятиях ежегодно появляется  от 60 до 80% новых рабочих мест; они производят более 50% ВВП, создаваемого частным сектором (за исключением сельского хозяйства); на них работают 39% высококвалифицированных специалистов, и они регистрируют в 13-14 раз больше патентов в расчете на одного занятого, чем крупные компании; на малый бизнес приходится 29% общего объема американского экспорта. Отличительной чертой  малого бизнеса является его быстрое обновление: в США ежегодно возникает и ликвидируется множество малых компаний. Потребности американского малого бизнеса в значительном объеме средств удовлетворяются из целого ряда различных источников финансирования. К ним относятся: накопления населения (деньги друзей, знакомых); рисковое  долевое финансирование, представляемое так называемыми «ангелами бизнеса» и венчурными компаниями; различные виды кредитов в зависимости от этапа становления компании и от вида обеспечения: кредиты под собственный капитал, кредиты страховых компаний, кредиты под залог активов.[7]

В США финансовое содействие малому бизнесу реализуется в  форме гарантированного предоставления ссуд предпринимателям сроком до 15 лет. Выступая гарантом перед частными банками, государство принимает на себя ответственность  по всем условиям предпринимательских  кредитов. Объем гарантий Администрации  США по частным кредитам малому бизнесу  в 2008 г. составил 24,4 млрд дол. (с учетом ежегодного прироста по сравнению с уровнем 2005 г. на 25%)4. Значимая поддержка американских малых предприятий  - обязательное предоставление государственных заказов на  поставку товаров и оказание услуг. В рамках установленных квот силами малых предприятий  США производится примерно 23% всех государственных закупок и услуг. Предприниматели также имеют возможность получать целевые кредиты для оплаты аренды помещений  в соответствие с действующей  «Программой государственных гарантий в сфере аренды и страхования строительных подрядов». Гарантом подобных сделок перед частными арендодателями недвижимости выступает государство.[5] 

Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка малого предпринимательства. В Японии к малым предприятиям относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, на транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек или до 30 млн. иен в оптовой торговле и до 50 человек или до 10 млн. иен в розничной торговле и сфере услуг. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.

Законодательные акты по регулированию  предпринимательской деятельности, принимаемые правительством Японии, выделяют статус предприятий малого бизнеса и устанавливают размер льгот для них в соответствии с видом деятельности. Большое количество законодательных актов регулирует антимонопольную деятельность в Японии. Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства лишаются права осуществления своей деятельности. Данные действия распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов позволяют Правительству Японии контролировать неподтвержденный рост цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии существуют хорошие условия для развития малого предпринимательства.[13]

Информация о работе Малый бизнес: роль в современной экономике и особенности становления в России