Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:08, курсовая работа
Отдельные положения и разработки экономистов оказали известное влияние на развитие ряда областей прикладной математики (теория игр, линейное программирование, операционный анализ и др.). Основные маржиналистские концепции (предельная полезность, предельная норма замещения, предельная производительность, предельная эффективность капитала и др.) используются в современных буржуазных теориях спроса, фирмы, цены, рыночного равновесия.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теория маржинализма
1.1. История возникновения теории маржинализма…………………………4-5
1.2. Концепции маржинализма …………………………………………..........5-7
1.3. Маржиналистская революция……………………………………………7-11
2. Школы маржинализма
2.1.Австрийская школа………………………………………………………11-16
2.2. Кембриджская школа………………………………………………..... .11-20
2.3.Американская школа…………………………………………………….20-24
3.Лозаннская школа
3.1. Общая характеристика………………………………………………….25-26
3.2. Методология экономического анализа Л. Вальраса………………...........26
3.3. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса……………26-29
3.4. Развитие учения лозаннской школы В. Парето…………………….....29-30
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………….32
Рецензия……………………………………………………………………...33-34
4.3 Методология экономического анализа Л. Вальраса
Согласно Л.Вальрасу, экономическая теория состоит из трех частей: чистая, прикладная и социальная теории. Основанием такого деления служит его определение общественного богатства. Общественное богатство - совокупность материальных и нематериальных благ, которые являются редкими, т. е., с одной стороны, представляют для нас определенную полезность, а с другой стороны, количество их в нашем распоряжении ограниченно. Из ограниченности количества этих благ вытекают три следствия: эти блага суть объект присвоения; они являются объектом обмена; они есть предмет промышленного производства. Отсюда можно выделить три главных экономических явления, или три главных аспекта общественного богатства: обмен (меновая ценность), производство (промышленность) и распределение (собственность). Соответственно, возможны три точки зрения на общественное богатство: чистая, прикладная и социальная теории, каждая из которых изучает свою сферу экономики. В современной терминологии чистая теория представляет собой позитивную теорию функционирования рыночного механизма, прикладная теория - нормативную теорию оптимального размещения ресурсов, а социальная теория - нормативную теорию оптимального распределения дохода. При этом Л. Вальрас осуществил систематическую разработку только чистой теории.
4.5 Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса
Общее равновесие предполагает установление равновесия в обмене и производстве. Равновесие в обмене означает, что эффективный (фактический) спрос на производительные услуги (продукты) равен эффективному предложению производительных услуг (продуктов). Равновесие в производстве означает, что цена каждого продукта равна издержкам на его изготовление, включающим в себя и нормальную прибыль как вознаграждение за капитал.
Подобное
состояние равновесия в производстве
и обмене представляет собой случай
идеальный, а не реальный. Никогда
не бывает такого, чтобы продажная
цена продукта абсолютно точно равнялась
издержкам на производство этого
блага, так же как не имеет места
точное соответствие эффективного спроса
эффективному предложению. Но такое
состояние можно назвать
Di=Di(P1,...,Pn-1);(1)
Si=Si(P1,...,Pn-1).(2)
Общее
экономическое равновесие означает,
что спрос и предложение на
каждом рынке равны, т. е. количество
блага, выставленное на продажу, равно
количеству блага, которое желают приобрести
покупатели. Равенство этих количеств
обеспечивается благодаря относительной
цене блага. Равновесная цена устанавливается
в модели Вальраса в ходе так называемого
процесса «нащупывания». На рынке действует
особое лицо - аукционщик - которое наблюдает
за ходом дел в экономике и выкрикивает
относительные цены на блага. Потом участники
обмена сообщают аукционщику, какое количество
того или иного блага они хотели бы продать
или купить при данных ценах. Если при
этом спрос не равен предложению (имеется
избыток спроса (Di > Si) или избыток предложения
(Di < Si), аукционщик назначает новые цены.
Причем здесь действует следующее правило:
если был избыток спроса, - цена повышается,
если избыток предложения, - цена понижается.
Обмен состоится только тогда, когда набор
относительных цен, объявленный аукционщиком,
окажется равновесным.
Математически, чтобы найти этот набор, состоящий из n-1 цены, необходимо решить n-1 уравнение (цена n-го блага - денег - задана):
Di(P1,...,Pn-1)=Si(P1,...,Pn-
Количество
уравнений здесь равно
4.6. Развитие учения лозаннской школы В. Парето
Заслуга дальнейшего развития учения лозаннской школы принадлежит В. Парето, справедливо рассматриваемого в качестве одного из непосредственных создателей неоклассической парадигмы экономического анализа. Прежде всего, В. Парето попытался избавить экономическую науку от чрезмерной субъективности и психологизма, и в частности, от идеи ценности, базирующейся на количественном измерении полезности. Он предложил заменить термин «полезность» понятием «предпочтения» или «выгодности». Выгодность - понятие относительное: его можно использовать при сравнении двух или нескольких благ, а точнее, их наборов, отметив, что один набор благ выгоднее или предпочтительнее другого. Непосредственного измерения или соизмерения полезности при этом не требуется. Для формализованного анализа выгодности наборов благ В. Парето воспользовался инструментарием кривых безразличия, впервые предложенного Ф. И. Эджуортом. Но если же последний применял его для определения равновесной цены в ходе функционирования рыночного хозяйства, то В. Парето использовал этот инструмент для анализа исследования определения оптимума потребления. Другое различие в применении данного инструментария между Ф. И. Эджуортом и В. Парето заключалось в том, что последний оперировал не кривыми на плоскости, а поверхностью в трехмерном пространстве. В рамках его подхода взаимное пересечение поверхностей безразличия давало «тропинки» оптимального восхождения от одного уровня предпочтений к другому с минимальной тягостью. Естественно, В. Парето также занимался развитием модели общего равновесия своего старшего коллеги по лозаннской школе. В частности, он выделил пять необходимых и достаточных условий для достижения общего равновесия в рыночной экономике:
1) Взвешенные по ценам предпочтения равны для всех товаров.
2) Доходы
и расходы каждого из
3) Переход
от неравновесного состояния
к равновесному не требует
изменений в объемах
4) Цены
готовых продуктов равны
5) Производительные блага полностью используются в процессе производства.
Наконец,
В. Парето внес огромный вклад в нормативную
теорию оптимального размещения ресурсов
(т.е., по терминологии Л. Вальраса, в
прикладную теорию)6. Им был сформулирован
знаменитый критерий оптимальности размещения
ресурсов, известный под названием «Парето-оптимум»
или «оптимум по Парето». Согласно этому
критерию, размещение ресурсов является
оптимальным с общественной точки зрения,
если посредством производства и обмена
товаров и услуг нельзя увеличить благосостояние
хотя бы одного хозяйствующего субъекта
без уменьшения благосостояния какого-либо
другого субъекта. При несоблюдении этого
требования возможности оптимального
размещения ресурсов еще не полностью
использованы, и можно увеличить благосостояние
хотя бы одного субъекта без причинения
ущерба всем остальным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении
можно сказать, что в своем "субъективном
течении", т.е. на данном первом этапе
(70-80-е гг. XIXв.), маржинализм акцентировал
внимание на значении экономического
анализа в части проблематики, связанной
с потреблением (спросом). Представители
"австрийской школы" маржинализма
выступали против исторического и социологического
подходов в экономической теории, высказываясь,
как и "классическая школа", за "чистую
экономическую науку". Они использовали,
подобно "классикам", причинно-следственный
анализ и эта приверженность каузальному
(причинно-следственному) анализу привела
и тех и других к версии признания стоимости
(ценности) товарных благ в качестве исходной
категории экономического исследования.
Можно так же отметить, что центральной
на данном этапе стала "теория предельной
полезности товара" и объявлялась школой
главным условием определения его ценности,
сама оценка полезности товара признавалась
психологической характеристикой с позиции
конкретного человека. Возможно, трудность
состоит в том, что сам образ "маржиналистской
революции" есть разновидность реконструкции
задним числом развития экономических
теорий, обреченной порождать псевдоисторические
головоломки. Это значительная часть проблемы,
но еще не вся проблема. Полемика по поводу
так называемой маржиналистской революции
на самом деле смешала две совершенно
различные вещи: объяснение возникновения
революции (если это было революцией) и
объяснение ее конечного триумфа. Однако
идеи английской школы маржинализма по-прежнему
входят составной частью в различные направления
современной экономической мысли. Теория
позволила применить к исследованию экономических
процессов количественные методы, эффективно
использовать в экономической науке математический
аппарат; позволила создать экономические
модели; проанализировать эластичность
спроса и поставить проблему оптимума.
Список литературы
Рецензия
на
курсовую работу по
кафедре Экономической
теории
студента (Ф. И. О.)___________________________
факультет ________________________, ___ курса, _____ группы
номер
зачетной книжки________________________
на
тему
______________________________
Рецензент:
______________________________
Рецензия
на
курсовую работу по
кафедре Экономической
теории
студента (Ф. И. О.)___________________________
факультет ________________________, ___ курса, _____ группы
номер
зачетной книжки________________________
на
тему
______________________________
Рецензент:
______________________________
Информация о работе Маржинализм: условия возникновения и основные направления