Маржинализм: условия возникновения и основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание

Отдельные положения и разработки экономистов оказали известное влияние на развитие ряда областей прикладной математики (теория игр, линейное программирование, операционный анализ и др.). Основные маржиналистские концепции (предельная полезность, предельная норма замещения, предельная производительность, предельная эффективность капитала и др.) используются в современных буржуазных теориях спроса, фирмы, цены, рыночного равновесия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теория маржинализма
1.1. История возникновения теории маржинализма…………………………4-5
1.2. Концепции маржинализма …………………………………………..........5-7
1.3. Маржиналистская революция……………………………………………7-11
2. Школы маржинализма
2.1.Австрийская школа………………………………………………………11-16
2.2. Кембриджская школа………………………………………………..... .11-20
2.3.Американская школа…………………………………………………….20-24
3.Лозаннская школа
3.1. Общая характеристика………………………………………………….25-26
3.2. Методология экономического анализа Л. Вальраса………………...........26
3.3. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса……………26-29
3.4. Развитие учения лозаннской школы В. Парето…………………….....29-30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………….32
Рецензия……………………………………………………………………...33-34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 70.47 Кб (Скачать документ)

В «маржинальной  революции» обычно выделяют два этапа.

Первый  этап - 70-80-е годы 19 века - обобщение  идей маржинального экономического анализа в трудах К. Менгера (австр.) и его учеников, У. Джевонса (англ.) и Л. Вальраса (фр.).

Недостатки  этого этапа М. Блауг у «всех  трех основателей теории предельной полезности» отметил так:

• полезность товара рассматривается у них  как функция количества этого  товара, не зависящая от количества других потребляемых товаров;

• «объяснение» поведения потребителя полезности сталкивается с двойственной оппозицией: одна утверждает, что теория полезности исходит из сомнительной и даже неверной психологии, другая - субъективная психология поведения потребителя - не имеет  отношения к объективному развитию экономического процесса. Второй этап - 90-е годы 19 века. Главное достижение этого периода - отказ от субъективизма и психологизма. И. Шумпетер характеризует это так - «целью чистой экономики... всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий». Представителей второго этапа - А. Маршалл (англ.), Дж. Б. Кларк (США), В Парето (иг.) и др. - стали называть неоклассиками, как преемников классической школы, а их теорию - «неоклассической». Эволюция маржинальных идей на обозначенных этапах имеет следующий вид:

• вначале  в своем субъективном подходе  маржиналисты акцентировали внимание на экономическом анализе потребления, спроса - в противоположность классикам, исходивших из приоритета производства, предложения. На втором этапе неоклассики  пришли к выводу о важности обеих  сфер, необходимости их одновременного системного изучения.

• маржиналисты первой субъективной волны, используя  каузальный анализ классиков, повторили  их в том, что признали стоимость (ценности) товарных благ как исходную категорию экономического исследования с отличием в первичности сферы  потребления, а не производства (основа стоимости - в полезности товара с  точки зрения потребителя, а не в  издержках производства). Вторая волна  маржиналистов исключила вопрос первичности и вторичности сфер производства и потребления, объединила их в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин  на сферы распределения и обмена. Произошло объединение обеих  теорий стоимости в одну, базирующуюся на одновременном соизмерении и  предельных издержек и предельной полезности

• наряду с функциональным методом экономического анализа утвердился метод математического  моделирования экономических процессов  как средство реализации концепции  об экономическом равновесии на уровне микроэкономики, из-за чего до 30-х годов 20-го века в науке выпала проблематика факторов роста макроэкономики и  макроисследований. При этом ученые полагали, что экономический рост возможен автоматически, благодаря «свободной» конкуренции, разделяя несостоятельный в жизни закон рынков.

1.3 . Школы маржинализма

1.Австрийская  школа

Родоначальником австрийской школы был Карл Менгер (1840-1921), профессор Венского университета, ученый-экономист с мировым именем, занимающий достойное место в ряду лучших представителей экономической науки второй половины XIX в., опубликовавший в 1871 г. "Основания политической экономии", а в 1887 г. - "Исследования о методе социальных наук и политической экономии в особенности". Другой представитель австрийской школы - Фридрих Визер фон (1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах "Происхождение и основные законы хозяйственной ценности" (1884), "Естественная ценность" (1889), "Закон власти" (1926). Но наиболее видным представителем этой школы стал Евгений Бем-Баверк (1851-1919) - профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка - "Права и отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о благах" (1881), "Основы теории ценности хозяйственных благ" (1886), "Естественная стоимость" (1889), "Капитал и прибыль" (1889), "Позитивная теория капитала" (1891) и "Теория Карла Маркса и её критика" (1896). Он дал наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогатив ее маржиналистской концепцией процента. Важнейшую роль в теоретических построениях австрийской школы играет субъективно - психологический подход. В противовес марксисткой теории трудовой стоимости австрийцы применили оригинальную теорию стоимости. Согласной этой концепции, в основании цены товара (блага), лежит не стоимость, определяемая затратами труда, не потребительская стоимость или полезность самого товара (блага). Цена зависит исключительно от субъективных оценок данной полезности, точнее, предельной полезности, которые формируются участниками экономического процесса. Под предельной полезностью здесь понимается субъективная оценка какого - либо индивидуума последней единицы наличного запаса определенного потребительского блага.

При разработке теории предельной полезности австрийцы  использовали уже имевшиеся в  научном обороте определения  стоимости через полезность вещи (определения потребительской стоимости). В частности, это законы, сформулированные в середине XIX в. Г.Госсеном и опиравшиеся  на «гедонистическую» концепцию. Госсен утверждал, что по мере удовлетворения данной потребности, падает наслаждение от потребления каждой последующей единицы потребляемых благ, а следовательно, и ее полезность .

Менгер  первым изложил теорию предельной полезности и попытался вскрыть зависимость  полезности от редкости предметов потребления. Обозначив в качестве исходного  пункта анализа человеческие потребности, он утверждал, что предельная полезность некоего блага определяется двумя  факторами: интенсивностью индивидуальной потребности и редкостью конкретного  блага. Следовательно, чем выше интенсивность  потребности, тем выше оценка индивидуумом данного блага и предельная полезность последнего, и наоборот. Объем запаса блага действует в прямо противоположном  направлении. Если он увеличивается, то при данной (фиксированной) интенсивности  потребности предельная полезность блага уменьшается, и наоборот.

Специально  отметим, что, рассматривая влияние  предельной полезности на процесс ценообразования, Менгер имел в виду рынок с фиксированной  величиной товара. В этих условиях ценность того или иного товара (блага) ставится в зависимость исключительно  от спроса, который изменяется в  зависимости от предельной полезности этих благ. Это послужило Менгеру  основанием для формулирования принципа снижающейся полезности: согласно ему, стоимость однородного блага  определяется той наименьшей стоимостью, которой обладает последняя единица  запаса. Он полагал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы в запасе блага. Если первые единицы блага удовлетворяют  жизненно важные потребности индивида (это соответствует сильной степени  наслаждения), то последняя единица  блага из наличного запаса удовлетворяет  наименее важную потребность. Эта предельная единица (полезность) и определяет действительную стоимость предыдущих единиц. Важно отметить, что Менгер создал теорию, раскрывающую проблему отношения между благами (товарами) и людьми, где важную роль играет вопрос о месте конкретного блага (товара) внутри иерархии благ. При этом принцип предельной полезности был разработан применительно к анализу индивидуального потребления в натуральном, изолированном хозяйстве (принцип «робинзонады»). Выделив факторы, определяющие предельную полезность, Менгер снимает вопрос о влиянии на нее со стороны цен. Таким образом, его схема действовала в условиях существования совокупности натуральных хозяйств, обменивающихся излишками продукции, и не могла быть теоретической моделью, которая адекватно отражает реалии товарного капиталистического хозяйства. Поэтому попытка Менгера использовать принцип предельной полезности в исследовании товарного производства оказалась безуспешной .

Несколько отличную концепцию ценообразования  сформулировал Бем-Баверк. В попытке  преодолеть противоречивость позиции  Менгера он стал различать субъективную и объективную стоимости. Субъективная стоимость представляет собой личную оценку товара продавцом и потребителем. Причем верхняя, максимальная граница  изменений рыночной цены какого - либо товара зависит от субъективной оценки его полезности покупателем. Перейти  за установленный предел она не может, т.к. покупатель тем самым подорвет свое благосостояние, что противоречит принципу рационального поведения  хозяйствующего субъекта. Нижняя минимальная  граница цены определяется через  субъективную оценку полезности данного  товара его продавцом. В соответствии с принципом рационального поведения  субъекта она также не может перейти  своей границы. Тем самым рыночная цена товара будет колебаться в пределах максимальной и минимальной цен  и в результате установится в  ходе столкновения и примирения интересов  обоих сторон. Следует отметить, что модель Бем-Баверка вполне применима  к покупателю, который в реальных условиях действительно руководствуется  рациональными соображениями.

Однако  она не работает по отношению к  продавцу, находящемуся в реальных условиях развитого товарного хозяйства. Продавец, собственник товара и производитель  его, может руководствоваться при  определении цены принципом предельной полезности, сбывая на рынке лишь излишки  товара. Следовательно, продавец должен вести натуральное хозяйство. Объективная  ценность, по Бем-Баверку3 - это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Введение данной категории поставило перед необходимостью объяснения механизма измерения, соизмерения цен в денежном выражении. Поэтому Бем-Баверком вводится понятие предельной полезности денег, которое соизмеряется с суммой предельной полезности товаров, которые индивидуум может приобрести на последнюю единицу своего денежного дохода. Логический переход австрийцев к анализу денежной формы обмена внес дополнительные противоречия. По существу, рассуждения австрийцев приводили к заключению: предельные полезности, объясняющие цены, сами зависят от последних. В большей степени это касается предельной полезности самих денег; ведь количество благ, купленных на одну денежную единицу, явно определяется их ценами. Главным недостатком теоретических построений австрийской школы при определении ценности было полное абстрагирование от производства, одного из решающих факторов образования стоимости, и от труда - основного его источника.

Итак, австрийская  школа не смогла создать абстрактную  модель ценообразования, которая адекватно  отражала бы реальные условия развитого  товарного хозяйства. Вместе с тем  нельзя не отметить, что проблемы взаимодействия спроса и предложения в процессе ценообразования, взаимосвязи потребительской  стоимости (полезности) и стоимости. Соотношения платежеспособного  спроса и цен, которые были поставлены австрийцами, прочно вошли в сферу  экономических исследований. Игнорируя  при разработке теории предельной полезности анализ процесса производства и труда, представители австрийской школы  вынуждены были все-таки исследовать  издержки производства, которые учитываются  каждым предпринимателем в реальной жизни. Поэтому возникла теория производительных благ; в основном она представлена работами Ф.Визера. в них предпринята  попытка психологизировать издержки производства, объясняя их с позиций  своеобразной полезности. Визер утверждал, что все блага можно разделить  на потребительские, т.е. удовлетворяющие  личные потребности, и на производственные, к каковым он относил средства производства и труд. Индивидуумы  не способны оценить полезность далеких  от них факторов производства, следовательно, их цены определяются не прямо, а опосредованно, через предельные полезности потребительских  благ (товаров). Это, очевидно, соответствовало  маржиналистскому принципу примата  потребления над производством. Исходя из этого, получалось, что не издержки производства придавали ценность продуктам, а, наоборот издержки производства приобретали ценность от своих продуктов, подобно тому, как луна светит отраженным светом солнца; так образно иллюстрировал  свой тезис Бем-Баверк. Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских  благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом. Используя  данное понятие, Визер сформулировал  закон: предельная полезность предельного  продукта обуславливает цену производительного  блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских  продуктов, произведенных из указанного блага (закон Визера). Таким образом, если ранее австрийцы определяли цену блага (товара) через субъективные (плюс объективные, по Бем-Баверку) оценки его полезности, то теперь для этой весьма непростой операции потребовалось  применение абстракции второго порядка - предельная полезность предельного  потребительского блага. На самом деле в создании предметов потребления  участвуют совокупность производительных благ. Австрийцы оказались перед  необходимостью разрешить довольно трудный вопрос: какая часть ценности предметов потребления должна быть отнесена (или вменена) на счет того или иного производительного  блага? По этому вопросу не сложилось  единого мнения: представителями  австрийской школы были созданы  различные варианты теории вменения. На этой основе и решалась проблема распределения (вменения) - стоимости  созданного продукта между трудом и  капиталом. При этом была использована концепция Ж.Б.Сэя о трех факторах производства (земля, труд и капитал) в сочетании с теорией предельной полезности. Австрийцы пришли к выводу, что ресурсы участвуют в создании стоимости, а каждому производительному благу (фактору) вменяется свой специфический доход. Таким образом, они обошли вопрос об отношениях эксплуатации и присвоении прибавочной стоимости. Однако необходимо было дать ответ на вопрос о природе прибыли. Честь создания субъективно - психологической концепции прибыли принадлежит Бем- Баверку. В работе «Капитал и прибыль» он противопоставил свою теорию процента марксовой теории прибавочной стоимости. Бем-Баверк выдвинул идею, что для субъекта с рациональным поведением, каковым является и собственник денежного капитала, определенное благо имеет большую ценность в настоящем, нежели в будущем. Причина в том, что индивидуум предполагает возрастание в перспективе запаса данного блага, и следовательно, уменьшение предельной полезности этого блага в будущем по сравнению с настоящим. Тем самым происхождение процента связывается Бем-Баверком с влиянием фактора времени. Процент выступает как результат «ожидания» капиталиста, хотя ни время, ни «ожидание» не могут сами по себе быть источником стоимости. Согласно логике Бем-Баверка, труд является «благом будущего», т.к. он создает продукт по истечении определенного времени. Следовательно, рабочий предстает владельцем «будущего блага», а предприниматель, нанявший рабочего, дает ему «настоящее благо» в форме заработной платы. Таков процесс обмена благами между рабочим и предпринимателем. Блага, созданные трудом настоящим, по стоимости превысят размер выплаченного вознаграждения за труд. Это превышение составит процент или прибыль. Добровольный характер обмена отражает равноценность и справедливость отношений работодателя и рабочего.  Впрочем, Бем-Баверк не смог дать четкого ответа на вопрос, кто должен определять разницу в стоимости настоящих благ и благ будущих. Необходимо было найти сколь-нибудь объективный фактор - оценку, поскольку для этой роли не годились субъективные оценки ни рабочего, ни предпринимателя. Поэтому Бем-Баверк включает в концепцию процента идею о косвенных методах ведения производства, подразумевая под ними удлинение периода производства (производственного цикла) на основе использования капиталоемких процессов. Данное удлинение обосновано известным количеством звеньев производства промежуточного характера, что имеет место до момента создания блага. Если, например, Робинзон Крузо, рассуждает Бем-Баверк, использует часть времени на изготовление орудий труда в ущерб сбору необходимых продуктов питания, то его запас потребительских благ уменьшится. Однако в будущем орудия труда позволят Робинзону значительно увеличить запас благ по сравнению с настоящим. Перенеся пример Робинзона на современное общество, Бем-Баверк выдвинул положение, что источником процента (прибыли) является удлинение периодов производства отдельных благ в результате развития косвенных методов производства. Здесь ученый подошел к реальным вопросам процесса роста капиталоемкости и специализации. Но это не проясняло в целом проблему природы прибыли, а скорее затуманивало ее, ведь в экономической жизни именно сокращение производственного цикла, а не удлинение, служит положительным показателем динамики производства. Однако сама постановка вопроса о роли фактора времени в развитии экономики явилась достижением австрийской школы, которое получило развитие в теории А.Маршалла. Помимо этого, идеи Бем-Баверк дали толчок к разработке различных вариантов теории ожиданий и лаговых концепций. Идеи австрийской школы получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния английской и американской школ маржинализма. Следует отметить, что, несмотря на это, в настоящее время существуют достаточно последовательные сторонники и австрийской школы.

Информация о работе Маржинализм: условия возникновения и основные направления