Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:08, курсовая работа
Отдельные положения и разработки экономистов оказали известное влияние на развитие ряда областей прикладной математики (теория игр, линейное программирование, операционный анализ и др.). Основные маржиналистские концепции (предельная полезность, предельная норма замещения, предельная производительность, предельная эффективность капитала и др.) используются в современных буржуазных теориях спроса, фирмы, цены, рыночного равновесия.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теория маржинализма
1.1. История возникновения теории маржинализма…………………………4-5
1.2. Концепции маржинализма …………………………………………..........5-7
1.3. Маржиналистская революция……………………………………………7-11
2. Школы маржинализма
2.1.Австрийская школа………………………………………………………11-16
2.2. Кембриджская школа………………………………………………..... .11-20
2.3.Американская школа…………………………………………………….20-24
3.Лозаннская школа
3.1. Общая характеристика………………………………………………….25-26
3.2. Методология экономического анализа Л. Вальраса………………...........26
3.3. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса……………26-29
3.4. Развитие учения лозаннской школы В. Парето…………………….....29-30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………….32
Рецензия……………………………………………………………………...33-34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
КАФЕДРА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
« МАРЖИНАЛИЗМ: УСЛОВИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ »
Выполнила студентка
Факультета КиМ
Группы № 212
Номер зачетной книжки – 09168
Гереева
П.Г.
Научный руководитель:
асс. Исраилова Э.А.
Ростов-на-Дону
2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теория маржинализма
1.1. История возникновения
теории маржинализма…………………………
1.2. Концепции
маржинализма ………………………………………….
1.3. Маржиналистская революция……………………………………………7-11
2. Школы маржинализма
2.1.Австрийская
школа………………………………………………………11-
2.2. Кембриджская школа………………………………………………..... .11-20
2.3.Американская
школа…………………………………………………….20-
3.Лозаннская школа
3.1. Общая характеристика…………………………………………
3.2. Методология экономического анализа Л. Вальраса………………...........26
3.3. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса……………26-29
3.4. Развитие учения лозаннской школы В. Парето…………………….....29-30
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Рецензия…………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века.
Основная
идея маржинализма - исследование предельных
экономических величин как
Маржинализм основывается на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, в частности анализ функциональной связи между исследуемыми факторами (например, зависимость спроса на товар от его цены, цен других товаров, дохода потребителя; влияние различного соотношения затрат труда и капитала на его производительность и др.), а отсюда и понятие предела функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства).
Отдельные
положения и разработки экономистов
оказали известное влияние на
развитие ряда областей прикладной математики
(теория игр, линейное программирование,
операционный анализ и др.). Основные
маржиналистские концепции (предельная
полезность, предельная норма замещения,
предельная производительность, предельная
эффективность капитала и др.) используются
в современных буржуазных теориях
спроса, фирмы, цены, рыночного равновесия.
1.Теория маржинализма
Возникновение теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм в качестве самостоятельного течения экономической мысли оформился во 2-й половине ХIХ в., что было вызвано объективными факторами. Конец XIX в. стал временем бурного экономического развития стран Западной Европы и США, что явилось следствием завершившегося промышленного переворота. Наиболее развитые державы вошли в период промышленного капитализма и свободной конкуренции. Мощное развитие рыночных отношений как внутри стран, так и между ними, обусловленное углублением процесса разделения труда, обострило внимание современников к ценообразованию, роли денег, законам поведения субъектов рынка и т.п. Эти проблемы и явились основным объектом исследования маржиналистов. Быстрое экономическое развитие сопровождалось кризисами, усилением социальной напряженности, доходившей до крайних форм. Это явилось питательной средой для достаточно широкого распространения марксистской теории, которая обосновывала неизбежность гибели тогдашнего экономического порядка. Наблюдался определенный кризис классической школы; известную популярность приобретает историческая школа в Германии, что ставило под сомнение методы классиков политической экономии. Поэтому не менее существенной причиной возникновения маржинализма можно считать стремление ученых - экономистов найти выход из кризиса экономической теории, их стремление открыть определенные новые перспективы современному им экономическому порядку. Школа маржинализма сформировалась на основе критики исторической школы, абсолютизировавшей эмпирический метод в изучении экономических явлений. Маржиналисты, напротив, доказывали необходимость общих закономерностей экономической жизни, первостепенность абстрактно логического метода научного анализа, вне зависимости от национальной специфики. Эта принципиальная позиция методологии дает основание утверждать о родстве маржинализма с рикардианством. В связи с этим маржиналистов (особенно представителей кембриджской школы) называют еще и «неоклассиками». В то же время маржинализм противопоставил рикардианской трудовой теории стоимости теорию полезности, где величина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а из интенсивности потребления. Существовавшая ранее теория полезности (Э.Кондильяк и Ф.Галиани), была усовершенствована маржиналистами на основе применения метода предельного анализа, который и дал название новой экономической школе. Этот метод применялся впоследствии при построении других концепций маржинализма: теории общего равновесия, распределения, издержек производства и др. Маржинализм в значительной мере был направлен и против теории К.Маркса, базирующейся на трудовой теории стоимости классической школы. При этом маржиналистской школе характерен, по существу, отход от идеологизации экономического анализа, попытка ограничиться объектом «чистой прибыли», без примеси социальных или конкретно - экономических дисциплин, связанных с идеологией. Маржиналисты отказались даже от самого термина «политическая экономия», введенного в научное употребление в 1615г. А.Монкретьеном, предпочитая нейтральное понятие «экономика».
Деидеологизация экономического анализа маржиналистской школы, в целом, оставалась декларативной, если судить по конечным выводам теоретических построений. Прежде чем рассматривать подробно основные концепции маржинализма, сделаем несколько замечаний относительно общих методологических установок, характерных для этого направления. Логика методологических установок маржиналистов вела к выделению основной проблемы, максимально удаленной от идеологии предмета исследования, которая не связана с классовыми интересами. Таким предметом была объявлена «вечная» проблема рационального распределения ограниченных ресурсов. Именно поэтому в методологии школы важное место занял принцип редкости. В основу теорий закладывалось предположение об ограниченной, фиксированной величине предложения того или иного блага, товара. Поскольку проблема рационального распределения ресурсов, по существу, выражает отношение человека к вещи, а не общественно - экономические отношения, которые лишь проявляются через отношения вещей или человека к вещи, согласно К.Марксу, то изучение внутренней структуры капиталистического общества выходит за пределы объекта исследования. И так как проблема рационального распределения ограниченных ресурсов представляет собой отношение человека не просто к вещи, а к готовому продукту или дару природы, то общественные отношения и уровень производства предполагаются изначально заданными, статичными. Вот почему маржиналисты настаивают на верховенстве обмена (потребления) над производством, тем самым легко устраняя вопрос, откуда берутся обмениваемые блага. В соответствии с этой логикой владельцы благ (товаров), в том числе и факторов производства (или субъекты производства), не имеют классового, антагонистического деления; они выступают как равноправные субъекты обмена, т.е. продавцы и покупатели, производители и потребители. Если классики политической экономии увязывали логику экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности с их классовой принадлежностью, то маржиналисты возводят в абсолют субъективно - психологический принцип оценки поведения. При подобном подходе оказывается, что экономические субъекты однородны, нейтральны к благу с точки зрения общественного положения, и единичный (первичный) хозяйствующий субъект действует исключительно в собственных интересах. Иными словами, хозяйствующий субъект стремится к извлечению максимальной личной прибыли. При взаимодействии множества свободных хозяйственных субъектов их индивидуальными интересами формируются законы экономической жизни. Поэтому важнейшим предметом исследования маржиналистов становятся не собственно факты хозяйственной жизни, но мнения хозяйствующих субъектов по поводу этих фактов. Психологизация экономического анализа была характерна в полной мере для австрийской школы, в то время, как в теориях А.Маршалла и Дж.Б.Кларка она менее выражена. Опираясь на субъективно - психологический подход, австрийцы сделали попытку создать последовательную теорию, вскрывающую причинно - следственный механизм рыночных отношений. Теоретики кембриджской и американской школ так же, как и создатели математических концепций экономического равновесия, прежде всего В.Парето, сделали упор на исследовании функциональных взаимосвязей экономических явлений, отказавшись от причинно - следственной модели. В конечном счете, в маржиналистской школе в основном утверждается функциональный экономический анализ.
Итак, методологии
маржинализма были свойственны следующие
черты: субъективно - психологический
и внеисторический подход к экономическому
анализу (известная его
Маржиналистам,
несмотря на некоторое несовершенство
их теоретических построений, удалось
повернуть экономическую науку
к проблемам потребления и
спроса, дать толчок последующим многочисленным
исследованиям рынка и
Переоценку
устоявшихся почти за двухсотлетнюю
историю ценностей «
Поясняя суть произошедшей «революции», отметим, что маржинализм базируется действительно на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В этом одно из его важных отличий от классической политической экономии, авторы которой довольствовались, как правило, лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней, либо суммарной величине. Так, например, по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (по другой трактовке — издержками производства). А по концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта (блага).
Еще одно
«революционное» отличие
Далее, в сравнении с классической маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.
«Революционные»,
можно сказать, подвижки обусловил
маржинализм и в области
MV=PQ
где М - количество денег в обращении, V - скорость обращения денег, Р - цена, Q - объем продаж товаров и услуг.
Согласно уравнению обмена, масса денег в обращении прямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров и обратно пропорциональна скорости обращения денег.
В
свою очередь Д.Пигу (1877—1959) внес,
по сути коррективу в
Информация о работе Маржинализм: условия возникновения и основные направления