Малый бизнес: роль в современной экономике и особенности становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание

Работа ставит перед собой следующие задачи:
- Раскрыть сущность содержания понятия «малый бизнес» и рассмотреть его основные черты;
- Определить роль и значение малых предприятий для экономики;
- Выявить черты схожести и различия малого бизнеса России и зарубежных стран;
- Выявить функции, которые выполняет малое предприятие в экономике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Малый бизнес: сущность, значение, особенности………………….5
Сущность и роль малого бизнеса в экономике……………………………5
Характерные особенности малого бизнеса…………… …………………..9
Структура занятости населения в малом предпринимательстве…….11
Глава 2. Малый бизнес в России и за рубежом……………………………….16
2.1 Отличия малого бизнеса зарубежных стран от Росси.…………………..16
2.2 Малый бизнес в России: особенности становления, проблемы и возможные пути их решения …..………………………………………………26
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы . …………………………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 12.2010.docx

— 76.13 Кб (Скачать документ)

Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Существует  ряд особенностей малого бизнеса  России по сравнению с другими  странами, а также по сравнению  со средним или крупным бизнесом.

- Низкий процент  венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

- Низкая легитимность  малого бизнеса. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.

- Постоянная нехватка  финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитования малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

   - Неустойчивость малого бизнеса.  Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:

- Гибкость малого  бизнеса. Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.

  - Экономичность малого бизнеса. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнеса выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже,  сравнительно  меньше расходов на организацию бизнеса. В 2009 году по критерию эффективности бизнеса Россия занимала  49 место.[15]

- Узкая специализация  малого бизнеса. Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения. По данным Росстата на 1 января 2008 года в общем числе малых предприятий (включая микропредприятия) почти каждое второе место – малое предприятие торговли. Среди действующих в 2008 году  малых предприятий (без микропредприятий) практически каждое третье осуществляет торговую деятельность, а в общем объеме оборота малого предпринимательства на долю предприятий торговли  приходится  более 60%.[14]

- Развитие регионального  рынка.  Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

В качестве основной цели развития малого предпринимательства следует  ставить формирование так называемого  среднего класса, групп мелких собственников - владельцев малых предприятий (доля «среднего класса», по словам президента РФ Д. А. Медведева, должна к 2020 г. достичь 60-70% населения). По данным опроса российских предпринимателей для малого бизнеса существуют следующие проблемы:[4]

1) Конкуренция. Проблема конкуренции и обеспечения конкурентоспособности малого предприятия многогранна. С одной стороны, именно конкуренция создает атмосферу неустойчивости для предпринимателей и отпугивает желающих открыть собственный бизнес. С другой, конкуренция – это важный рыночный инструмент, заставляющий предпринимателей искать пути более полного удовлетворения потребностей покупателя и, следовательно, делать свою работу более эффективно. Конкуренция есть необходимая составляющая эффективного ведения бизнеса. Необходимо развивать предпринимательские таланты  у руководителей малых предприятий, так как число людей, обладающих от природы развитым предпринимательским талантом, ограничено  способностями и личными приоритетами. Для решения этой задачи следует создать новые или использовать существующие образовательные и содействующие малому бизнесу структуры (учебные комбинаты, технопарки и т. п.) В 2008 году Россия  в глобальном рейтинге конкурентоспособности  опустилась с 43-го на 47-е место. Вместе с тем она опережает Хорватию, Турцию, Мексику и др.

2) Административные  барьеры в большинстве случаев рассматриваются как «абсолютное зло» - происходит снижение эффективности деятельности малого предприятия и повышение уровня коррупции в целом. Многие предприятия малого бизнеса потому и работают, что сумели установить «деловые контакты» с представителями организаций, создающих административные барьеры. Недаром одной из важных составляющих таланта предпринимателя считается умение устанавливать нужные деловые контакты. Образовавшийся «союз» во многом препятствует появлению новых предпринимателей и справедливой конкуренции. Решение проблемы основано на создании на базе существующих центров поддержки малого бизнеса «скорой помощи» - службы  по защите интересов малых предприятий во всем, что касается их взаимодействия с различными органами власти, проверяющими и регламентирующими организациями. «Скорая помощь» должна реагировать не только на уже появившиеся проблемы, но и помогать в их профилактике. Цель программы - обеспечение равных и благоприятных условий для бизнеса, увеличение числа малых предприятий и рост налоговых поступлений от них в бюджеты разных уровней. Например, через обязательное присутствие представителей такой службы при любой проверке предприятия малого бизнеса, при взаимодействии с разрешительными и регламентирующими органами при получении различных разрешений и согласований. В телефонном режиме специалисты бесплатно разъясняют предпринимателям наиболее сложные вопросы, а в экстренных случаях выезжают для консультаций на месте. [4]

3) Кадры. Эта проблема, насущная для предприятий различных размеров и форм собственности. Обычно считается, что работа в малом бизнесе требует от персонала, в первую очередь, «универсальности». И это многих отпугивает. Но настоящей причиной остается нежелание специалистов работать в малом бизнесе. Во-первых в малом бизнесе существенно меньше социальных гарантий (сокращение реального времени отпусков, избавление от тех, кто использует «больничный», студентов вечерних и заочных учебных заведений). Во-вторых, в малом бизнесе возможностей для карьерного роста и регулярного повышения квалификации практически нет.  Основным источником трудовых ресурсов для малого бизнеса остается семья и ближайшее окружение. Решением проблемы стал бы перенос тяжести социальной ответственности с малого бизнеса на государственные или самоорганизующиеся организации. В определенной мере этому способствовал «аутстаффинг» - система найма сотрудников для малого бизнеса, позволяющая повышать эффективность  малых предприятий и увеличивать социальные гарантии для их сотрудников. В РФ в 2010 году насчитывается свыше 1032 тысячи малых предприятий, на которых занято около 8,5 млн. чел.(по среднесписочному составу). Из общей численности населения России 142 млн. экономически активным является около 75 млн., следовательно, в малом бизнесе трудятся только 11,3%.[14]

4) Финансирование. Несмотря на все усилия в данном направлении, проблема финансирования развития малых предприятий так и не была до конца решена. Осложняют жизнь предпринимателей  и подготовка документов для получения кредита, и требования банков по залогу и поручительству. Безусловно, высокие банковские проценты являются сильным сдерживающим фактором. Наибольшая финансовая поддержка требуется именно на начальной стадии создания предприятия. И наиболее правильный путь – предоставлять кредиты вновь организующимся предприятиям через венчурные компании или подобные фонды, финансируемые из государственного или регионального бюджетов, и некоммерческие организации. При этом основой получения кредита должен быть подготовленный предпринимателем совместно с учебными центрами бизнес-план с его обязательной оценкой независимыми экспертами.

5) Информация. Предприниматели недостаточно используют информацию. Причина в том, что руководителям некогда следить за теми или иными открывающимися дополнительными возможностями. Применяемые способы распространения информации – выставки, брошюры в центрах поддержки малого бизнеса, интернет-ресурсы – недостаточны, так как предполагают  активный поиск информации со стороны предпринимателей, у которых нет времени, или технических возможностей. Необходимо использовать «пассивные» методы распространения информации малого бизнеса. Например: набор информационных материалов, которые предприниматель получает при регистрации предприятия, почтовые рассылки, журналы, газеты и брошюры, распространяемые по адресам предпринимателей, информационные стенды, информационные сообщения через банки и налоговые инспекции.

6)  Инновации. Одно из важнейших конкурентных преимуществ малого предпринимательства состоит в возможности быстро принимать и использовать инновации. В России немало различных научно-исследовательских и учебных учреждений, обладающих необходимыми ресурсами и опытом осуществления научного и информационного поиска. Они могли бы создавать и активно предлагать малым предприятиям описание инноваций в соответствующих сферах деятельности.

7) Налогообложение. Создание упрощенной системы налогообложения, введение единого налога на вмененный доход, способствовали тому, что проблема налогообложения перестала быть  главной бедой для предприятий палого бизнеса. Но для малого бизнеса есть серьезная опасность, заложенная в проекте бюджетной стратегии РФ на период до 2023г: могут возникнуть осложнения в результате замены единого социального налога  на страховые выплаты в фонды, что не только увеличит налоговую нагрузку на малый бизнес, но и существенно повысит расходы на ведение налогового учета. В РФ в 2009 году  величина поступлений по упрощенной системе налогообложения  составляла 2% в общем объеме налогообложения, по единому налогу на временный доход – около 1%.[15]

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов  малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие  малого  предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.[12]

В последнее время о  необходимости создания новых и  развития существующих предприятий  малого бизнеса постоянно говорят  и первые лица государства и региональные власти. Да и сами предприниматели бизнеса в последнее время стали энергичнее озвучивать свою позицию по поводу административных и иных барьеров, расширения доступа малого бизнеса к финансовым и иным ресурсам. В России ни один из проектов/программ не может получить должного развития на уровне регионов без прямого указания федеральных властей. Но если обобщить имеющийся опыт реализации программ, содействующих развитию малого бизнеса, можно заметить, что сегодня эти программы существенно тормозятся на уровне регионов. Происходит это по следующим причинам: региональные власти и региональные предприниматели не могут определить те самые «приоритетные» отрасли/направления, на которые следовало бы  направить финансовые и иные ресурсы. Малые предприятия и предприниматели крайне осторожно относятся  к любому взаимодействию с государственными органами и видят в этом скорее скрытые угрозы и ограничения, нежели реальную помощь. Население (в т. ч. молодежь)  не готово к созданию и ведению бизнеса. Особенно острая эта проблема в малых городах и областных районах, где не высок уровень образованного населения.[8]

Заключение.

Социальная значимость малого бизнеса  определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных  характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

Информация о работе Малый бизнес: роль в современной экономике и особенности становления в России