С целью облегчения процедур
получения кредитов субъектами малого
предпринимательства и правительством
Японии была создана Корпорация страхования
малого предпринимательства и ассоциации
по гарантированию кредитов подобно
созданию Государственных фондов для
развития и поддержки малого предпринимательства
Китая, США и других стран. Правительство
Японии на всех уровнях власти выделяют
субсидии на всех этапах развития субъектов
малого предпринимательства, которые
принимают активное участие в
развитии наукоемкой и высокотехнологичной
промышленности. Государство выделяет
для них займы и оказывает
помощь в получении кредитов путем
предоставления поручительств и
иных способов кредитных гарантий.
Вместе с тем при государственной
поддержке осуществляется обучение
специалистов в специально созданных
центрах и предоставляется квалифицированное
консультирование предпринимателей. Одним
из хороших примеров поддержки малого
предпринимательства в Японии демонстрирует
Организация по поддержке малого и среднего
бизнеса Токийской префектуры Отаки (OCIPO).
Организация размещается в здании, построенном
в 1995 году на средства, выделенные префектурой.
Государство поддерживает малые предприятия,
предоставляя услуги в сфере консалтинга,
рекламы, подбора кадров, оказывая организационную
помощь. Конкретный пример: в 2008 году OCIPO
открыла в Таиланде совместно с представителями
местного частного бизнеса технопарк.
Он состоит из одного производственного
(около 2500 кв. м) и одного административного
здания (около 800 кв. м)6. В планах
строительство еще трех производственных
помещений. Промышленность Таиланда, в
частности металлообработка, поднимается,
и те комплектующие, которые раньше импортировались,
теперь изготавливаются на месте.[13]
Японская экономика демонстрирует
любопытные картины. Казалось бы, что
может производить предприятие
из одного человека? Валы для скоростного
поезда (синкансэн). Их шлифовкой и занимается
на суперсовременном оборудовании один
рабочий. Да и многие комплектующие для
автомобильной промышленности (и не только)
производят такие же «малыши».По уровню
защиты и поддержки бизнеса в технопарке
созданы условия, аналогичные японским.
Продукция продается преимущественно
на рынке Таиланда, но иногда поставляется
в Японию.[12]
Малое предпринимательство
в Германии является
одним из важнейших секторов экономики. В Германии по вопросу количественных
характеристик при выделении малых и средних
предприятий не выработано единого мнения.
В целом в Германии приняты следующие
критерии: к малым относятся предприятия
с количеством занятых менее 50 человек
и годовым оборотом до 1 млн. евро. Предприятия
малого бизнеса (т.е. мелкие компании с
числом занятых до 10 человек) составляли
в 2008 г. в Германии более 99,8 % от общего
числа фирм. При этом на них приходится
2/3 рабочих мест и 4/5 ученических. Ежегодно
сфера малого бизнеса производит 56% ВВП,
1/2 промышленной продукции, на нее приходится
44 % валовых инвестиций и 40 % товарного
экспорта. Предприятия малого бизнеса
можно встретить практически во всех отраслях
на всей территории страны. Например, в
сфере услуг ФРГв 2008 г. было занято 35 % малых
фирм.
Правительство осуществляет
поддержку малого предпринимательства
как финансовую, так и технологическую.
Существуют специально разработанные
программы для развития малого
предпринимательства, занятого в
сфере науки. Правительство Германии
предоставляет льготы для получения
кредита для развития малого
предпринимательства для следующих
объектов:
- предпринимателей малого
и среднего бизнеса, занятых
в сфере научных разработок;
- предприятий, разрабатывающих
проекты для сохранения и улучшения
условий окружающей среды и
заботящихся об экологической
ситуации в стране;
- малых предприятий, которые
участвуют в улучшении развития
слаборазвитых с экономической
точки зрения районов страны;
- предпринимателей, которые
заняты в области строительства
и решения жилищных условий;
- малых предприятий, разрабатывающие
проекты в области улучшения
условий производства.
К основным программам, направленным
на развитие малого и среднего предпринимательства
в Германии относятся: «Концепция
развития научно-технической политики
по отношению к предприятиям малого
и среднего предпринимательства», «Стимулирование
сбережений для открытия собственного
бизнеса». С помощью первой программы
осуществляется обеспечение финансирования
малого предпринимательства страны. Вторая
программа благоприятствует для открытия
своего дела с применением проектов «start-up».[6]
Поддержка малых предприятий
правительством Германии осуществляется
по всем значимым направлениям. На 2009-2010
гг. из госбюджета страны для развития
малых предприятий собственникам выделено
15 млрд евро кредитных средств.[13]
Сфера услуг в сегодняшней
Германии крайне непочетна. Большая
часть ресторанов, специализирующихся
на национальной кухне, принадлежит
выходцам из Сербии, Польши, Хорватии и
даже Испании. С молчаливого согласия
местных жителей сферу частных
химчисток, маленьких продуктовых
магазинов, табачных лавок, прачечных,
парикмахерских, студий красоты, мастерских
по ремонту обуви и пошива одежды
также стали заполнять эмигранты.
Подобная схема бизнеса вполне устраивает
немцев, имеющих высокий образовательный
и интеллектуальный уровень. Другое дело
информационные технологии, биолаборатории,
исследования в области химии и фармакологии,
средств коммуникаций. Не отстает от высокоинтеллектуальных
стремлений немцев и бундестаг. Он всячески
поощряет на этой ниве начинающих и уже
состоявшихся предпринимателей. Одна
из особенностей малого бизнеса ФРГ - развитие
инновационного бизнеса. На сегодня здесь
сформирована четкая инфраструктура государственной
поддержки малого инновационного бизнеса:
технологические центры, исследовательские
институты и даже специальная транспортная
сеть.
Еще один немецкий феномен -
«предприниматели-совместители». Те, кто
не очень загружен основной работой
на крупной компании, организуют собственный
малый бизнес. Это особенно распространено
у юристов, бухгалтеров, аудиторов.
Есть и крупные концерны, которые
позволяют своим сотрудникам
постоянно трудиться дома. Тогда
у «совместителя» и вовсе появляется
полный карт-бланш для развития личной
предпринимательской деятельности.
Банки, страховые компании, финансовые
институты - многие из них уже сейчас
оказывают ряд услуг практически
круглосуточно. Ведь «совместителю» может
понадобиться перевести деньги, оформить
страховку или получить какую-то важную
консультацию ночью - днем-то он на основной
работе.[4]
Сингапур является крупнейшим мировым
центром переработки нефтяных продуктов
и производства полупроводников. Многие
специалисты считают, что Сингапур – лучшее
место для осуществления предпринимательской
деятельности. В стране широко развита
рыночная экономика и финансовая инфраструктура,
ведь именно здесь расположены представительства
более 3000 крупнейших компаний мира.
Рассмотрим основные причины
процветания экономики и предпринимательства
в Сингапуре:
1. Наличие благоприятной
экономической ситуации и привлекательного
инвестиционного климата в стране.
Существует льготное налоговое законодательство
в отношении малого предпринимательства,
которое направлено на привлечение иностранного
капитала и инвестиций. Также отсутствует
пошлина на перечисление прибыли, обеспечиваются
гарантии вложений денежных средств в
экономику.
2. Основой малого предпринимательства
Сингапура является предоставление
различных услуг: торговых, транспортных,
коммуникационных, финансовых, туристических
и других. Эти сферы услуг предоставляют
рабочие места для подавляющей части населения
страны, составляющей до 70-80%. Большинство
жителей Сингапура занимаются индивидуальной
предпринимательской деятельностью, некоторые
владеют акциями и другими ценными бумагами
различных компаний. Таким образом, средний
класс в Сингапуре составляет около 80%
от общего числа населения.
3. Созданы приемлемые условия
для открытия малого предпринимательства
и для осуществления непосредственной
деятельности, которые описаны в законодательных
актах и подлежат строгому исполнению.
Особые льготы рассчитаны на малые
предприятия, начинающие свой бизнес.
Сингапур занимает 5-е место по развитию
малого предпринимательства в мире.
Малое и среднее предпринимательство
в Сингапуре входят в одну группу.
При этом главным критерием является
количество занятых на предприятии
рабочих, которое не должно превышать
двухсот. Данную группу делится на две
категории. Первая категория занимается
организацией и развитием ресторанного,
гостиничного, туристического, строительного
и других сервисов. Малое предпринимательство
в Сингапуре подчиняется жестким
стандартам по обслуживанию туристов
и обустройству помещений. Поэтому
Сингапур ежегодно посещает не менее 6
млн. туристов. Вторая категория субъектов
малого предпринимательства занята
в сфере производства и применения
инновационных разработок. Экономика
Сингапура направлена на сотрудничество
между предприятиями и объединение
их в специальные союзы. Это делается
для эффективного распределения
труда и для достижения лучшего
результата при внедрении новых
технологий и производству новой
продукции. Малое предпринимательство
в Сингапуре обеспечивает рабочими
местами значительную часть занятого
населения страны, обеспечивая прирост
около 5-6 процентов в год.[4]
Такое развитие малого
предпринимательства было бы
невозможно без поддержки государства.
Правительство Сингапура заинтересовано
в содействии развития малого
предпринимательства с целью
их конкурентоспособности на
международном рынке. Поддержкой
малого предпринимательства в
Сингапуре занимается специально
созданное агентство «Spring», которое
занимается разработкой и реализацией
различных программ содействия малому
предпринимательству. Работа агентства
включает следующие направления:
- развитие предпринимательских
способностей субъектов малого
предпринимательства;
- предоставление консалтинговых,
бухгалтерских и консультационных
услуг предпринимателям;
- оказание помощи предприятиям,
касающейся специфики их работы;
- контроль качества предоставляемых
услуг и производимых товаров;
- совершенствование структуры
малого предпринимательства;
- подготовка кадров для
управления малым предпринимательством.
В Сингапуре внедряется огромное
количество разнообразных программ
по льготному кредитованию, которые
включают специальные займы, страхование
кредитных рисков, предоставление субсидий.
Для малых предприятий, численность
рабочих на которых составляет не
более 10 человек, создаются специальные
льготные условия получения кредита.
Вообще, банковская система кредитования
в Сингапуре имеет поддержку
и контролируется со стороны государства,
постоянно снижая ставки по кредитованию.
Правительство Сингапура
финансирует в большой степени
обучение и повышение квалификации
кадров, которые заняты в сфере
малого предпринимательства. Для этого
функционируют государственные
и некоторые частные учебные
заведения. Несмотря на наличие в
Сингапуре государственных контролирующих
органов, наблюдающих за выполнением
стандартов в различных отраслях
экономики, бюрократия чиновников в
стране сводится к минимуму. Следует
заметить, что вероятность получения
взятки должностным лицом исключается
практически на 100%. Чиновникам Сингапура
запрещено принимать любые подарки.
2.2 Малый бизнес в
России: особенности становления, проблемы
и возможные пути их решения.
Малый бизнес играл основную
роль в распространении цивилизации, но
его история никогда не занимала общественное
сознание. Но теперь малый бизнес все больше
признается как созидательная сила экономики.
В течении 1980-х годов престиж малого бизнеса
в мире начал повышаться в немалой степени
благодаря его способности изобретать
новые товары и создавать новые рабочие
места. Вследствие этого в последние годы
все чаще стали обращать внимание на его
достижения и возможности, перспективы
и проблемы. [10]
В российской истории малого
бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно
зарождение и деятельность центров
научно-технического творчества, временных
творческих коллективов при общественных
организациях, распространение бригадных
подрядов, малочисленность участников
предпринимательства и его экспериментальный
характер, формирование эмоционально-психологических
основ предпринимательской деятельности
на базе частной собственности. Этот
этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.)
сфера деятельности малого бизнеса
расширяется, количество людей, принимающих
в нём участие, увеличивается; предпринимательство
приобретает характер активного
многочисленного движения. Целью
развития малого бизнеса является насыщение
внутреннего рынка потребительскими
товарами. Этот этап назвали этапом
"кооперативного движения". Он послужил
акселератором в накоплении и
перераспределении капиталов, позволил
обрести начальные знания, навыки
работы малого предприятия. Третий этап
(1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных
актов, направленных на активизацию
малых предприятий. Началась подготовка
к проведению так называемой малой
приватизации. Она создавала необходимую
базу для реального перехода к
рыночным отношениям, повышения экономической
эффективности российской экономики.
Именно в это время было узаконено частное
предпринимательство. Особую значимость
в этот период имело развитие арендных
отношений, которые можно рассматривать
как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны
коммерциализация и появление среднего
и крупного бизнеса. Произошли коренные
изменения в отношении государства к развитию
предпринимательства. Были приняты многие
законы, открывшие широкие возможности
для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной
приватизации и развития всех видов предпринимательства,
появления множества собственников и
интенсивного участия малого бизнеса
в сфере услуг, торговли, общественного
питания, легкой промышленности, производящей
товары массового потребления и длительного
пользования. Однако на этом этапе ещё
не обеспечено стимулирование производства
товаров и услуг. Тем на менее заложенные
основы рыночных отношений, сформировавшиеся
капиталы, их способность к инвестиционной
деятельности дают возможность предположить,
что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития
предпринимательства сможет изменить
соотношение деятельных сил в пользу инновационных
процессов. Тогда предпринимательство
сможет проявляться во всем многообразии
и обнаруживать силы, способные двигать
рынок, обеспечивать нормальное функционирование
рыночной экономики, сосуществование
различных субъектов, каждому из которых
отведены свои сферы приложения деятельности
и свои задачи.