Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:08, курсовая работа
Отдельные положения и разработки экономистов оказали известное влияние на развитие ряда областей прикладной математики (теория игр, линейное программирование, операционный анализ и др.). Основные маржиналистские концепции (предельная полезность, предельная норма замещения, предельная производительность, предельная эффективность капитала и др.) используются в современных буржуазных теориях спроса, фирмы, цены, рыночного равновесия.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теория маржинализма
1.1. История возникновения теории маржинализма…………………………4-5
1.2. Концепции маржинализма …………………………………………..........5-7
1.3. Маржиналистская революция……………………………………………7-11
2. Школы маржинализма
2.1.Австрийская школа………………………………………………………11-16
2.2. Кембриджская школа………………………………………………..... .11-20
2.3.Американская школа…………………………………………………….20-24
3.Лозаннская школа
3.1. Общая характеристика………………………………………………….25-26
3.2. Методология экономического анализа Л. Вальраса………………...........26
3.3. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса……………26-29
3.4. Развитие учения лозаннской школы В. Парето…………………….....29-30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………….32
Рецензия……………………………………………………………………...33-34
2.Кембриджская школа
Конец
XIX в. - начало XX в. отмечены ростом концентрации
и монополизации
Наибольший вклад в теорию внес профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл, являющийся автором таких значительных работ как «Экономика промышленности» (1889г.), «Промышленность и торговля» (1919г.), «Деньги и торговля» (1923г.) и др. Особую популярность ученому принесла работа «Принципы политической экономии» (1890г.) , в которой систематизированы и обобщены положения пострикардианской политической экономии, австрийской школы и других течений экономической мысли. Данная работа положила начало новому направлению в экономической науке, получившему впоследствии название неоклассического экономического анализа. По сути, Маршалл поставил задачу создания синтетической теории стоимости на основе различных теорий, что нашло поддержку, как у сторонников неоклассического направления, так и у его противников. Маршалл в целом принимал методологическую систему маржинализма, особенно ее нейтральный, деидеологизированный подход к экономике, внеисторическое ее понимание. В то же время он обоснованно критиковал позицию австрийцев по вопросу примата субъективных оценок предельной полезности в анализе процесса ценообразования, отводя последним место одного из факторов, влияющих на спрос. Одновременно он выступал противником трудовой теории стоимости, которая доказывала примат издержек производства в ценообразовании. Вследствие этого Маршалл отверг метод причинно - следственных зависимостей одних явлений от других. Так возник аналитический метод Маршалла, впоследствии названный теорией частичного равновесия. Согласно этой теории, в каждой отдельной ситуации исследователь должен принимать постоянными все элементы, кроме одного, анализируя изменения последнего. Благодаря Маршаллу начали широко применяться математические методы изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями, что позволило ученым разрабатывать практические, конкретные проблемы рынка. Центральное место в творчестве Маршалла и его школы занимает рыночный механизм формирования цен. Исходным пунктом теории Маршалла стал постулат: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, а являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. В частности, Маршалл констатировал рост спроса при падении цен и уменьшении спроса при их увеличении. Устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, когда спрос уравновешивается предложением. Цена же спроса определяется полезностью товара, которая представляет собой максимальную цену, что покупатель готов платить за товар. Движение спроса определяется убывающим характером роли спроса и др. причинами. Однако, отмечал Маршалл, данная идеальная модель рыночного взаимодействия цены, спроса и предложения меняется в зависимости от продолжительности исследуемых временных периодов. Когда изучается кратковременный период, то выявляются одни закономерности, в длительной же перспективе - иные. Равноправие факторов исчезает, и в результате то спрос, то предложение берут на себя роль ведущего ценообразовывающего фактора. В краткосрочном периоде приоритет получает спрос, потому что предложение в большей степени инерционно и не поспевает за колебаниями спроса, поскольку для изменения предложения требуются новые условия производства, точнее создание дополнительных или новых производственных мощностей. В данном временном отрезке любое повышение спроса ведет к росту цены. Предприниматель при данных условиях получает временный дополнительный доход (квазиренту, по определению Маршалла), который представляет собой разницу между новой, более высокой ценой товара, издержками его производства и нормальной прибылью. Созданные новые условия производства увеличивают размеры предложения, понижая цену и аннулируя квазиренту. Наступает долгосрочный период, где роль основного новообразующего фактора берет на себя предложение и связанные с ним издержки производства. Таким образом, производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предельных полезностей и спроса. Следует отметить, что издержки производства, по Маршаллу, в конечном счете, определяются суммой страданий, которые вызываются, с одной стороны, трудом, а с другой воздержанием от непроизводительного потребления капитала. Психологическая теория переживаний Маршалла опиралась на известную с середины XIX в. «теорию воздержания» английского политэконома Н.Сениора и потребовалась основателю кембриджской школы для противопоставления рикардианской теории трудовой стоимости и марксовой теории прибавочной стоимости. В соответствии с этой теорией Маршалла, и рабочий, и предприниматель приносят жертвы в процессе производства. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями; жертвой работодателя - отсроченные удовольствия от личного потребления или необходимость их ожидания. Тем самым снималась проблема прибавочной стоимости и тесно связанная с ней проблема эксплуатации. Однако, как и в рассуждениях австрийской школы, данное построение Маршалла не выглядит убедительным. Ожидание само по себе не может быть источником прибыли, поскольку переживания субъектов производства весьма разнородны, поэтому трудно соизмеримы. Из приведенных выше рассуждений Маршалл делал вывод, что денежные издержки производства или цена предложения конкретного товара должны обеспечивать компенсацию всех отрицательных ощущений субъектов производства, которая, таким образом, включает в себя заработную плату (за усталость, жертву рабочего) и предпринимательский доход (плату за воздержание, неуверенность).
Маршалл
не ограничился теоретическими построениями
психологического содержания издержке
производства. По настоящему крупным
достижением прикладного
3.Американская
школа
В конце 19 века возникла американская маржиналистская школа, основателем которой был профессор Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938г.г.). В его работах «Философия богатства» (1889г.), «Возможность построения научного закона заработной платы» (1899г.), «Проблемы монополий» (1901г.), «Основы экономической теории» (1901г.) предложен оригинальный вариант теории предельной полезности5. Главным ее отличием стало исследование проблем производства и распределения в опоре на концепцию предельной производительности труда и капитала. Кларк поставил перед собой задачу создать теорию, которая эффективно защищала бы экономические устои современного ему общества, доказывала бы справедливость капитализма и естественность его законов. Для ее решения Кларк предложил оригинальный метод исследования, ставший впоследствии весьма распространенным. Кларк разделил экономическую науку на три раздела, первый из которых посвящался формулированию «универсальных законов». Используя уже известный метод «робинзонады» и субъективно - психологический анализ поведения потребителя, Кларк сформулировал три «универсальных», по его мнению, экономических закона: закон предельной производительности, закон специфической производительности и закон убывающей производительности .
Учение
Кларка о статике и динамике было
перенесено в экономические исследования
из теоретической механики. При этом
он полагал, что на 1-е место по
значимости следует поставить статическое
состояние. Согласно Кларку, оно характеризуется
отсутствием технического прогресса
и каких бы то ни было перемещений
труда и капитала, фиксированным
характером потребностей в товарах,
наконец, полным господством режима
свободной конкуренции. При этих
условиях статического состояния или
экономического равновесия действуют
имманентные рыночной экономике
законы. Если какое-либо из названных
условий отсутствует, то равновесие
нарушается и соответственно происходит
искажение экономических
Очевидно,
что учение о статике и динамике
оказалось наиболее уязвимым звеном
в методологии Кларка, потому что
оно механистически истолковывало
законы экономического развития. Следуя
рассуждениям ученого, можно без
труда прийти к выводу, что закон
равновесия является главным законом
капиталистической (рыночной) экономики.
В действительности же состояние
равновесия скорее является исключением
из закона ее стихийного, неравномерного,
непропорционального развития. Применив
метод Кларка, развивающий достижения
кембриджской школы, американские маржиналисты
стали разрабатывать анализ количественных,
функциональных соотношений между
различными сторонами хозяйственного
механизма. В основу своей теории
цены Кларк положил закон предельной
производительности (своеобразный вариант
закона предельной полезности австрийской
школы). Однако в отличие от маржиналистов
Австрии и Англии он утверждал, что
оценки благу (товару) дают не индивидуумы,
а группы покупателей. Здесь явно
прослеживается попытка отхода от крайне
субъективистского, несовершенного маржиналистского
метода исследования. К тому же Кларк
доказывал, что ценность конкретного
товара может быть разложена на Х-число
полезностей отдельных его
Кларк выделяет группы покупателей, которые оценивают ту или иную полезность, заключенную в данном товаре, и на основе этого показывает наличие многообразия полезностей у каждого товара. Следую логике Кларка, можно утверждать, что если в товаре содержится, к примеру, три полезности, то каждая из них будет предельной для покупателей лишь определенной группы, оценивающей одну из трех полезностей. На рынке, где происходит процесс определения ценности, суммируются предельные оценки (в данном случае трех групп покупателей), что и создает общественную ценность товара.
Особое
место в творчестве Кларка занимают
сформулированные им «закон специфической
производительности» и «закон предельной
производительности капитала». Учение
о статике и динамике он применяет
при разработке теории вменения и
распределения, с помощью которой
пытается обосновать справедливость предпринимательских
доходов и отсутствие эксплуатации.
С этой целью он формулирует «закон
специфической
Но Кларк
не остановился на теории факторов
производства. Опираясь на свои теоретических
построения, он поставил проблему определения
оптимальной пропорции между
затратами факторов производства, которая
поддерживает основное состояние равновесия.
На микроэкономическом уровне сформулированная
им теория «предельной
При всех
недостатках теории предельной производительности
труда и капитала следует подчеркнуть
практическую ценность применения анализа
предельных величин для решения
реальных экономических задач
Метод
предельного анализа Кларк
4.Лозаннская школа
4.1. Общая характеристика
Лозаннская школа маржинализма — одна из научных школ неоклассического направления в экономике конца XIX — начала XX века.
Основные представители: Леон Вальрас (1834 - 1910), Вильфредо Парето (1848 - 1923).
Из всех
направлений маржинализма лозаннская
школа сыграла наибольшую роль в
формировании неоклассической школы.
По сути, неоклассическое направление
в значительной мере можно трактовать
в качестве соединения учения лозаннской
школы с находками Д. Б. Кларка
и А. Маршалла. Именно представители
лозаннской школы, наряду с английскими
маржиналистами У. С. Джевонсом и
Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами
внедрения в экономическую
Другой
важной характеристикой подхода
лозаннцев к анализу экономики
было ее уподобление механическим системам.
В этом они резко отличались от
австрийцев и были близки к экономистам-классикам;
более того, можно сказать, что
по механистичности своего анализа
они пошли гораздо дальше последних.
Для классиков, как уже упоминалось,
уподобление экономики
Информация о работе Маржинализм: условия возникновения и основные направления